Применение методов ТРИЗ в одной игровой ситуации
консультация (подготовительная группа)

Гусейнова Ольга Семёновна

итог:  формируется  своя точка зрения на различные вещи.

• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

• Появляется смелость общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_primenenie_metodov_triz_v_odnoy_igrovoy_situatsii.docx237.63 КБ

Предварительный просмотр:

Применение методов ТРИЗ в одной игровой ситуации

    К методам управления творческим процессом, пусть в ограниченных пределах, относятся:

• Метод фокальных объектов;

• Морфологический анализ;

• Мозговой штурм;

• Системный оператор;

• Метод противоречий.

Прошу  отгадать задуманный объект. Игра «Да-нетка». Перед вами несколько объектов: дерево, лампа, кошка, кастрюля. Внимание, я загадала объект, задавайте вопросы – так звучит начало игры. Но, прежде чем, задать вопрос, вам необходимо помнить, что в вопросе не должно быть прямого указания на объект. Ответ содержит только да или нет. Для правильной постановки вопроса необходимо опираться на карточки с выделением признаков объекта. Вычленим главное: природный или рукотворный, живое или не живое, классификация объекта: части, цвет, место обитания, поверхность, материал и другие признаки, указанные на карточках-схемах.

- ЭТО ПРИРОДНОЕ?

- ЭТО РУКОТВОРНОЕ?

- ЭТО ЖИВОЕ?

- ЭТО НЕ ЖИВОЕ?

- ЭТО БЫВАЕТ ГОРЯЧИМ?

- У ЭТОГО ЕСТЬ РУЧКИ?

- У ЭТОГО ЕСТЬ ДНО?

- У ЭТОГО ЕСТЬ СТЕНКИ?

- У ЭТОГО ЕСТЬ КРЫШКА?

- ЭТО…

1 шаг МФО- 1)Объект - кастрюля (фокальный объект).

Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, усовершенствование данного объекта, повышение спроса на эту продукцию.

2) Случайные объекты: птица, лампа, кошка. Необходимо выделить главные признаки случайных объектов и наделить необходимыми признаками кастрюлю для ее усовершенствования.

3)Признаки случайных объектов: какое? какой? Какая?
Птица  - черная, с перьями, летающая, клюющая.
Лампа - электрическая, светящаяся, разбитая, цветная.
Кошка - игривая, пушистая, нюхающая, мяукающая,

4) Присоединяем к кастрюле признаки

птицы: черная кастрюля, кастрюля с перьями, летающая кастрюля, клюющая кастрюля;

лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, цветная кастрюля, светящаяся кастрюля;

кошки: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля, игривая кастрюля, пушистая кастрюля

Выбираем самые интересные словосочетания

«летающая  кастрюля» - с крыльями

«нюхающая  кастрюля» - у кастрюли есть нос.

«разбитая кастрюля» - у нее должны быть отсеки.

2 шаг МА -  Развиваем полученные идеи – как это будет выглядеть, ДЛЯ ЧЕГО ЭТИ ПРИЗНАКИ: кастрюля с крыльями - кастрюля с крыльями, что бы не переносить ее самому; нюхающая кастрюля - кастрюля с носом, определяющим свежесть продуктов; разбитая  кастрюля – с несколькими отсеками для приготовления нескольких блюд

hello_html_m5779949e.png

3 шаг МШ - Как это можно использовать и для чего это нужно?

 ТАКУЮ КАСТРЮЛЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПОХОДЕ, В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, КОГДА надо приготовить много и быстро, ВО ВРЕМЯ ДАЛЬНИХ ПУТЕШЕСТВИЙ.

Кому это сможет использовать?  

ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ, ВОЕННЫМ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕСТОРАНАХ И КАФЕ, в семье

Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК

4 шаг СО – был – стал – может быть. Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

объект - ОБЫЧНАЯ КАСТРЮЛЯ,

СТАЛА  ОПРЕДЕЛЯЕТ СВЕЖЕСТЬ ПРОДУКТОВ, НЕ ГОРЯЧАЯ СНАРУЖИ, САМА ГОТОВИТ,

была – простым чугунком

5 шаг МП– что хорошего? – что плохого?

ХОРОШО – не нужно ее поднимать, НЕ ДАСТ ОТРАВИТЬ СЕБЯ, можно приготовить несколько блюд сразу

ПЛОХО – ПОД РУКОЙ ЕСТЬ ПРОДУКТЫ НЕ СОВСЕМ СВЕЖИЕ, НО СЪЕДОБНЫЕ, КАСТРЮЛЯ НЕ ДАСТ ПРИГОТОВИТЬ, ОСТАНЕШЬСЯ ГОЛОДНЫМ, УЛЕТИТ И НЕ ВЕРНЕТСЯ

В одной игровой ситуации были применены 5 методов технологии ТРИЗ:

1.МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)

Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, кастрюля, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к кастрюле (2 - 3 объекта).

2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.

3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он, оно, она, они? Что умеет делать?»

Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения

4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания:

Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать кастрюле нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

Работать можно по одному из направлений:

- рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;

- вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;

- выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;

- составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все).

2.Морфологический анализ

Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком. Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что воспитанник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать гибким и творческим мышлением. Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ - технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития воображения детей является морфологический анализ. Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели.

3.Метод «Мозгового штурма»

Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос.

С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения).

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

4.Системный оператор

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.

В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего. Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.

5.Метод противоречий:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

2. Прием «Противоположные значения».

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.

В итоге, у дошкольников:

• Формируется своя точка зрения на различные вещи.

• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

• Появляется смелость общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...

Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"

Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиск...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...