Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагогов ДОУ
план-конспект занятия

Логачева Дарья Павловна

Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Стресс-менеджмент – это совокупность способов, которые позволяют справиться с синдромом после неприятных ситуаций, а также методы управления стрессом, позволяющие препятствовать конфликтам в рабочем коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stres.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район

Практикум для педагогов

«Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагогов ДОУ»

Подготовила: педагог-психолог

Логачева Д.П.

Цель тренинга:

  1. Провести анализ стрессоустойчивости группы.
  2. Раскрыть понятие «Стресс», его формы и виды».
  3. Проанализировать последствия всех видов стресса.
  4. Дать советы, как самостоятельно справиться со стрессом.

Оборудование: ноутбук, презентация, листы А4 белой бумаги, ручки, карандаши, зеркало, раздаточный материал для участников тренинга- тест, стихотворение «Разговор с зеркалом», 20 ключевых фраз в Новом году.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашей встрече!

Сегодня я подготовила тренинг, который, я надеюсь, будет для вас очень полезным и интересным. Тема нашего тренинга «Стресс и его коррекция или Как вы заботитесь о себе»».

Ход тренинга:

Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Стресс-менеджмент – это совокупность способов, которые позволяют справиться с синдромом после неприятных ситуаций, а также методы управления стрессом, позволяющие препятствовать конфликтам в рабочем коллективе.

«Комплимент с плюсом»

Инструкция педагога-психолога: Наши личные ресурсы похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.

Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент. Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я…» — и повторите сказанное только что вам и добавьте: «… а кроме того, я еще и…».

Беседа «Как вы выходите из стрессового состояния?»

Педагог-психолог: Как показывает практика, педагоги получают достаточно много информации о том, как им работать с детьми. Но многие нуждаются и в знаниях о том, как следует справляться со своими проблемами, управлять стрессовыми ситуациями, не переносить негативные эмоции на семью. Предлагаю сейчас поделиться друг с другом способами выхода из стрессового состояния.

Какие приёмы борьбы со стрессом вы используете?

- Может кто-нибудь хочет поделиться с собственными способами борьбы с отрицательными эмоциями в течение дня?

(Каждый участник предлагает свои методы борьбы с отрицательными эмоциями).

Я вам предлагаю пройти небольшой тест «Как вы заботитесь о себе?»

Инструкция: Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, где 4 — да (написанное полностью относится к вам, вашим поступкам и действиям); 3 — скорее да, чем нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (вы так никогда не поступаете).

Мини-лекция «Управление стрессом»

«Самое главное в жизни здоровье!» - так, наверное, ответит чуть ли не каждый человек, если его спросить что для него главное в жизни. Особенно в вопросах сохранения здоровья должны быть осведомлены педагоги, для того, чтобы учить этому подрастающее поколение. Компетентное отношение к собственному здоровью включает в себя следующие составляющие:

- соматическое здоровье (это физическое здоровье человека, отражающее текущее состояние органов);

- клиническое здоровье (это совокупность физических, психических и эмоциональных показателей);

- физическое здоровье (это состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы исправно функционируют);

- психическое здоровье (это состояние психологического и социального благополучия);

- уровень валеологических знаний (это уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья).

В основном к ухудшению здоровья приводят стрессы. Стресс - нормальная реакция организма на угрозу, изменение внутреннего состояния, нарушения внутреннего равновесия. Наиболее опасным для жизнедеятельности организма является хронический стресс, который характеризуется постоянным нарушением внутреннего равновесия. Симптомы хронического стресса: нарушение памяти и концентрации внимания, бессонница, депрессия, чувство вины. Последствия - головная боль, псориаз, выпадение волос, повышенное давление, сердечные болезни.

Надо обратить внимание на то, что не всегда и не все стрессы бывают отрицательными. В некоторой степени они даже полезны, так как играют мобилизующую роль и помогают человеку приспособиться к изменяющимся условиям. Нормативные стрессы не травмируют психику, а побуждают человека к осмыслению ситуации, личностному росту. Они имеют познавательную ценность. Слово стресс (от англ. – «напор») - это совокупность защитных физиологических реакций организма, возникающих в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров).

Виды стресса:

1. Эустресс - это стресс, вызванный положительными стрессорами (непредсказуемая победа в соревновании, олимпиаде). Он активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интереса к жизни, заставляет действовать более интенсивно.

2. Дистресс - вызванный негативными стрессорами (опоздание на важное мероприятие, проигрыш в соревновании и т. д.). Это разрушительный процесс, который дезорганизует поведение человека, активизирующий глубинные адаптационные резервы организма. Такой длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.

Возможные реакции организма на стресс:

1.дезадаптация - человек пытается приспособиться к стрессовой ситуации, но ему это не удается;

2.пассивность - возникновение состояния беспомощности, безнадежности, депрессии;

3.активная защита от стресса - смена деятельности с целью достижения душевного равновесия (спорт, музыка, физический труд)

4.активная релаксация (расслабление) - повышает естественную адаптацию организма к стрессовой ситуации.

Психолог: я предлагаю нам всем вместе настроиться на практическую часть нашего семинара. Для этого мы будем передавать зеркало друг другу и читать фразы, которые я вам раздам на листочках.

Техника «зеркального двойника» -  «Разговор с зеркалом» 

1.Я такая лапочка! Я такая цаца!

2.На меня красавицу не налюбоваться!

3.Я такая умница! Я такая краля!

4.Вы такой красавицы сроду не видали!

5.Я себя любимую холю и лелею!

6.Ах, какие плечики! Ах, какая шея!

7.Талия осиная, бархатная кожа,

8.С каждым днем красивее, С каждым днем моложе!

9.Зубки, как жемчужинки – С каждым днем прочнее!

10.Ножки – загляденье! С каждым днем стройнее!

11.Волосы шикарные – Вам и не мечталось!

По утрам проговаривайте эти слова, настраивая себя на лучшее. А перед сном,  глядя в зеркало на свое отражение, громко и отчетливо произнесите: «Все, что произошло неприятного, все обиды, неприятные поступки и слова в свой адрес я отдаю тебе». После этого спокойно идите спать. Это техника «зеркального двойника» используется в некоторых индийских храмах.

Предлагаю немного поиграть . Игра «Круглый тест»  

По команде ведущего все участники выполняют следующее:

1. Рисуют небольшой круг (каждый на своем листке).

2. Делят весь листок на 4 сектора через центр круга. Линии должны выходить за пределы круга.

3. В каждом секторе пишем по одной из букв: П, Р, С, Л.

4. Вокруг первого круга рисуем второй (если все было сделано правильно, то второй круг должен получиться уже разделенным на 4 сектора).

5. В каждом из этих четырех секторов пишем по одной из цифр: 1, 2, 3, 4.

6. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одному зверю (здесь подразумевается, что звери - это и рыбы, и насекомые, и птицы, и т.д.)

7. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одной из черт характера человека. Например: жадность, злость, доброта и т.д.

8. Рисуем последний круг или просто вписываем в оставшиеся секторы четыре пословицы или поговорки (а также это могут быть крылатые фразы, приколы типа "с русского радио").

Теперь расшифровка!!!

Рефлексия

Участникам предлагается рассказать о том, что им понравилось на занятии, что нового они узнали, какие чувства и эмоции испытывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .

В данной работе собран диагностический инструментарий   способствующий выявлению сформированности компонентов  профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

Презентация Power point для педагогов «Значение формирования коммуникативных компетенций в профессиональной деятельности педагога».

информация для педагогов о значении грамотной речи вкомпетенциях педагогических работников ДОУ...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...