План по самообразованию на тему : " Песочная терапия для детей дошкольного возраста"
учебно-методическое пособие

Логачева Дарья Павловна

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_pesochnaya_terapiya_2022-2023.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район

План по самообразованию

Педагога-психолога Логачевой Д.П.

Тема: «Песочная терапия для

детей дошкольного возраста»

На 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.  

«Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.  

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.  

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.  

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.  

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого.  

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.  

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективных развития. Умение распознавать и передавать эмоции – сложный процесс, требующий от ребенка дошкольника определенных умений и знаний.

Цели работы: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной терапии.

Задачи работы:  

  1. Изучат         взгляды         и         рекомендации         исследователей         по         проблеме         песочной игротерапии.
  2. Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми.
  3. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду.  

Данная система занятий ориентирована на применение широкого комплекса различных средств песочной терапии, способствует самовыражению ребенка и дает возможность ему выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Тактильные упражнения создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебную атмосферу. Такие упражнения часто присутствуют в занятиях: погладить песок, сыграть на «песочном пианино», сделать следы кулачками. Эти упражнения имеют огромное значение для развития психики детей. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций. На занятиях используются игровые образцы, различные приспособления для рисования песком, творческие задания, которые вызывают интерес у детей.

Возраст детей: от 6 до 7 лет. Дети этого возраста способны успешно выполнять предлагаемые задания, подчиняться правилам игры, контролировать выполняемые действия.

                              Тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Цели

Содержание

Октябрь

I

«Знакомство с

Песочной страной»

- Способствовать созданию комфортного психологического микроклимата в группе;  

-Развивать тактильнокинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- Воспитывать умение понимать себя и других.

1. Приветствие

2.Упражнение «Здравствуй песок».

3. Упражнение «Раскопки».

4. Упражнение «Сложи животного».

5. Рефлексия

II

«Печальный город»

- Способствовать созданию комфортного психологического микроклимата в группе;

  - Развивать тактильнокинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

 - Воспитывать умение понимать себя и других;

 - Уточнить знание основных видов эмоциональных состояний.

1. Приветствие

2. Упражнение «Поделись своим настроением»

3. Упражнение «Пирамида дружбы»

4. Упражнение «Рисуем эмоции»

5. Рефлексия

III

«В гостях у Песочной

Феи»

- Способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя;  

- Формировать представление о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных

играх;  

- Развивать умение отражать в речи свои ощущения

- Совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения;  

- Способствовать развитию воображения и творческих проявлений; - Воспитывать эмоциональную

отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей.  

1.Приветствие

2. Упражнение «Найди песочный листочек»

3. Упражнение «Передай свое настроение»

4. Упражнение «Несчастное дерево»

5. Рефлексия.

IV

«Трусливые черепашки»

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения;

 - Развивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива;

- Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания.  

1. Приветствие

2. Упражнение «Песочные черепашки»

3. Упражнение « Сонные черепашки»

4. Рисование на песке

5. Рефлексия

Ноябрь

I

«Страна гномиков»

- Расширить представления об окружающем мире; - Формировать представления о способах рефлексии и бесконфликтного решения проблемных ситуаций;

Способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом.  

1. Приветствие

2. Упражнение «Знакомство с гномами»

3. Упражнение «Веселые кляксы»

4. Упражнение «Рисуем радугу»

5. Рефлексия

II

«Город зеркал»

- Развивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе;  

- Воспитывать желание помогать друг другу в совместной деятельности;

- Совершенствовать умение выражать свои чувства в словесной форме;

- Развивать творческие способности детей, воображение, образное мышление.  

1. Приветствие

2. Упражнение «Кроты»

3. Упражнение «Песочное зеркало»

4. Упражнение «Лепим дракона»

5. Рефлексия

III

«Затерянный город»

- Воспитывать умение находить решение проблемных ситуаций; - - Формировать навыки общения путем активизации

словаря детей;

- Формировать представление о способах рефлексии;  

- Развивать умение выражать эмоции при помощи речи.

1. Приветствие

2. Упражнение «Сухое дерево»

3. Упражнение «Песочная река»

4. Упражнение «Археологи»

5. Рефлексия

IV

«Путешествие в сказку»

- Развивать способности к  рефлексии;  

- Воспитывать стремление к взаимопомощи, сотрудничеству;  

- Совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения;  

- Способствовать формированию интереса детей к сотрудничеству.  

1.Приветствие

2. Упражнение «Сказочный сон»

3.Упражнение «Волшебный кувшин»

5. Упражнение «Сундучок с сюрпризом»

6. Рефлексия

Декабрь

I

«Птица счастья»

- Способствовать созданию положительного эмоционального микроклимата в группе;  

- Развивать воображение;

- Способствовать снижению эмоционального напряжения через взаимодействие детей с песком;

- Воспитывать умение выслушивать друг друга и находить решение проблемных ситуаций

1. Приветствие

2. Упражнение «Комплимент»

3.Упражнение «Раскопки»

4. Упражнение «Рисование волшебной птицы»

5.Рефлексия

II

«Царство песка»

- Формировать представление о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных

играх;

- Развивать умение отражать в речи свои ощущения;

- Совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения;

-Способствовать развитию воображения и творческих проявлений;  

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей.  

1.Приветствие

2. Упражнение «Ветер»

3. Упражнение «Волшебные очки»

4. Упражнение «Портрет друга»

5. Рефлексия

III

«Песочная лаборатория»

Развивать умение отражать в речи свои ощущения;

- Совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения;

-Способствовать развитию воображения и творческих проявлений;  

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей

1. Приветствие

2. Упражнение «Увлекательный песок»

3.Упражнение «Веселые фантазии»

4. Рефлексия

IV

«Чудеса на песке»

- Создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей;

 - Развивать тактильнокинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

 - Воспитание умения понимать себя и других; формирование способности к

рефлексии;  

- Закрепление основных видов эмоциональных состояний с группой детей.

1. Приветствие

2. Упражнение «Узнай настроение по голосу»

3. Рисование на песке

4. Рефлексия

Январь

I

«Встреча с Мышиным королем»

- Продолжать знакомство с нравственными категориями:

добро, зло, дружба; формировать умение действовать в соответствии с ними;

- Закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме;

 - Развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям;

-Воспитывать умение работать в коллективе

1. Приветствие

2. Упражнение «Мышка в норке»

3.Упражнение «Веселые буквы»

4.Рисование на песке

5.Рефлексия

II

«Доброе превращение и чудесное спасение»

- Закреплять, уточнять, систематизировать знания детей о песке;

- Развивать мыслительную и речевую активность; восприятие детей через тактильные ощущения;

- Развивать эмоциональночувственный опыт детей, творческое воображение;

- Воспитывать умения выслушивать друг друга, находить решение проблемных ситуаций;

 - Обучать способам эффективной рефлексии и умению выражать эмоции с помощью речи.

1. Приветствие

2. Упражнение – игра « Пустыня»

3. Рисование на песке животных

4. Рефлексия

III

«Необыкновенное путешествие»

- Создавать положительный эмоциональный контакт с детьми, добрую атмосферу на занятии;  

- Систематизировать знания детей о семье, об отношениях, учить соотносить внутреннее состояние членов семьи с их поступками;

- Развивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению;

 - Осуществлять

диагностический компонент внутрисемейных отношений, способствовать эмоциональной близости детей и родителей.  

1. Приветствие

2. Упражнение «Создай семью»

3. Рассказы по воображению «Мое будущее»

4.Рефлексия

Февраль

I

«Прогулка в царство

Матушки Природы»

- Создавать положительный эмоциональный микроклимат, активизировать детей на предстоящую деятельность; - Обогащать представление детей о временах года, способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира;

- Развивать мышление, воображение детей;

- Снижать напряжение через взаимодействие детей с песком, материалами различного фактурного покрытия.  

1. Приветствие

2.Упражнение «Сказочный сон»

3.Упражнение- игра «Составь слово»

4.Творческая минутка

5.Рефлексия

II

«Путешествие Золотой рыбки»

- Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;  

- Способствовать снижению уровня тревожности;

- Развивать образное мышление;

1. Приветствие

2.Упражнение «Золотая рыбка»

3. Творческая минутка

4. Рефлексия

III

«Веселый лучик»

- Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;  

- Способствовать снижению уровня тревожности;

- Развивать образное мышление;

1. Приветствие

2.Упражнение «Солнышко»

3. Упражнение «Добро светится ярко»

4.Рефлексия

Март

I

«Мир наоборот»

-  Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

 - Развивать образное мышление;

- Развивать тактильную чувствительность;

- Совершенствовать навык регуляции мышечного напряжения.  

1. Приветствие

2. Упражнение «Мир наоборот»

3. Упражнение- игра  « Минутка шалости. Смена ролей»

4.Рефлексия

II

«Добрые волшебники»

-Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;  

- Способствовать снижению уровня тревожности;

  - Развивать образное мышление.

1. Приветствие

2. Упражнение «Добро побеждает зло»

3.Упражнение «Полет в высоко в небе»

4.Рефлексия

III

«Спасатели»

- Продолжать знакомство с нравственными категориями:

добро, зло, дружба; формировать умение действовать в соответствии с ними;

- Закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме;

 - Развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям;

-Воспитывать умение работать в коллективе

1.Приветствие

2. Упражнение «Несчастное дерево»

3.Упражнение «Добрый доктор Ай Болит»

4.Рефлексия.

IV

«Пчелка в темноте»

- Продолжать знакомство с нравственными категориями:

добро, зло, дружба; формировать умение действовать в соответствии с ними;

- Закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме;

 - Развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям;

1.Приветствие

2. Упражнение «Рисование страхов на песке»

3. Упражнение «Веселые шалости с своими страхами»

4. Рефлексия

Апрель

I

«Заколдованный город»

Закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме;

 - Развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям;

1.Приветствие

2. Упражнение « Помощь»

3. Упражнение « Город мечты»

4.Рефлексия

II

«Строители»

- Способствовать созданию комфортного психологического микроклимата в группе;

  - Развивать тактильнокинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

 - Воспитывать умение понимать себя и других;

 - Уточнить знание основных видов эмоциональных состояний.

1. Приветствие

2. Упражнение « Строим настроение»

3. Упражнение «Разноцветные мечты»

4. Рефлексия

III

«Цветочная полянка»

Способствовать созданию комфортного психологического микроклимата в группе;

  - Развивать тактильнокинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

 - Воспитывать умение понимать себя и других;

 - Уточнить знание основных видов эмоциональных состояний.

1. Приветствие

2.Упражнение «Цветочный мир»

3.Упражнение « Мешочек сюрпризов»

4. Рефлексия.

IV

« Я песочный волшебник»

- Продолжать знакомство с нравственными категориями:

добро, зло, дружба; формировать умение действовать в соответствии с ними;

- Закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме;

 - Развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям;

1. Приветствие.

2. Упражнение «Волшебный мир песка»

3.Веселые игры

4. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования»

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных  видов рисования» на 2017-2018 учебный год...

ПЛАН по самообразованию на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

vАктуальность:Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю ,  как увлеченно дети исследуют мир,   они  — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку ч...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

статья на тему:Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью....

Статья на тему: "Песочная терапия для детей дошкольного возраста".

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью. Игра с песком помогает детям выражать, что он чувствует и какие эмоции...

Статья на тему: "Песочная терапия для детей дошкольного возраста".

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью. Игра с песком помогает ребенку выражать, что он чувствует и какие эмоц...

Статья на тему: "ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью....