Информационная карта опыта работы"Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности дошкольников посредством применения методов ТРИЗ
методическая разработка по теме

Тихонова Татьяна Николаевна

информационная карта содержит идею, концепцию, условия, результат, цели и задачи и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_innovacionnogo_opyta.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность

 с указанием преподаваемого предмета

Стаж

работы

в должности

Татьяна Николаевна

Тихонова

МКДОУ №2

692582, Приморский край

пгт. Пограничный ул. Советская 32

Воспитатель

18 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

     Противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития творческих способностей дошкольников путём создания условий, формирующих умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности.

     Проблема развития познавательной активности дошкольников  является одной из самых актуальных на данный момент, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

     Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

     ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.  Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

     Идея проекта заключается в комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ и РТВ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

     Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у  детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

     В основу концепции обучения заложены четыре основных стадии. На первой стадии подразумевается поиск сути и истины. Именно в этот период ребенок начинает учиться осознавать, что любой из предметов, которые его окружают, может использоваться совершенно по-разному.
Вторая стадия полностью посвящена этапу поиска противоречий в самом предмете. На этой стадии анализируется, что в нем полезно и хорошо, а что является и вовсе лишним.
    На третьей стадии перед ребенком ставится задача разрешить противоречия. По мнению многих педагогов, этот этап является самым интересным, так как именно для него в свое время была разработана целая система развивающих задач и игр. Весь этот комплекс направлен на то, чтобы ребенок учился самостоятельно выдумывать нестандартные пути решения поставленных проблем, уходя от обычно навязываемых стереотипных решений.
    Последняя, четвертая стадия, направлена на развитие творческого воображения и мышления. Теперь ребенок должен самостоятельно придумать не выполнявшиеся ранее упражнения, а также сказки, где присутствуют противоречия. Именно для этой стадии автором методики ТРИЗ были разработаны различные специализированные методики, в состав которых входит рисование, конструирование, лепка и, безусловно, игра.
  Каждый ребенок, который прошел все четыре стадии обучения, после этого становится самостоятельной творческой личностью, у которой широкий диапозон мышления и способности к непосредственному анализу окружающей действительности.   

     Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач.

      Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ – РТВ (круги Луллия, «мозговой штурм», метод фокальных объектов, фантастическая аналогия, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, оператор РВС, игра «Да – нет», работа с противоречиями, обучение составлению сказок, загадок, сравнений и др.) позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.

     Ограничения. С учётом индивидуальных особенностей детей предложенный материал можно использовать с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

     Трудоёмкость в использовании практического материала проекта минимальна. Для использования технологии другими педагогами необходимо изучить содержание опыта, проанализировать собственные ресурсы, особенности контингента воспитанников, и с учётом собственных возможностей внедрить опыт (отдельные элементы) в практику.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога, достигнутый им уровень профессионализма)

     Для успешного осуществления поставленных задач  были созданы определённые педагогические условия: 

общение со взрослыми и сверстниками;

субъективная позиция ребенка в деятельности;

направленность деятельности на познание окружающего мира;

создание раскрепощённой, комфортной обстановки,  способствующей

активной творческой деятельности при обучении дошкольников;

введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр,

творческих, импровизационных и проблемных задач;

сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

связь детского сада с семьёй по развитию у детей творческих способностей    

Профессиональные качества педагога:

- личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству;

- эмоционально – положительное отношение между сверстниками;

- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- создание предметно – развивающей  творческой   среды.

6. Результат изменений

     Высокие результаты по развитию связной речи и творческого воображения.

     В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

     Развиваются таких личностных качеств как уверенность, организованность, коммуникабельность, выносливость, сила воли. По итогам наблюдений педагогов и родителей дети стали увереннее в себе, организованнее и выносливее. Дети старшего дошкольного возраста активно принимают участие в районных конкурсах, фестивалях и занимают призовые места.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте




III. Информационные характеристики опыта работы

Ценности и ценностные ориентации

     Ценность опыта в том, что он основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планирование работы по данной технологии основывается на ознакомлении детей с окружающим миром  и развитием речи с включением в занятия методов и приемов ТРИЗ-РТВ.

Цели и задачи

     Цель использования данной технологии в детском саду:

развитие с одной стороны таких качеств, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковой активности, речи и творческого воображения, стремление к новизне.

 Задачи:

формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

развивать способность быстро входить в новые предметные области;

адаптировать к динамичной картине мира;

развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной

деятельностью;

воспитывать творческую личность.

Технологии, в т.ч. ИКТ

Использование современных образовательных технологий:

проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс;

использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал занятия в иллюстрациях;

интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;

здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на  занятиях.

Средства

Подготовлены необходимые средства обучения: 

научно- методическая литература;

изучение передового опыта;

диагностика детей;

игры, упражнения;

фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;

работа с родителями;

иллюстрированный материал

Методы

     В основу обучения детей положены следующие методы:

- проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности), игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений), практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). 

Организационные формы

     Поставленные цели и задачи решаются комплексно: в познавательной, в художественно-продуктивной, речевой, игровой и других видах деятельности (фронтально, по подгруппам, индивидуально).

Развивающая среда

     Музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, методический кабинет

Информационные ресурсы

     Интернет-ресурсы

Организационные ресурсы

     Человеческие: творческий  воспитатели, учитель-логопед, родители.

     Финансовые: педагогический опыт экономичен, все пособия изготавливаются своими руками

Мотивационные ресурсы

     В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает воспитанникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

     Мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, интерес к новому.

Научно-методические ресурсы

     Методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964 г.); Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников», С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей»,  А.В. Корзун «Веселая дидактика».

Материально-технические ресурсы

  Техническое обеспечение:

- музыкальный центр;

- компьютер;

- принтер;

- цифровой фотоаппарат;

- видеопроектор;

- сканер

     Система работы  по данной технологии способствует более лёгкой адаптации ребёнка к школе, быстрому включению его в структуру учебной деятельности, детей отличают активность, самостоятельность, любознательность и общительность.

     Новизна заключается в том, что использование методов ТРИЗ дает воспитателям и детям инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. 
     Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования.. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый  результат – это интересно и увлекательно вдвойне.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"

Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством применения различных техник рисования

Описание опыта работы педагога по ИЗО в ДОУ по Развитию творческих способностей дошкольников посредством применения различных техник рисования...

«Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ» круглый стол для воспитателей

Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный  педагог должен обладать еще и...

Развитие нестандартного мышления и творческой деятельности дошкольников по средствам применения методов ТРИЗ

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее....