Главные вкладки

    К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
    статья по теме

    Губа Ирина Анатольевна

    Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc109.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Здравствуйте, уважаемый коллега!

    Здравствуйте, уважаемый коллега!

    Не удивляйтесь. Именно со слова «Здравствуйте» вместо привычного «Введение» я начинаю описание опыта своей работы. Почему? Во-первых, мне приятно, что Вы открыли эту работу, и, во-вторых, мне бы хотелось доверительных отношений с Вами.

         Сегодня одним из приоритетных направлений ФГОС ДО  является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

          ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология была разработана Генрихом Альтшуллером. Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни.

         Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.

         Анализируя эти качества, я вижу портрет дошкольника, соответствующий предложенным в ФГОС ДО портрету дошкольника – выпускника.

    Инновационная направленность педагогического опыта

    Объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.

           В педагогическом опыте представлен набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств ТРИЗ-технологии, системно используемых в образовательном процессе.

    Практическая значимость педагогического опыта:

    1. Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ и РТВ (развития творческого воображения), обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

     2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

    Новизна педагогического опыта.

    Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что опыт работы по данной тематике основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планирование работы основывается на развитии речи, развитии изобразительных навыков и ознакомлении детей с окружающим миром с включением в образовательную деятельность методов и приемов ТРИЗ-РТВ.

    Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

    Мною созданы условия успешного формирования творческого потенциала. Составлена дополнительная образовательная программа «Акварелька» по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования. Оформлена картотека игр на формирование системного мышления для детей младшего и старшего дошкольного возраста, изготовлены дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения. Все эти пособия используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.

            Цель использования данной технологии в детском саду - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки взрослым инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

            Задачи:

    • формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
    • развивать способность быстро входить в новые предметные области;
    • развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
    • адаптировать к динамичной картине мира;
    • развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
    • воспитывать творческую личность.

    Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление.

    - Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.

    - Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

    - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

    - Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

    - Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей. 

    Для решения поставленных задач использую следующие методы: проблемно–поисковый, поисково–экспериментальный, игровой, практический. 

               

     Приемы:

    1. Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (в младшем дошкольном возрасте дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в  старшем дошкольном возрасте решают противоречия).

    2. Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей.

    3. Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.

    4. Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем. (Использование приемов фантазирования: в младшем возрасте на конкретных примерах или на сказках; в старшем дошкольном возрасте, опираясь на жизненный опыт детей).

    Выбор тех или иных методов или приемов зависит: от возраста детей и от их уровня развития; от содержания задач, стоящих перед данным занятием или бытовой деятельностью; от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

                                           Особенности работы по технологии ТРИЗ-РТВ

    Структура НОД с использованием ТРИЗ-технологии.

    Основной задачей использования ТРИЗ-технологии при проведении НОД является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:

    - организовывать проведение НОД таким образом, чтобы она органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носила «академический» характер;

    - использовать специальную игрушку – героя, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме мероприятия;

    - в конце НОД подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о …, а на следующем занятии узнаем, почему…). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание НОД с последующими режимными моментами.

         Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной деятельности. Она выстроена из нескольких этапов:

    1. этап (подготовительный) – вторая младшая группа;
    2. этап (ознакомительный) – средняя группа;
    3. этап (изобретательный) – старшая группа;
    4. этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.

    В работе применяю различные подходы к построению НОД: построение на одной алгоритмической цепочке (в этом случае основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

           Сюжеты подсказывают сказки, современные мультфильмы. Мы играем с детьми в путешествия, походы в сказочный лес, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле-невидимке, где узнаем что-то новое и интересное.

    Методы составления сказок применяются на заключительном этапе синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки может получиться много различных вариантов. На практике применяются следующие методы составления сказок: «Салат из сказок», «Выкладывание карт», Сказка «наизнанку» и др.      

        Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны. Поэтому основной задачей, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры. Творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

            Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом реализуют его в практической деятельности. Наши проекты: «Путешествие в космос», «В стране старинных вещей», «Стоит на окошке цветок огонек». Работа над проектами позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей.

            Результативные параметры. Ежегодно отслеживаю достижение воспитанниками целевых ориентиров освоения программы: уровня развития познавательной активности, развития речи и развития изобразительных навыков. Итоговые результаты на каждом возрастном уровне показывают положительную динамику.

    По данным педагога-психолога детского сада, результаты обследования творческого воображения детей на сентябрь 2014 года свидетельствуют о преобладании детей со средним уровнем развития воображения(68%), что является возрастной нормой, также выявлены дети с высоким (24%) и низким (8%) уровнями развития воображения. При повторном обследовании в мае 2015 года результаты обследования говорят о всё том же преобладании среднего уровня (55%), высокий уровень составляет 45%, однако низкий уровень развития воображения был ликвидирован. Результаты обследования в феврале 2016г. показали преобладание высокого уровня творческого воображения (52%) и среднего уровня (48%).

    Познакомившись с технологией ТРИЗ, дети стараются находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческое, оригинальное. Не стесняются высказывать свои предположения, повышается уровень речевой активности, развивается свободное общение.

    В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами по программе дополнительного образования «Акварелька» за последние 2 года 80% детей:

    - проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

    -планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;

    -через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;

    -могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;

    -дают оценку результатам своей деятельности;

    -дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.

    Разработка и внедрение моего опыта работы эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности. Воспитанники являются участниками и призерами садовских и городских конкурсов: «Осенний калейдоскоп», «Новогодняя игрушка», «Открытка ко Дню защитника Отечества», «Зеленая планета глазами детей», «Моя любимая сказка». В 2015 г. приняли участие во Всероссийском конкурсе «Забавные отпечатки».

    Взаимодействие с родителями – непременное условие освоения детьми образовательной программы. В своей работе стараюсь привлекать родителей к творческо-образовательному процессу: организации выставок, наблюдений в окружающем мире, посещении выставок, к проведению экскурсий.

    По результатам анкетирования родителей отметила, что 85% детей проявляют творческие способности, 20% придумывают фантастических героев из бросового материала, 30% детей применяют приёмы нетрадиционного рисования дома. 80% родителей отметили, что приобретают игры на развитие творческого воображения и мышления, пользуясь советами педагогов. Опыт работы показывает, что чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый успех ребенка, его достижения доводятся до сведения родителей, благодаря чему ребенок получает поддержку, похвалу от них, что важно для него, для развития его уверенности, успешности.

          Формы распространения опыта: проведение педагогических мастерских в детском саду, открытых мероприятий, совместных праздников, проекты с участием детей и родителей, рекомендации (памятки) для родителей и педагогов. Делюсь опытом с педагогами и родителями на сайте детского сада www.детсад19.рф.ru

            2015г. – провела мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». 2016 г. - показ открытого мероприятия в средней группе «Развеселим снеговика» на ГМО воспитателей.

         Методы данной технологии позволяют  мне успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"

    Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...

    Опыт работы на тему: "Формирование представлений о декоративно – прикладном искусстве у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта современного детского костюма с фольклорным колоритом "

    Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...

    Презентация "Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности"

    Развитие  творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности...

    «Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ» круглый стол для воспитателей

    Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный  педагог должен обладать еще и...

    Опыт работы на тему: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, посредством интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями»

    Новизна опыта заключается в интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями и специалистами дошкольной организации....