Статья на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей»
статья на тему
Статья на тему:
«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения
социального опыта детей»
Подготовила:
Михеева Ольга Владимировна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №2
г.Балаково Саратовская область
Чтобы решить вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью, необходимо рассмотреть игру во взаимодействии со всей воспитательной работой, с содержанием занятий, показать, как возникает и развивается игра.
Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.
Игра наиболее доступный для него вид деятельности, в процессе которой ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра, как показывают ведущие психологи и педагоги, влияет на развитие образного мышления и воображения дошкольников, вводит их в мир социальных отношений, формирует способность взаимодействовать со сверстниками. При этом исследователи отмечают: специальное развивающее влияние игра оказывает в большей мере, если она становится самостоятельной формой деятельности детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения
социального опыта детей»
Подготовила:
Михеева Ольга Владимировна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №2
г.Балаково Саратовская область
Чтобы решить вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью, необходимо рассмотреть игру во взаимодействии со всей воспитательной работой, с содержанием занятий, показать, как возникает и развивается игра.
Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.
Игра наиболее доступный для него вид деятельности, в процессе которой ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра, как показывают ведущие психологи и педагоги, влияет на развитие образного мышления и воображения дошкольников, вводит их в мир социальных отношений, формирует способность взаимодействовать со сверстниками. При этом исследователи отмечают: специальное развивающее влияние игра оказывает в большей мере, если она становится самостоятельной формой деятельности детей.
Дети учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила. В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и индивидуальной (режиссерской) игры.
Успех формирования игры во многом зависит от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой с учетом ролевого содержания. Воспитатель совершенствует игровой опыт, приобретенный детьми ранее, поддерживает их стремление играть не только с игрушками, но и с предметами- заместителями, побуждает к обозначению действий словом. Поощряет желание принимать роли людей тех профессий, с которыми они знакомились ранее. Воспитатель подсказывает некоторые ролевые способы поведения – более выразительные жесты, мимику, движения. Поощряет ролевые высказывания, первые содержательные диалоги. В игре помогает договориться со сверстниками, учит вступать во взаимодействие друг с другом.
В дошкольном возрасте наибольшее развитие достигают игры, в которых изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. Игры детей под влиянием взрослых, под воздействием воспитания становятся все более сложными и многообразными. Путь развития игры в основном заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства, выраженные в игре, становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче, средства изображения – разнообразнее, развивается согласованность действий, обдуманность.
Изучение развития игры в дошкольном возрасте ярко обнаруживает ее основную особенность: игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активности деятельности, волевых усилий. В увлекательной игре, захватывающей ребенка, воспитатель имеет возможность развивать активную работу мысли и воображения. Когда же детей принуждают играть «для закрепления впечатлений», потому что этого требует план воспитателя, игра не получается, она сводится к бледному копированию жизни. Односторонний подход к игре лишь как к познавательной деятельности в узком смысле этого слова снижает, искажает значение игры.
В детских играх отражаются впечатления от жизни – как постоянно повторяющиеся, так и необычные, отличающиеся большой силой. Игра возникает только в том случае, когда у ребенка есть яркие, конкретные представления. Но этого недостаточно. Чтобы возникла игра, необходима заинтересованность, тема игры должна затрагивать эмоции ребенка. Во всех детских садах наблюдаются игры в «семью», «детский сад», и всегда в этих играх изображаются не только события жизни, но и отношение ребенка к ним, его чувства, переживания. Чем старше и развитее дети, тем полнее и конкретнее их представления и тем глубже, осознаннее их чувства. Дети обычно выбирают роли, привлекательные для них, они хотят изображать людей, к которым чувствуют любовь и уважение. У ребенка в каждый период есть любимая игра, любимая роль. На время он может отойти от этой игры, потом снова к ней возвращается. Воспитатель, руководя игрой, заботиться о том, чтобы каждый ребенок находил себе активную, интересную роль, умел исполнять и главные, и второстепенные роли.
Под влиянием воспитания содержание игры в дошкольном возрасте делается более богатым и разнообразным, меняется также характер игрового подражания, он становится все более сознательным, творческим. В младшем дошкольном возрасте дети подражают отдельным действиям окружающих людей, передают некоторые наиболее понятные им проявления чувства (мама любит дочку и заботиться о ней).
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более связным, стройным, развивается способность обдумывать свои действия, договариваться о них.
Дети много узнают не только в детском саду, но и за его пределами: в семье, на улице. Богатым источником информации может служить общение и совместные дела со взрослыми членами семьи, с братьями, сестрами, а также детские телепередачи, книги и другое. В этом возрасте дети довольно любознательны, наблюдательны, их интересуют многие события, и, естественно, все, о чем узнают, они стремятся перенести в игру.
Но особое влияние на игру все-таки оказывают знания, получаемые на занятиях. И очень важно, чтобы они естественным образом влияли на игры детей. При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, то есть непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и раскрывают значимость их труда для других. Обращают внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняют, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь и другое. Когда знакомят с трудом почтальона, подчеркивают: он заботливый, и в дождь, и в холод приносит людям свежие газеты, письма, открытки.
Воспитатель выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей, старается вызвать желание помочь ему. Так, во время экскурсии в прачечную спрашивает: «Как вы думаете, чем мы можем помочь прачке? Как облегчить ей труд?» Подводит детей к выводу: если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, их легче стирать. Дети начинают осознавать, что могут помочь взрослым и принять посильное участие в труде.
Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, но еще постоянно вступают в контакты друг с другом. Разнообразные действия с предметами, которые осуществляют они в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, главное – это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателей, больной – без врача, командир – без солдата и так далее.
Не только на занятиях, но и в повседневной жизни педагог обращает внимание детей на то, как взрослые вступают во взаимодействие друг с другом. Предлагает вспомнить, как разговаривают с продавцом их родители в магазине, обращаются к пассажирам в транспорте. Может даже показать, как следует обращаться к людям с просьбой, предложением.
Для активизации детей в процессе наблюдений за окружающим необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагающие или совместный труд детей со взрослыми, или эпизодическое включение их в деятельность. Так, после чтения стихотворения Ю.Тувима «Овощи» можно провести экскурсию в овощной магазин и предложить детям купить те овощи, о которых они узнали из стихотворений (морковь, свеклу, картофель и др.). А потом попросить повара сварить эти овощи и приготовить винегрет.
После экскурсии в прачечную детей тоже можно включить в активную деятельность, к примеру, в вечернее время организовать стирку кукольного белья, посоветовать родителям, чтобы дома они разрешили ребенку выстирать мелкие вещи – носовой платок, носки, ленту. Дети понимают: чтобы выстирать белье, надо очень постараться. Положительный результат вызывает у них желание повторить стирку, но в реальной жизни это не всегда можно осуществить. Поэтому ребята с удовольствием постирают белье куклам понарошку.
Надо так организовать повседневную жизнь дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Воспитатель создает специальные ситуации, например может попросить ребенка сходить в медкабинет и выяснить что-то у медсестры или с поручением пойти в соседнюю группу и прочее. Такие ситуации помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения, совершенствуется ориентировка в помещении детского сада. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.
Обогащению игры способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства. Они знакомят детей с богатством человеческих чувств, помогают глубже познать эмоциональный мир человека.
Такие произведения, как «Усатый полосатый» С.Маршака, «Про зайчат» Е,Чарушина, «Бишка» К.Ушинского и другие, расширяют знания о животных, их повадках, воспитывают доброе отношение к ним. А если дети к тому же будут выполнять посильные индивидуальные и совместные поручения по уходу за животными, то игра еще более обогащается.
Произведения «Красный командир» Б.Житкова, «Пограничники» С.Маршака, «Дозор» З.Александровой дают богатый материал для игр на военную тематику, направляют их в нужное русло.
Хорошим дополнением к наблюдениям, беседам, чтению художественной литературы являются картины. Они помогают оживить имеющиеся впечатления, дают представления о новых событиях, делают сильнее образы, создаваемые дошкольниками в игре.
Систематически занимаясь с детьми, воспитатель формирует у них интерес к различным событиям окружающей жизни, желание расширить свои знания, побуждает к самостоятельным наблюдениям, поиску новой информации в процессе содержательного общения со старшими и сверстниками. Новые знания комбинируются с имеющимися, при этом ярко проявляются элементы творческого воображения.
Последнее время многие психологи бьют тревогу: игровая деятельность в детском саду вытесняется учебными занятиями. Однако для развития ребенка важно не только свободное для игры время. Необходимо, чтобы педагог обеспечил развивающую игровую деятельность, сформировал у детей способность включаться в сюжет игры, строить его, обращал внимание не только на факт включения в игру, не только на принятие роли (мам, водитель, продавец), но и на способность осознавать сюжет, придумывать новые сюжетные линии.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Список литературы:
- Л.Опаснова. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках // Дошкольное воспитание №1, 1989г.
- Т.Неменова. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //Дошкольное воспитание №1, 1989г.
- Л.П.Бочкарева. Воздействие книг и картин на игровые образы //Воспитание детей в игре, 1983г.
- Н.Я.Михайленко. Как играть с ребенком 3-5 лет // Дошкольное воспитание №7, 1985г.
- Н,Михайленко. Формирование сюжетной игры у детей 6-го года жизни // Дошкольное воспитание №8,1989г.
- Н.Туркулец. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание №8, 1989г.
- Д.Менджерицкая. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью //Дошкольное воспитание №6, 2008г.
- А.Либерман, О.Репина. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе // Дошкольное воспитание №6, 2008г.
- Л.Лидак. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание №7, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра как средство формирования социального опыта старших дошкольников
Презентация сюжетно-ролевых игр в старшей группе....

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

Обогащение социального опыта детей через сюжетно-ролевую игру.
В данной методической разработке представлен опыт работы по обогащению социальгого опыта детей через сюжетно-ролевую игру....

«Обогащение социального опыта детей, через организацию сюжетно-ролевых игр»
Обогащение социального опыта детей,через организцию сюжетно -ролевых игр....

Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
Маммаева З.И.Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольниковГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,Санкт-Петербург Аннотация: В статье раскрывают...
Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.
Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Статья по теме «Народная игра как средство обогащения игрового опыта. Для педагогов дошкольных учреждений.»
Статья по теме «Народная игра как средство обогащения игрового опыта.Для педагогов дошкольных учреждений.»...