Главные вкладки

    «Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
    статья (подготовительная группа) на тему

    Колчанова Елена Викторовна

     

    «Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

    Колчанова Е.В.

    Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.

    р.п. Белый Яр.

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.

     Во все времена мамы учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.

                  Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.    Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.

       Ребенок дошкольного возраста с удовольствием обсуждает свои впечатления со сверстниками и взрослыми, стремится к преобразовательной, активной деятельности. Эту потребность он может реализовать, используя развивающий потенциал проектной деятельности.  Очень важно показать дошкольнику, как много он может сделать, как его самостоятельные поиски, находки и деятельность могут изменить окружающую действительность к лучшему.  И наша задача – создать условия, в которых ребенок сможет наиболее свободно преобразовывать действительность, проявить активность, выразить себя в доступном и интересном виде деятельности.

    Мы задаемся вопросом, зачем же нужны проекты?

            Участие в проектной деятельности позволяет  каждому ребенку жизнерадостно и полно прожить день в детском саду, общаясь на равных с другими детьми и взрослыми, придумывая, созидая, развиваясь.

              Первый проект, который хочу представить – это  «Елка наряжается – праздник приближается». Всем давно известно, что новый год для детей  это самый ожидаемый праздник в их жизни. Но дошкольники, в силу своего возраста, не могут самостоятельно  организовать этот праздник, поэтому им нужна помощь взрослых. Но еще больше им нравится участвовать в подготовке праздников. Это замечательный повод для того, чтобы задействовать творческий потенциал каждого ребенка.  Цель этого проекта не только познакомить детей с традициями празднования Нового года, но и подарить ребенку праздник и подарки, настоящие новогодние волшебства. Очень важно заранее оправдать  детское ожидание  Нового года, усилить его, создать особенное новогоднее настроение. Для этого в рамках реализации проекта мы  совместно с родителями и детьми провели следующую работу:

    -  изготовили елочные украшения;

    - подготовили костюмы, разучили песни танцы  и стихи;

    - познакомились с традициями празднования нового года;

    - ходили на экскурсию в подготовительную группу «Как украшена новогодняя елка»;

    -  участвовали в районном новогоднем конкурсе «Наряд для Снегурочки!»;

      Итогом этого проекта был  новогодний утренник «Что такое новый год?».

    Родители проявили, активность и творчество в подготовке к этому празднику.

            Не случайно среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «8 марта»   занимает особое место. Этот праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Праздник «8 марта» служит  напоминанием необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. Мама является  хранительницей семьи, и развитие отношений между ребенком   и матерью имеет большое значение для развития личности дошкольника. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. От матери дети получают ласку, нежность, доброту и  чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать.

            Это явилось основанием для создания большого проекта «Пришла волшебница весна – нам дарит мамин день она». Данный проект  был направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку - маме,   и осознанием детьми  необходимости быть милосердными  и заботиться о людях пожилого возраста.  Для этого в рамках реализации проекта мы  совместно с родителями и детьми провели следующую работу:

    - Изготовили цветы для мам;

    - Разучивали песни, танцы и стихи;

    - Для бабушек испекли печенье (из солёного теста) и украсили его;

    Презентацией данного проекта  было проведение праздника «Паровозик – ромашка» с участием родителей, педагогов с детьми, посвященного мамам и бабушкам.

            Ранней  весной мы с детьми  разработали и реализовали проект «Огород на подоконнике».  Цель этого проекта обобщать и расширять знания о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Значимость этого проекта   очень велика, так как дети, ухаживая за рассадой  овощных и цветочных культур,  видят результаты своего труда. Цветущие растения все лето радовали  нас своим цветением  на территории детского сада. А зелень укропа и лука наши повара использовали при приготовлении витаминных салатов.

     В рамках  проекта совместно с детьми была  придумана сказка «Наш чудесный огород».

              Сохранение здоровья дошкольников имеет первостепенное значение, ведь от состояния организма зависит успешная деятельность воспитанника.

     В детском саду дают молоко,  но не все дети его пьют. Эта проблема актуальна. И поэтому возникла потребность рассказать  о пользе молочных продуктов для детского организма.   Так рождается новый проект «Пейте дети молоко -  будете здоровы».  Цель его -  дать представления детям о значении молока и молочных продуктов для  жизни деятельности  человека.

    В  рамках реализации данного проекта , совместно с  детьми, были проведены следующие мероприятия:

    - Знакомились с понятием «Витамины»;

    - Откуда пришло слово «Молоко»;

    - Классифицировали объекты по различным признакам: по цвету, запаху, по густоте, по количеству молока в составе продукта

    - Разучивали песни, стихи, пословицы;

    - Узнавали легенды  мифы о молоке;

    -  Провели анкетирование, кто любит  пить молоко: 16 из 20 опрошенных детей дали положительный ответ.

    Итогом этого проекта  было проведение открытого занятия «Пейте дети молоко, будете здоровы».

            Тематика и содержание наших проектов очень разнообразна. Проекты рождаются из детских вопросов и их самостоятельных игр. Иногда инициатором является педагог. Тогда мы детям создаем проблемно – игровую ситуацию, которая увлекает детей и требует от них активных действий, направленных на решение, скрытого в нем противоречия.

            Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.                                       

            Используя метод проектов, были получены положительные результаты:

    - дети научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.

    - у детей появилось желание общаться  и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

     - родители  стали активными участниками и единомышленниками не только в воспитательно-образовательном процессе своей группы, но и в развитии дошкольного учреждения в целом.    

     

    Используемая литература:

    1. Е.С. Евдокимова. «Технология проектирование в ДОУ» ТЦ «Сфера» 2008г.
    2. Н.Е. Веракса. «Проектная деятельность дошкольников»;  «Мозаика – Синтез»; Москва 2008г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника"

    Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. ...

    Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»

    Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в тво...

    Методическая разработка по теме "Использование театрализованной деятельности, как средство всестороннего развития дошкольников с ОНР"

    Всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театарлизованной деятельности....

    Проектная деятельность как средство математического развития дошкольников

    Одним из средств развития математических способностей ребенка является проектная деятельность. Это емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных...

    «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников »

    . Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность....