Физкультурное и спортивно-игровое оборудование как средство всестороннего развития дошкольника (для младшей группы).
статья по физкультуре по теме

Павлова Ульяна Юрьевна

Значение физкультурно-игрового оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_fizkulturno-igrovogo_oborudovaniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Значение физкультурно-игрового оборудования.

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая ока зывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важ нейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации ре жима двигательной активности детей в условиях детского сада будут способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.

На начальном этапе овладения различными движения ми, многообразными позами, предметными действиями важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации двигательной деятельности детей во вре мя их бодрствования, широко используя разнообразные яр кие игрушки, предметы, пособия, которые являются сти мулом к выполнению ими разных движений. Малыши тя нутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние с целью достать его, а затем пытают ся действовать с ним. Через действия с разными предмета ми ребенок знакомится с окружающей его предметной сре дой. Постепенное овладение разными видами движений способствует расширению возможностей ребенка в позна нии им окружающего мира. В процессе проявления двига тельной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, ин тенсивнее происходит всестороннее развитие.

Двигательная активность малыша при достижении цели любого действия, например бросания мяча в корзину, удерживания равновесия на балансире, ходьбы по гимна стической скамейке, мягкому буму, езды на велосипеде, ходьбы на лыжах, определяется интеллектуально-сенсор ной, познавательной, а также эмоционально-волевой и иг ровой активностью ребенка. Для развития движений детей большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение детей от преодоления возникающих труд ностей различного характера (встречающиеся на пути раз личные препятствия, нерешительность, волнение, незна ние способов выполнения движений и т. д.) способствует развитию их самостоятельности, обогащению двигательно го опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

В процессе выполнения разных видов упражнений с ис пользованием пособий у детей формируются двигательные навыки (ходьба на лыжах, прыжки из обруча в обруч, спрыгивание с предметов, ползание на четвереньках между предметами, лазанье по гимнастической стенке и др.).

При использовании физкультурного оборудования мо гут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных игровых упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из раз ных мягких модулей, совершают множество движений (ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнасти ческой скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д.). При этом они проявляют ловкость, выносливость, хорошую реакцию, а также смелость, решительность и на ходчивость.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мяч, обруч, гимна стическая палка и т. д.) может оказывать огромное влия ние на развитие разных групп мышц и укрепление мышеч ного тонуса.

Для укрепления мышц стопы и профилактики плоско стопия используются различные массажеры, мелкие пред меты (колечки, палочки, шарики, ребристые и массажные доски).

В процессе выполнения игровых упражнений дети полу чают знания о свойствах разных предметов и пособий (фор ма, цвет, вес, качество, материал), знакомятся с особенно стями движения в пространстве, с направлениями движе ний. Следует отметить положительную роль разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях детей для восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Малыши, проявляя двигательную активность, действуют в каком-то определенном простран стве, которое может быть разным по величине и форме, предметному насыщению. Во время занятий на групповом участке, спортивной площадке или в близлежащем лесу поле деятельности детей достаточно широко. Они много двигаются на игровых площадках, беговых дорожках, в прыжковых зонах, на лыжне. Однако пространство для двигательной активности детей во время занятий по физи ческой культуре, проводимых в физкультурном зале, более замкнуто, так как оно ограничено размерами и формами закрытых помещений — групповых комнат, физкультур ных и тренажерных залов, бассейнов.

В любом из перечисленных пространств ребенок опреде ляет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к самому себе, и в то же время он познает все это в процессе двигательной активно сти на основе ощущения, осязания, зрительного воспри ятия и речи. В разных условиях у детей одновременно про исходит формирование движений и пространственной ори ентировки.

Разностороннее познание пространственно-временных отношений, предметного окружения происходит посредст вом активных движений, выполняемых детьми с разными пособиями. Одни физические упражнения могут выпол няться с мелкими физкультурными пособиями (резиновое кольцо, флажок, веревка, палка, обруч, мяч), другие уп ражнения выполняются на гимнастическом валике, стен ке, бревне, санках, лыжах и т. п. или около них (у гимна стической стенки, скамейки, у бревна и др.).

                     Краткие рекомендации физкультурного  оборудования.

   Физкультурное оборудование должно соответствовать педагогическим, гигиеническим, эргономическим требованиям. Использование оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющей успешно  решать дидактические, оздоровительные и воспитательные задачи.

   В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного физкультурного оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время.

   Важно, чтобы размеры оборудования соответствовали антропометрическим показателям детей. Только в этом случае может быть достигнута  комфортность двигательных действий в развивающей среде. Габариты и  вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.

   Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации. Обязательно должна быть обеспечена надежность  и устойчивость крупных пособий.

    Физкультурные снаряды, пособия и оборудование для дошкольников изготавливаются из разных материалов. Важно, чтобы они имели гигиенический  сертификат, не обладали бы вредным воздействием на организм детей. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева. Для окраски физкультурного оборудования более всего приемлемы  цвета мягких, пастельных гармонично сочетающихся цветов.

    Большое разнообразие видов оборудования обусловлено спецификой построения и содержания занятий, других форм работы по физической культуре, которая состоит в том, что в каждую из форм включаются разные виды физических упражнений. Для правильной организации физического воспитания  важно соблюдать принцип размещения оборудования по месту использования  с учетом его своеобразия, отвечающего особенностям двигательных действий, характерных для определенных условий. Так, следует подразделять физкультурное оборудование для помещений (физкультурного и тренажерного залов, бассейна, групповых комнат) и для участка (физкультурной площадки, групповых площадок и групповых зон). Особо выделяется инвентарь для организации спортивных игр и спортивных упражнений.  


Тип оборудования

Оборудование и инвентарь для физкультурного зала

Физкультурно-игровое оборудование группы

Оборудование и инвентарь для площадки

Физкультурное оборудование

Пособия, в т.ч. дидактические (развивающие игры)

Стационарное спортивное оборудование

Выносное физкультурно-игровое оборудование

Для ОРУ

Кубики

Погремушки

Мячи (диаметр 6-8см, 10-15см, 20-25см)

Обручи плоские (диаметр 40см)

Палка гимнастическая короткая (75-80см)

Колечко резиновое (диаметр 5-6см)

Гимнастический шест (длина 1,8-2м)

Скамейки гимнастические (длина 2м, высота 15см, ширина 20см)

Султанчики

Кегли

Мячи разных размеров

Мельницы

Вертушки

Маски-картинки нагрудные Строительные кубики

Рули

Картинки для выполнения упражнений

Крупные мягкие многофункциональные  игрушки

 

Кубики

Кегли

Мячи

Обручи

Флажки

Султанчики

Бубен

Для ходьбы, бега, равновесия

Скамейки гимнастические (длина 2м, высота 15см, ширина 20см)

Дуги

Маты

Гимнастическая стенка

Канат для пола

Шнур (длина 10м, диаметр 10-12мм)

Кегли

Кубики

Наклонная доска с зацепами

Гимнастические палки (4шт, 75-80см)

Бум напольный (длина 2м, высота 20см)

Валик мягкий (длина 1,5м, диаметр 20см)

Обруч большой (диаметр 95-100см)

Модуль змейка (длина 100см, высота 15см)

Кольцо мягкое (диаметр 120см, высота 30см, диаметр отверстия 60см)

Кубы (2шт, ребро 25-30см) ПО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ.

Оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.)

Подушечки с песком Массажные дорожки

Ребристая доска

Гладкая доска

Массажные мячики

Коврики со следочками

Коляски

Настольно-печатные игры

Мягкие игрушки

Разрезные картинки

Плакаты

Кубики

Лабиринты

Бревно (длина 1,5м, диаметр 20см)

Колёса-шины Гимнастические шины Скамейка

Качели

Стойки (для сеток, верёвок)

Лесенка с опорой (поручнем)

Лесенка-стремянка (высота 1,5м)

Естественные земляные горки

Кегли

Куб деревянный (ребро 25-30см) Фишки для разметок

Для прыжков

Маты (длина 100см, ширина 80см,высота 7см)

Рулетка

Обручи

Верёвки

Скамейки гимнастические (длина 2м, высота 15см, ширина 20см)

Бум напольный (длина 2м, высота 20см)

Кольцо мягкое (диаметр 120см, высота 30см, диаметр отверстия 60см)

Мяч-попрыгунчик

Кубы (2шт, ребро 25-30см), Скакалка длинная (длина 300см)

Обручи (большие и малые)

Верёвки

Кегли

Палки

Кубы (2шт, ребро 25-30см)

 Настольно-печатные игры

 Шапочки-маски

 Карточки

Разметки на асфальте (игровой сюжет)

Обручи(большие и малые)

Кегли

Для катания, ловли, бросания

Мячи (диаметр 6-8см, 10-15см, 20-25см)

Мячи надувные (1-2шт, диаметр 40см)

Игрушки-каталки (по 2 комплекта разных видов)

Дуги для подлезания и прокатывания мячей (2шт, высота 50см, ширина 50см) Корзинка для ловли

Крупные игрушки на колёсах (не менее 4х)

Кегли (набор)

Мешочек с грузом (малый, масса 150-200гр)

Шар цветной (фибропластик, диаметр 20-25см)

Мячи (диаметр 6-8см, 10-15см, 20-25см) из разных материалов

Игрушки-каталки (по 2 комплекта разных видов)

Баскетбольное кольцо (малое)

Шары

Кольцебросы в виде сюжетных игрушек

 Настольно-печатные игры

 

 

Мячи разных размеров

Дуги

Кольцебросы

Машинки

Для ползанья, лазанья

Скамейки гимнастические (длина 2м, высота 15см, ширина 20см)

Дуги для подлезания и прокатывания мячей (2шт, высота 50см, ширина 50см)

Ящики для влезания (высота 20см,15см,10см; ширина и длина соответственно 50,47,44 см)

Лесенка-стремянка (высота 1,5м)

Дуги для подлезания и прокатывания мячей (2шт, высота 50см, ширина 50см)

Ящики для влезания (высота 20см,15см,10см; ширина и длина соответственно 50,47,44 см)

Лесенка-стремянка (высота 1,5м)

Кубы (2шт, ребро 25-30см) Бревно (длина 1,5м, диаметр 20см)

Доска ребристая

Многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование - трансформер ("Альма")

Пособия

Кубы

Лесенка дугооб-разная стационарная.

Дуги для подлезания и прокатывания мячей (2шт, высота 50см, ширина 50см)

Требования к размещению

В зале: Для обеспечения безопасности и во избежание травм, крупное оборудование должно быть устойчивым и хорошо закреплённым. Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) в корзинах или открытых ящиках для свободного доступа детей.

В группе: "Физкультурный уголок". Постоянное обновление. Крупное оборудование расставлять вдоль стен (гимнастические модули, скамейка, лестница). Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) в корзинах или открытых ящиках для свободного доступа детей.

На площадке: Беговая дорожка, зона для игр, зона с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами.

                                                             


                                                            Список литературы:

 1.  Рунова М.А.  Дифференцированные занятия по физической культуре с

     детьми 3-4 лет. – М., 2007.

 2. Санитарно-эпидемиологические права и нормативы СанПин 2.4.1.1249-          

     03.  - С-Пб., 2003.    

 3.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и

    спортивно-  игровое оборудование для дошкольного образовательного    

     учреждения. – М., 1999.                                                      

 4. Васильева М.А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и      

     обучения в детском саду. – М., 2005.

 5.Филиппова С.О., Пономарева Г.Н. Теория и методика физической культуры                                      

     дошкольников - С-Пб., 2004.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

статья "Хореография как средство всестороннего развития дошкольника"...

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.

1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...

Проект в средней группе "Конструирование как средство всестороннего развития дошкольников"

Проект "Конструирование как средство всестороннего развития дошкольников" ...

Тема по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (средняя группа "Звёздочки")

Тема по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (средняя группа "Звёздочки")...

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год

Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...