Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
статья

Маммаева Зоя Ишхановна

 

Маммаева З.И.

Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников

ГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,

Санкт-Петербург

   Аннотация: В статье раскрываются некоторые научные взгляды на теорию игры; выделяются условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно.

Ключевые слова: дошкольник, ролевая игра, социализация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mammaeva.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Альманах мировой науки» (Педагогические науки) 2021 · № 2(45)

Маммаева З.И.

Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников

ГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,

Санкт-Петербург

   Аннотация: В статье раскрываются некоторые научные взгляды на теорию игры; выделяются условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно.

Ключевые слова: дошкольник, ролевая игра, социализация.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Изучением теории ролевой игры занимались многие ученые. А.Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных разработке теории игры, определяет, что в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает перед ребенком как задача [1]. А.В. Запорожец обращает внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в ситуации прямого задания, существенно различается. Ученый установил, что в ходе развития меняется структура и организация игровых движений. В них вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения [1]. В ходе изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста Д.Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило, а развитие ролевых игр идет от игр с развернутой сюжетной ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Автор считает, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей каждому  ребенку подняться на более высокую ступень развития, поскольку игра вне сверстников не является полноценным активатором развития дошкольников. Коллектив детей в процессе игрового действия корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, стимулирует соблюдение правил участников ролевой деятельности. Так же вполне оправдалось положение Л.С. Выготского о том, что в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли [1].

Социальное  развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.

На наш взгляд, сюжетно - ролевая игра - это наиболее доступное средство социализации детей, поскольку является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Однако необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно: обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам; обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей; своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни; умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе. Опыт, получаемый в процессе проживания роли в сюжетной игре, формирует социальные представления дошкольников, обогащает их знания, мотивируя перенос социального опыта, приобретенного посредством участия в сюжетно-ролевой игре со сверстниками, в реальную жизнь.

Литература:

  1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей»

Статья на тему:«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащениясоциального опыта детей»Подготовила: Михеева Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область...

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.

Отчёт по методической  теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...

Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.

Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются:  спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...

Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания о...

Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков дошкольников является игра.Среди всех игр особое, ведущее место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети берут на себя роли вз...