Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
статья

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.  Введение нового профессионального стандарта педагога  неизбежно повлечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Изучение стандарта с последующим самоанализом позволит педагогу уже на этапе подготовки выявить проблемы своей профессиональной деятельности (недостающие знания, умения, трудовые действия и пр.), которые могут определить содержание методической работы. Предлагаю таблицу сформированностидеятельностных компонентов педагогов на основе компонентов трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnye_kompetentsii.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.  Введение нового профессионального стандарта педагога  неизбежно повлечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов ДОУ предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Вместе с тем изучение стандарта с последующим самоанализом позволит педагогу уже на этапе подготовки выявить проблемы своей профессиональной деятельности (недостающие знания, умения, трудовые действия и пр.), которые могут определить содержание методической работы. Предлагаю таблицу сформированности  деятельностных компонентов педагогов на основе компонентов трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Сформированность деятельностных компонентов педагогов на основе компонентов трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

№ п/п

Характеристика компонентов трудовой функции в профстандарте

Деятельность педагога в дошкольной организации

Степень сформированности

Полностью

Частично

Отсутствует

4

ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»: ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

4.1

Трудовые действия

4.1.1

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

Участвую в разработке образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО

4.1.2

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ОО

Поддерживаю эмоциональное благополучие ребенка в дошкольной организации

4.1.3

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и основными образовательными программами

Планирую и реализую образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС ДО

4.1.4

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Организую педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы.

Провожу анализ образовательной работы.

4.1.5

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Участвую в планировании и корректировке образовательных задач по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка

4.1.6

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Реализую педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы

4.1.7

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Развиваю профессиональные компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей

4.1.8

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Формирую у детей психологическую готовность к школьному обучению

4.1.9

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Создаю позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми

4.1.10

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организую виды деятельности для развития свободной игры детей

4.1.11

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Организую конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности

4.1.12

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Активно поддерживаю детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

4.1.13

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Организую образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

4.2

Необходимые умения

4.2.1

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создание широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе для обеспечения игрового времени и пространства

Организую различные виды деятельности детей: предметную, познавательно – исследовательскую, игровую, продуктивную, конструирование.

Создаю возможности для развития свободной игры детей.

Обеспечиваю игровое время и игровое пространство для детей.

4.2.2

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Применяю методы физического развития детей в соответствии с ОП ДО.

Применяю методы познавательного развития детей в соответствии с ОП ДО.

Применяю методы личностного развития детей в соответствии с ОП ДО,

4.2.3

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития

Использую результаты психолого – педагогического мониторинга для корректировки своей работы.

4.2.4

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Владею всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно - исследовательской).

4.2.5

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Умею выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей для решения образовательных задач.

Использую различные методы и средства для психолого – педагогического просвещения родителей.

4.2.6

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Владею ИКТ – компетентностями, необходимыми для планирования и реализации образовательной работы с детьми.

Владею ИКТ – компетентностями для оценки образовательной работы с детьми.

4.3

Необходимые знания

4.3.1

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Знаком со спецификой дошкольного образования. Знаю особенности организации работы с детьми.

4.3.2

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Знаю основные психологические подходы: культурно – исторический, деятельностный и личностный.

Знаю основы дошкольной педагогики, классические системы дошкольного воспитания.

4.3.3

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Знаком с общими закономерностями развития ребенка в раннем возрасте.

Знаком с общими закономерностями развития ребенка в дошкольном возрасте.

4.3.4

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Знаю особенности становления и развития детских деятельностей в раннем возрасте.

Знаю особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте.

4.3.5

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Знаю основы теории физического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Знаю основы теории познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста

Знаю основы теории личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

4.3.6

Современные тенденции развития дошкольного образования

Знаю современные тенденции развития дошкольного образования

Данная таблица может быть использована в целях:

- для самооценки педагогами собственной готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требования Профстандарта педагога;

- для взаимооценки педагогами профессиональной деятельности коллег;

- для составления других (более частных, узконаправленных) таблиц по отношению к данной таблице;

- может быть переработана в анкету;

- может быть использована как основание для наблюдения за профессиональной деятельностью педагогов и др.

Заполнение данной таблицы (каждым педагогом) позволит проранжировать сформированные у педагогов умения для эффективного выполнения трудовых функций, поможет вам оценить дефицит профессионального развития воспитателей детского сада в соответствии с требованиями профстандарта и спланировать методическую работу с ними до окончания переходного периода. Далее старший воспитатель анализирует результаты диагностики и определяет, какие у педагогов затруднения. На основе этого планирует методическую работу с теми педагогами, чей уровень компетенций не соответствует требованиям профстандарта.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

опыт  работы  преднозначен для  старших  воспитателей  и  воспитателей  работающих  по  проектной  технологииИнформация  об  опытеУсловия...

Модель организации повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, моб...

Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""

Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...

Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах организации образовательной деятельности

Данный материал разработан для педагов ДОУ с целью повышения компетент ности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности. В статье рассказывается о педагогической технологии "Кл...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....