Самообразование «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»
рабочая программа (средняя группа)

Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Новоангарский детский сад «Золотой петушок»

                                                                       

План работы по самообразованию

по теме:

«Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Составила: воспитатель

Пагиева Т.Т.

п. Новоангарск

2022-2023гг

«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность —  эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». 
К.И. Чуковский

"Маленькие детки - маленькие бедки" – гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия – метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Вот основные принципы, позволяющие с помощью сказки, достигать своих целей: 

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...  

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.  

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.  

Сказкотерапия как здоровьесберегающий педагогический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.  

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Цель сказки  не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребѐнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребѐнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Цель работы: Создание условий для активизации в ребенке творческого начала, раскрытия глубин собственного внутреннего мира, развития его самосознания посредством применения метода сказкотерапии.

Задачи:

  • создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
  • помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
  • содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития;
  • содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
  • воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Актуальность. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, лучше рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читается по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры ― «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» и другие.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения. Главное в  сказке – это выразительно её прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы рассуждений и развернутого ответа ребенка.

Виды психологических сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. К ним относят как авторские, так и народные рассказы. Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские могут иметь очень тонкие и скрытые значения.

Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их цель — обучать дошкольников тем или иным вещам, в зависимости от проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по сказкам.

Медитативные сказки. А вот медитативные сказки служат для того, чтобы человек мог расслабиться, избавиться от агрессии и накопить позитивные мысли, опыт.

Психотерапевтические сказки. Сказкотерапия как средство психотерапии позволяет провести глубокую и тщательную работу над проблемами ребенка.

Психокоррекционные. Обычно используются для решения проблем агрессии малышей, а также нарушений поведения. Если ребенок чрезмерно агрессивный, буйный или вспыльчивый, психокоррекционная сказка станет оптимальным методом решения этой проблемы, повлияет на двигательную активность и дополнительно подавит агрессивность

Структура занятия

Чтобы повлиять на двигательную активность, решить проблемы или отыскать ответы на важные вопросы, следует правильно структурировать процесс сказкотерапии.

Погружение. Необходимо предварительно подготовить все материалы, которые пригодятся в ходе работы. Погружение достигается путем прослушивания музыки, изменения тона читающего или даже изменением освещения. В комплексе это позволяет из реального мира погрузиться в мир сказок.

Знакомство. Здесь читаются или прослушиваются психологические сказки для детей.

Процесс обсуждения. Когда воспитатель закончил чтение, начинает задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или героями рассказа. Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.

Арт-терапия. Детям дается задание нарисовать, слепить или как-то иначе изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший его момент сказки и пр. Причем ребенок или должен сам выбирать, что именно он хочет изобразить. Воспитатель лишь дает возможность выбора.

Выход. Погрузившись на первом этапе в сказку, теперь из нее нужно выходить. Для этого приглушается музыка, включается свет, к примеру. Психологи часто используют прием, при котором все закрывают глаза, считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность.

Итоги. Воспитатель, приняв во внимание результаты, подводит итоги каждого участника группы.

Особенности работы с детьми

Грамотная и эффективная сказкотерапия детских проблем достигается только при условии соблюдения определенных правил и норм. Если не соблюдать их, желаемый результат достигнут не будет.

Есть несколько условий, позволяющих достичь желаемого эффекта при работе с детьми. На основе рассказа рекомендуется проводить практические занятия в виде лепки, рисования или простых активных бесед или даже постановки театрального выступления. Воспитатель сам должен проявлять интерес к рассказу и погружаться в сказочный мир, используя эмоциональное сопровождение, то есть создавать соответствующее настроение сказки с помощью эмоций. Важным нюансом является настроение ребенка — если он не настроен на сеанс терапии, заставлять его не нужно.

Также есть несколько важных правил, которые принимаются во внимание при построении сказкотерапии с детьми:

  • учитывается возраст детей;
  • дозировано предоставляется информация;
  • терапия сопровождается обязательным обсуждением, обыгрыванием или рисованием составляющих сказки;
  • терапия не подразумевает проведение нравоучений для детей;
  • подводятся итоги методом анализа или обсуждения с детьми самого произведения, его героев и обыгранных в сказке ситуаций.

Как видите, сказкотерапия положительно влияет на двигательную активность детей, раскрывает проблемы и позволяет корректировать поведение. На самом деле у сказкотерапии огромные психотерапевтические возможности.

Необходимо лишь грамотно распоряжаться этим инструментом воздействия, актуальным как для детей, так и для взрослых.

Формы работы с родителями:

  • консультации «Воспитание сказкой»; «Какие сказки читать ребенку на ночь», «Читайте ребенку правильные сказки»;
  • беседа о методе и приемах сказкотерапии;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки, буклеты);
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Приложение 1

План работы по самообразованию

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

- Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).

- Изучение психолого-педагогической,

методической литературы по теме самообразования.

- Изучение материалов на интернет-ресурсах.

сентябрь - декабрь

Диагностический

- Создание программы коррекционной ООД для дошкольников с использованием приемов и методов сказкотерапии;

- Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;

- Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;

- Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.

- Беседа о страхах.

январь - февраль

Практический

- Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

- Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

март - июль

Аналитический

- Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

август


Создание предметно – развивающей среды

Наименование

Сроки

Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка».

сентябрь-октябрь

Дидактическая игра «Узнай сказку»

в течение года

Картотека терапевтических сказок

в течение года

Трафареты сказочных героев для рисования

декабрь-январь

Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка»

февраль-март

Работа с детьми

Наименование

Сроки

«Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие.

Сентябрь

«Страшилки» — групповое арт-терапевтическое занятие, выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать.

Октябрь

«Страшная маска» — групповое арт-терапевтическое занятие, дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

Ноябрь

«Красивый рисунок» — групповое арт-терапевтическое занятие на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать

Декабрь

«Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.

Январь

«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.

Февраль

«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние ребенка.

Март

Упражнение «Победитель злости»

Апрель

ООД:

Крест - игра «В гостях у сказки»

Май

Работа с родителями:

Тема

Сроки

Консультация «Воспитание сказкой»; «Какие сказки читать ребенку на ночь», «Читайте ребенку правильные сказки»;

Сентябрь-октябрь

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Ноябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада.

Декабрь

Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Январь-февраль

Подготовка буклетов «Роль сказок в развитии ребёнка», «Сказка – это важно», «Сказка в гости идёт»

Март-апрель

Отчет по самообразованию - презентация.

Май

Работа с педагогами:

Наименование

Сроки

1.Сбор книжных иллюстраций

2. Привлечь педагогов других групп к подготовке атрибутов к оод.

1 квартал

1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: «Сказкотерапия - лечение сказкой»

2 квартал

1. Подготовка мультимедийной презентации для педагогов «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

3 квартал

1. Выступление на заседании Педагогического совета

4 квартал

Ожидаемые результаты для детей:

  • дети знают признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
  • знают сказки народов;
  • выразительно передают содержание сказок, замечают характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
  • умеют передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.
  • развитие речи детей и ее основных функций;
  • совершенствование навыков коммуникации;
  • закрепление представления об окружающем мире;
  •  развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе сказкотерапии для дшкольников;
  • пополнена РППС.


Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
  • картотека терапевтических сказок для дошкольников;
  • презентация на заседании Педсовета «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»;
  • буклет для воспитателей «Сказкотерапия - лечение сказкой»;
  • личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
  • размещение фотоотчетов и методических разработок по  накопленному опыту на сайтах www.maam.ru,  www.infourok.ru,  www.nsportal.ru.

Приложение 2

Список литературы:

  1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.
  2. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.
  3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с.
  4. Гнездилов, В."Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").
  6. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.
  7. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2008. - 208 с. - (Технологии института сказкотерапии).
  9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).
  10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии).
  11. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. А. Тихонова. - Санкт-Петербург, 2003. - 202 с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психотерапия зависимостей : метод сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2004. - 175 с. - (В помощь образовательному учреждению) (Art-терапия).
  13. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии) : книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ; худож. Р. И. Шустров ; ред. Г. А. Седова. - Санкт-Петербург, 1998. – 349 с. - (Ребенок и взрослый 21 века).
  14. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Сказки для мальчиков и девочек / Татьяна Зинкевич-Евстигнеева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2006. - N 6. - С. 13-16.
  15. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2008. - 235 с. - (Технологии института сказкотерапии).
  16.  Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста : метод. рекомендации для пед. и психокоррекц. работы / Л. Д. Короткова. - Москва, 2003. - 126 с. - (Серия "Воспитание человека").
  17. Кулинцова, И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И. Е. Кулинцова. – Москва ; Санкт-Петербург, 2008. - 168 с.
  18. Леонтьева, И. Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития / Ирина Геннадьевна Леонтьева // Психолог в детском саду. - 2006. - N 2. - С. 83-98.
  19. Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия : воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем / Г. Ломакина. - Москва, 2010. - 158 с.
  20. Михайлова, А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  21. Практика сказкотерапии : сборник сказок, игр и терапевтических программ / под ред. Н. А. Сакович. - Санкт-Петербург, 2007. - 219 с. - (Психологический тренинг).
  22. Сакович,  Н.А. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  23.  Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия / Дмитрий Соколов ; худож. В. Щербаков. - Москва, 2001. - 303 с. - (Как стать психологом).
  24.  Татаринцева, А. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям / А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук. - Санкт-Петербург, 2007. – 217 с. - (Психология детства).
  25.  Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. - Санкт-Петербург ; Москва, 2008. - 117 с.
  26.  Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия: сборник программ по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - Санкт-Петербург, 2000. - 254 с. - (Психологический тренинг).
  27.  Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры / С. А. Черняева. - Санкт-Петербург, 2002. – 167 с. - (Art-терапия).
  28.  Шорохова, О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О. А. Шорохова. - Москва, 2007. - 207 с. - (Программа развития).

 

Ссылки на ресурсы Интернет:

  • Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bayushki.ru/category/1/6/83. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cka3ka-pro.ru/index.html- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Книжная Поисковая Система eBdb (electronic books data base) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebdb.ru/Category.aspx?catId=1092361. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • «Мир книг»:

Как воспитать ребёнка ДОБРЫМ: сказкотерапия (для малышей от 2 до 7 лет) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirknig.com/audioknigi/audioknigi_detyam/1181242772-kak-vospitat-rebyonka-dobrym-skazkoterapiya.html. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

  • Стишенок, И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И. В. Стишенок[Электронный ресурс]. – 2006. - Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181145881-skazka-v-treninge-korrekcija-razvitie.html. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Персональный сайт Игоря Викторовича Вачкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vachkov.narod.ru/skazkoterapiya.htm- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sadon.ru/. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skazka.ural.ru/. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skazki.org.ru/. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Сказкотерапия – сказка глазами психологов и психология сказки[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skazkatera.kiev.ua/. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Электронная библиотека «Куб»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koob.ru/art_therapy/ . - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
  • Электронная библиотека NLP-BOOK Евгении Елисеевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.eliseeva.com.ua/. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

статья "Хореография как средство всестороннего развития дошкольника"...

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.

1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

В данной публикации рассказывается о пользе музыки и хореографии в развитии ребенка. Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельно...

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

Хореография как средство всестороннего развития дошкольникаВ последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореографи...