Статья на тему "Организация сюжетно-ролевой игры с применением технологической карты."
статья (средняя группа)

Худайбергенова Тамара Каллибековна

Организация сюжетно-ролевой игры с применением технолонгической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx213.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Автор статьи: Худайбергенова Тамара Каллибековна

                                                                                                                       воспитатель

                                                                                                                         ГБДОУ д/с № 83

                                                                                                           Фрунзенского  района Санкт-Петербурга

 

Организация сюжетно-ролевой игры с применением технологической карты.

 

Одна из проблем в дошкольном образовании младших и средних дошкольников является организация сюжетно-ролевой игры. Мы вместе с детьми разработали технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета. Любая игра имеет свои правила.

Мы разработали технологические карты сюжетно-ролевых игр: «Больница» и «Парикмахерская». Почему и как мы это делаем, отражено в данной статье.

 Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка не самопроизвольно, необходимо наличие целого ряда условий. В саду стали использовать технологическую карту сюжетно-ролевой игры. И задача педагога раскрыть возможности использования данной технологии через самостоятельность и инициативность старших дошкольников  в сюжетно-ролевых играх.

Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

Условиями развития самостоятельности и инициативности в игре являются:

 1. создание эмоционального благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе руководства игрой;

2. развитие интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх разнообразных событий, связанных с непосредственным опытом детей;

3. участие в подготовительном этапе сюжетно-ролевой игры:

4. создание развивающей предметно-пространственной среды для организации самостоятельной игровой деятельности.

В игровой деятельности нарастание самостоятельности детей требует особого руководства, в связи с этим позиция педагога постоянно меняется:

педагог – наблюдатель за игровой деятельностью детей;

педагог – координатор общения детей в игре и игровых замыслов;

педагог - помощник – консультант, если возникают затруднения, конфликты.

О развитии самостоятельности свидетельствуют оригинальность игровых замыслов, творчество при создании образов игровых персонажей, самостоятельное использование сюжетосложения, сочетание в сюжетах разнообразных реальных и фантастических событий, направленность на сверстника как на партнера по игровой деятельности, умение аргументировано высказываться и давать оценки.

Технологическая карта игры – последовательность действий, которая изображена графически т. е. в виде схем или рисунков, т. к. дети ещё не умеют читать. Технологическая карта предлагает новый подход к организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.

Но, как, же дети смогут расшифровать технологическую карту? Смогут, если принимали участие в её составлении (т. е это наиболее простой путь к пониманию - делать её шаг за шагом вместе с ними).

Основная цель создания технологической карты – формировать начальные навыки ролевого поведения, раскрыть игровой замысел, а попутно и активизировать и развивать речь детей.

В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздать социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Структура технологической карты сюжетно-ролевой игры:

1.     Атрибуты сюжетно-ролевой игры.

2.     Место работы (название организации).

3.     Специальная обувь и одежда.

4.     Трудовые действия.

5.     Конечный продукт производства.

6.     Сопутствующие сюжетно-ролевые игры.

 Правила оформления технологических карт, исходя их которых, мы можем выделить её полезные свойства: наглядность, привлекательность, запоминаемость, возможность пересмотра, творческий характер, своевременность.

Технологическая карта будет способствовать самостоятельности и инициативности детей в организации сюжетно-ролевой игры, позволит детям самостоятельно организовать игру, дополнить ее другими игровыми сюжетами.

Технологическая карта является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря. В результате применения технологических карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод. Что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.


Список литературы

1.Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.

2.     Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов".

Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности  мышления, к использованию полученных ими...

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

Статья по теме: сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей.В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его ж...

Статья на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей»

Статья на тему:«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащениясоциального опыта детей»Подготовила: Михеева Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область...

Статья на тему:"Сюжетно - ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста"

Игра занимает важное место в жизни ребенка. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры  детей дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение в воспитании и развитии личности дошкольника....

статья "Исследование развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте."

развитие ролевой игры старших дошкольников на основе наблюдений и диагностики...

Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ.

Конспект охватывает содержание игры " Школа" с технологией Триз....