Самообразование ТЕМА: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа)

Губина Анна Александровна

Активизация в ребенке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Цель: Активизация в ребенке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для развития творческого воображения.
  2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  3. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  4. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Этапы разработки:

1. Изучение работы педагогов (через публикации, сайты)

2. Собрать банк данных по теме «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников» (презентации, статьи)

3. Составление картотеки игр и занятий с использованием сказкотерапии.

4. Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию

5. Изучить литературу:

- «Практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

- «Основы сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

- «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми» Сертакова Н.М.

- «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки» Карпов А.

Содержание работы

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой:

  • чтение;
  • рассказывание, т. е. более свободная передача текста;
  • приемы формирования восприятия сказки;
  • выразительность чтения.;
  • повторность чтения;
  • выборочное чтение;
  • рассматривание иллюстраций в книге;
  • беседа по сказке.

Чему учат сказки наших детей? Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:

  • Воспитание хороших человеческих качеств
  • Мягкое обучение без насилия
  • Проживание эмоций
  • Привитие извечных ценностей
  • Понимание мира вокруг и отношений между людьми
  • Мягкая коррекция поведения ребенка
  • Лечение души
  • Расслабление, набор положительного опыта

 Виды психологических сказок в сказкотерапии во многом зависят от используемых сказок.

  • Художественная. К ним относят как авторские, так и народные рассказы. Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские могут иметь очень тонкие и скрытые значения.
  • Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их цель — обучать дошкольников тем или иным вещам, в зависимости от проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по сказкам.
  • Медитативные сказки. А вот медитативные сказки служат для того, чтобы человек мог расслабиться, избавиться от агрессии и накопить позитивные мысли, опыт.
  • Психотерапевтические сказки. Сказкотерапия как средство психотерапии позволяет провести глубокую и тщательную работу над проблемами ребенка.
  • Психокоррекционные. Обычно используются для решения проблем агрессии малышей, а также нарушений поведения. Если ребенок чрезмерно агрессивный, буйный или вспыльчивый, психокоррекционная сказка станет оптимальным методом решения этой проблемы, повлияет на двигательную активность и дополнительно подавит агрессивность.

Структура занятия

  • Погружение. Необходимо предварительно подготовить все материалы, которые пригодятся в ходе работы. Погружение достигается путем прослушивания музыки, , изменения тона читающего или даже изменением освещения. В комплексе это позволяет из реального мира погрузиться в мир сказок.
  • Знакомство. Здесь читаются или прослушиваются психологические сказки для детей.
  • Процесс обсуждения. Когда воспитатель закончил чтение, начинает задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или героями рассказа. Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.
  • Арт-терапия. Детям дается задание нарисовать, слепить или как-то иначе изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший его момент сказки и пр. Причем ребенок или должен сам выбирать, что именно он хочет изобразить. Воспитатель лишь дает возможность выбора.
  • Выход. Погрузившись на первом этапе в сказку, теперь из нее нужно выходить. Для этого приглушается музыка, включается свет, к примеру. Психологи часто используют прием, при котором все закрывают глаза, считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность.
  • Итоги. Воспитатель, приняв во внимание результаты, подводит итоги каждого участника группы.

Особенности работы с детьми

  • учитывается возраст детей;
  • дозировано предоставляется информация;
  • терапия сопровождается обязательным обсуждением, обыгрыванием или рисованием составляющих сказки;
  • терапия не подразумевает проведение нравоучений для детей;
  • подводятся итоги методом анализа или обсуждения с детьми самого произведения, его героев и обыгранных в сказке ситуаций.

Как видите, сказкотерапия положительно влияет на двигательную активность детей, раскрывает проблемы и позволяет корректировать поведение. На самом деле у сказкотерапии огромные психотерапевтические возможности.

Необходимо лишь грамотно распоряжаться этим инструментом воздействия, актуальным как для детей, так и для взрослых.


Формы работы с родителями:

 Разработка консультаций и презентаций для родителей воспитанников основанных на содержании сказок:
- подготовить памятки по формированию традиций ежедневного чтения и обсуждения сказок;
- составить список рекомендованных сказок;
- подготовить презентации.
Анкетирование родителей.
Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»

Мастер – класс «Путешествие в сказку»

Памятка «Сказки читайте правильно»


Формы работы с коллегами:
Подготовка консультаций для воспитателей по теме самообразования
- «Сказкотерапия как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка»;
- «Сказкотерапия в работе с детьми»;
- «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»;
- «Как с помощью сказки развивать речь ребенка».
Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

Создание предметно – развивающей среды

Изготовление демонстрационного материала, атрибутов связанных со сказкотерапией.

Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка».

Дидактическая игра «Узнай сказку»

Папка презентаций по сказкам.

Трафареты сказочных героев для рисования.

Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка».

Работа с детьми:

- Упражнение «Игрушки просыпаются»;
- Упражнение «Пятна» Воспитатель показывает детям картинки с разнообразными пятнами (разного цвета, формы, количества), дети должны внимательно рассмотреть и ответить о том, какие это пятна;
- Упражнение «Солнышко и игрушки» «Солнышко» (воспитатель) касается рукой («лучом») каждого ребёнка, и дети, расслабляясь, засыпают (дети могут «заснуть», сидя на коврике, а могут лечь);
- Лепка из солёного теста с детьми;
- Перевоплощение детей в сказочных героев;
- Обсуждение сказки;
- Игра «Мусорное ведро»;
- Работа с песком;
- Упражнение «Цветок» Дети складывают ладони вместе, изображая стебель, затем разжимают центральные частицы ладони, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы: цветок распустился. Необходимо кистями рук изобразить раскрытый цветок, почувствовать напряжение в пальцах рук, затем потрясти руками и расслабить их;
- Упражнение «Гусенички» Дети сидят, как в яйце, затем распрямляются, ложатся на живот, и ползут на животе по полу, руки вытягивают вдоль туловища ладонями вниз. Выполнив упражнения, дети поворачивают голову набок так, чтобы одна щека лежала на полу, расслабляют все мышцы тела;
- Упражнение «Домашний очаг»
 Дети зажимают себя руками, словно заворачиваются в листочки, напрягая при этом мышцы рук, затем расслабляют их (3–4 раза).

Подвижные игры на тему сказок:

«Теремок»

Дети стоят в кругу — это теремок. Несколько детей надевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.

Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом, и говорят слова:

«Вот стоит теремок,

Он не низок, не высок.

Как войдёт в него зверёк,

Так захлопнется замок».

Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.

На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки.

Кто попадётся, перестаёт быть «зверьком» и встаёт в теремок с остальными детьми.

Игра проводится, пока не останется самый ловкий

«Волк и козлята»

Выбирается волк, остальные дети — козлята.

Дети — козлята прыгают по площадке, приговаривая:

«Мы весёлые козлята,

Озорные все ребята,

Не боимся никого,

Кроме волка одного.

(подходят к волку)

Серый волк, не зевай,

Нас скорее догоняй».

На последние слова «волк» догоняет «козлят».

Кого поймал (осалил), тот приседает.

Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.

Затем выбирается новый «волк»

 «Муха-Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре — ребёнок в шапочке Мухи-Цокотухи.

Дети идут по кругу, проговаривая слова:

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо,

В гости мы к тебе идём,

Кого хочешь, приведём.

Может, пчёлок полосатых?

Или гусениц мохнатых?

Кровопийцев — комаров?

Или толстых червяков?»

Ребёнок в центре (Муха-Цокотуха) выбирает. Если ребёнок назвал пчёлок, то дети летят по кругу и жужжат; если гусениц — идут мелкими шагами; если комариков — летят, произнося «з-з-з»; если червяков — идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.

После каждого показа ведущий выбирает ребёнка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим

«Зайцы и лиса»

Дети в масках зайчиков стоят в кругу.

Ребёнок в маске лисы ходит за кругом и говорит:

«Ох, растаял домик мой,

Как же мне идти домой.

Надо к зайчику бежать,

Его домик отобрать».

Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:

«Тук-тук-тук…

Серый зайка, выбегай

И со мною поиграй».

«Зайка» и «лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займёт домик. Кто проиграл — тот становится «лисой»



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...

План по самообразованию Тема : Сказкотерапия - как средство формирования развития речи дошкольника.

Работа над программой профессионального самообразовния поможет мне:- добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;- систематизировать знания детей о диалог...

Индивидуальная тема по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

                   Актуальность выбранной темыВсем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственн...

План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических от...

Тема по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (средняя группа "Звёздочки")

Тема по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (средняя группа "Звёздочки")...

Самообразование «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное,...

План по самообразованию Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии  для...