Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования.
методическая разработка (подготовительная группа)

Программа построена на следующих принципах:

 

  1. Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Дошкольное образовательное учреждение выстраивает образовательную деятельность с учетам региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастным и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа построена на следующих принципах:

  1. Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Дошкольное образовательное учреждение выстраивает образовательную деятельность с учетам региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастным и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
  2. Сохранение уникальности и самоценности детства.  Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
  3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющимся мире.
  4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
  5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, призвание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Это принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых в реализации программы.
  6. Сотрудничество ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе.
  7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
  8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
  9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержание и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
  10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предполагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей условия этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

Подходы к оформлению Программы следующие:

  1. Системный подход. Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.
  2. Личностно-ориентированный подход. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Для развития личности создаются условия для саморазвития задатков и творческого потенциала.

II. Содержательный раздел.

          В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

          - принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимность;

          - принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании из нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов и личностных новообразований;

          - принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;

           - принцип последовательности, подразумевающий логическое условие задач музыкального образования детей 1 – 7 лет и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

           - принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины – России.

           - принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат).

           Структурирование программы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов. На одной ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности:

           - слушание музыки.

            - детская исполнительная деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);

            - детская музыкально-творческая деятельность.

            Материал по каждой из них изложен в соответствии с традиционными программными компонентами:

            - характеристика возрастных возможностей;

            - задачи овладения ребенком деятельностью;

            - содержание (музыкальный репертуар).

Программа представлена в виде ступеней музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Музыка (слушание музыки, пение, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация).

Формы реализации Программы.

Методы реализации Программы.

Средства реализации Программы.

Индивидуальные.

Подгрупповые.

Фронтальные.

Режимные моменты.

Самостоятельная музыкальная деятельность.

Наглядные непосредственные.

Рассматривание репродукции картин, иллюстраций.

Просмотр слайдов, диа-и видеофильмов, телепередач.

Словесные:

Беседы.

Прослушивание.

Чтение художественной литературы.

Практические.

Танцы.

Пляски.

Хороводы.

Упражнения.

Творческие задания.

Поисковые задачи.

Проблемные задачи.

Игровые.

Музыкально-дидактические игры.

Игра-драматизация.

Инсценировки.

Показ разных видов театров.

Художественная литература.

Сюжетные картины.

Репродукции пейзажных картин и натюрмортов.

Портреты композиторов.

Разные виды театров.

Костюмы, декорации.

Игрушки.

Слайды, диа-и видеофильмы.

Аудиозаписи музыкальных произведений.

Музыкально-дидактические игры.

III. Организационный раздел.

Материально-техническое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования.

Перечень оборудования.

Помещение

Оснащение.

Музыкальный зал.

Совместная образовательная деятельность по музыкальному воспитанию, приобщению к  музыкальному искусству и развитию музыкально-художественной деятельности.

Праздники, утренники, развлечения, досуги.

Утренняя гимнастика.

Интегрированные занятия по синтезу искусств.

Вокальная кружковая работа.

Индивидуальная работа по развитию творческих способностей.

Удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз: организация двигательной активности, художественно-творческой деятельности детей.

Логоритмика.

Музыкотерапия.

Методические мероприятия с педагогами.

Консультативная работа с родителями и воспитателями.

Совместные с родителями праздники, досуги и развлечения.

Родительские собрания, концерты, выставки и другие мероприятия для родителей.

Пианино.

Музыкальный центр – 1.

Детские музыкальные инструменты: ударные, металлофоны, шумовой оркестр.

Зеркала.

Театральный занавес.

Декорации, бутафория.

Различные виды театров.

Ширмы.

Игрушки, атрибуты, наглядные пособия.

Стулья для детей.

Подборки аудио- и видеокассет, дисков с музыкальными произведениями.

Библиотека методической литературы и пособий, сборники нот.

Более подробно – паспорт музыкального зала.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Наименование литературы.

Автор(ы).

Издательство.

Наличие грифа ФЭС или МО РФ.

Год издания.

Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки».

И.М. Каплунова,

И.А. Новоскольцева.

Композитор

г. Санкт – Петербург.

Допущено МО РФ.

2003г.

Программа по музыкальному воспитанию «Гормония».

К.Л. Тарасова,

Т.В. Нестеренко,

Т.Г. Рубан и др.

Центр «Гормония»

г. Москва.

Допущено МО РФ.

2001г.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

          В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный перечень событий (праздников), который обеспечивает:

          - «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

          - социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

          - поддерживание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы.

          - технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

          - многообразие форм подготовки и проведения праздников;

          - выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включения в праздники  и подготовку к ним родителей воспитанников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019у

Учебный  план  МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом  примерной  основной  образовательной программы дошкольного образован...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

"Нейропсихологические подходы в коррекции трудностей освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

Педагоги дошкольных организаций в своей работе сталкиваются с тем,  что у детей старшего дошкольного возраста снижена работоспособность, темподеятельность, наблюдается колебание внимания, гиперак...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...