«Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольной образовательной организации»
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа)

Халиуллина Елена Борисовна

Теория развития ребенка Ф. Фребеля. Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пение, плетение, конструирование, ритмическое движение, несложные сельскохозяйственные работы на участке, прогулки.

Всестороннее развитие детей начинается с их физического развития, а уход за телом тесно связан с развитием психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов Фребель рекомендовал предоставить ребенку свободу движений, умеренное рациональное питание, удобную одежду. Особенно подробно Фребель развивал мысль о важности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, поэтому любой человек легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.

Важную роль в воспитании ребенка играет мать. Именно матерям Фребель адресовал свои «дары» — системный набор игр, составленный по возрастающей: от простых к более сложным. В этом же ряду стоят «Материнские песни», призванные в доступной форме привить малышу чувство гармонии и ритма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayming_vystuplenie_word.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольной образовательной организации»

В продолжение разговора о внедрении нашего проекта в работу детского сада в целом, я отвечаю за образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» - это один из шести модулей, входящих в STEM-образование. Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик, основоположник общественного дошкольного воспитания. Основная педагогическая система — теория игры. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру - «зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.

Цель: формирование естественнонаучной картины мира у детей раннего и дошкольного возраста на основе дидактической системы Ф.Фребеля.

Задачи: экспериментирование с предметами окружающего мира; освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами; освоение пространственных отношений; конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Теория развития ребенка Ф. Фребеля. Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пение, плетение, конструирование, ритмическое движение, несложные сельскохозяйственные работы на участке, прогулки.

Всестороннее развитие детей начинается с их физического развития, а уход за телом тесно связан с развитием психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов Фребель рекомендовал предоставить ребенку свободу движений, умеренное рациональное питание, удобную одежду. Особенно подробно Фребель развивал мысль о важности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, поэтому любой человек легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.

Важную роль в воспитании ребенка играет мать. Именно матерям Фребель адресовал свои «дары» — системный набор игр, составленный по возрастающей: от простых к более сложным. В этом же ряду стоят «Материнские песни», призванные в доступной форме привить малышу чувство гармонии и ритма.

Одухотворяющее слово, одухотворяющее пение принадлежит к числу самостоятельных занятий ребенка, а следовательно, должно постоянно входить и в его игры... (Ф. Фребель)

Особая роль в понимании жизни, ее развитии и организации отводится понятию «единства в многообразии». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное многообразие.

Дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»):

·                    подвижность;

·                    непосредственность;

·                    любознательность;

·                    стремление к подражанию.

«Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба и цилиндра. Шар рассматривался Фребелем, как символ движения, куб-символ покоя и «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной или вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства куба (он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если его положить).

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета. Фребель приводит и ряд других, символических, доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности

 Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка.

Работая с «Дарами Фребеля» педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует его, планирует и создает безопасную и благоприятную обстановку в группе.

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект, или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями. Игровой набор легко согласовывается с любой образовательной программой ДОУ. Практические занятия не только создают благоприятные условия для организации совместной работы взрослого и ребенка, но и достаточно продуктивны для самостоятельной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Кружок  «Веселая география»

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Ещё одним направлением в моей работе – это занимательная география для дошкольников. Очень люблю это направление. Началось всё с лета, когда ребятишки приезжали из отпусков и хвастались, кто и где отдыхал. Начали искать на карте мира эти страны. И я поняла, что это важно для них, интерес огромен…и  с сентября я открыла свой кружок по занимательной географии, бесплатный. Разработали  свою  годовую Программу обучения, всем коллективом постарались создать условия – одну из стен в детском саду сделали интерактивной, развивающей, детки с удовольствием занимаются с картами Мира, России, Республики Башкортостан, картой нашей Вселенной, видят костюмы многих народов нашей планеты, смотрим, в рамках закрепления пройденного материала,  развивающие видеофильмы о животном и растительном мире, о странах и континентах. Это очень познавательно и интересно!

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие детей в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии.

   

 Тема «Возможности  куклотерапии  в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

1.слайд Разрешите представиться:  …  Тема «Возможности  куклотерапии  в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

2.слайд У каждого человека есть свой дом, семья, близкие люди. Семья – это не просто несколько человек, которые живут вместе. Это родные люди, они связаны друг с другом узами любви. И очень важно, чтобы у них были общие ценности. Ведь если это не так, то у них не будет единодушия, не будет взаимопонимания. Важной ценностью для всех членов семьи являются семейные традиции. В современном мире мы как специалисты работающие в ДОУ с детьми замечаем недостаточные формы

Моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей  к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. В своей работе я стараюсь приобщить детей к чарующему миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками.

   Конечно, основное назначение кукол это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности

И в этом нам поможет народная тряпичная кукла. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Моя цель: способствовать  формированию  духовно-нравственных качеств  у детей дошкольного возраста, через знакомство с миром народной куклы. Применять народную куклу не только на занятиях , но и в досуговой,  совместной  детско-родительской  деятельности, на родительских встречах и мастер-классах, что позволит заинтересовать семьи и родителей , и приобщить их  к удивительному миру куклы и народной культуре в целом.

Ставлю перед собой  следующие  Задачи:

        Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству;

        приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через   сюжетно – ролевые игры игра,  игры - драматизации, и другие игры с тряпичными куклами;

        познакомить  детей и их родителей с  этапами изготовления народных кукол по традиционной технологии;

        развивать мелкую моторику кисти руки ребенка, поддерживать его инициативность, творческую активность при изготовлении народных кукол и их декоративном оформлении;

        проводить  совместные детско-родительские народные праздники, вспомнить обычаи и традиции,

        познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол (игровые, обрядовые, куклы- обереги);

        содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

        формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

        создавать условия для творческого самовыражения детей.

Особого внимания в коррекционно-воспитательной работе педагога и психолога заслуживает оригинальный, необычный для современного ребенка вид настольной куклы – кукла-перевертыш, кукла-вертушка, кукла-трансформер. Первое знакомство с такой куклой независимо от возраста вызывает бурю эмоций: удивление, восторг, интерес, радость, потрясение и пр. Ведь такую непривычную куклу не купишь в магазине игрушек. В одной кукле – сразу две, с двумя головами, четырьмя руками, общим туловищем. Когда видна одна сторона куклы, то спрятана другая (под юбкой первой, на обороте коробочки и т.д.). Допускаются более простые в изготовлении варианты кукол-перевертышей: на основе деревянных или пластмассовых ложек (ложки связываются друг с другом, лица дорисовываются водостойким маркером или акриловой краской, платье куклы выполняется из кусочков ткани, путем наматывания их на черенки ложек); картонные плоскостные и из спичечных коробков (экономичный вариант: потребуется картон, клей, вырезки из журналов, ножницы). «Превращение» одной куклы в другую может происходить как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Создание картонных и ложечных видов кукол-перевертышей доступно всем школьникам, начиная с младших классов, что приобретает особую ценность в воспитании и развитии у них трудолюбия, усидчивости, аккуратности, мелкой моторики пальцев рук и т.д. Кукла-перевертыш, созданная на основе воздушного шарика доступна для изготовления даже дошкольникам или детям с ограниченными возможностями здоровья.

Второй вариант предъявления кукол-перевертышей. Ребенку дают возможность поиграть вначале негативной стороной, выплеснуть подавляемые эмоции: «отыграть» обиду, злость, ненависть, печаль и пр. А затем напоминают, что в кукле, как в каждом из нас живет что-то хорошее, и дальнейший процесс работы направлен на поиск личностных позитивных ресурсов. Например, детям предлагают один образ куклы – перевертыша: Злую Бабу-Ягу, которая горюет, жалуется на свою жизнь, что ей надоело пугать детей, творить злые дела. И она просит детей научить ее быть доброй. Дети должны показать и рассказать Кукле, что нужно для этого сделать. После чего Баба-Яга «превращается» в добрую (кукла переворачивается другой стороной) и благодарит детей за помощь. Указанное упражнение может быть использовано сразу в нескольких коррекционно-воспитательных целях: в коррекции страха сказочных героев, развитии коммуникативных навыков и творческого самовыражения, актуализации внутренних ресурсов, стимулировании потребности в совершении добрых поступков и др.

Куклотерапия.

3.слайд.  Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья».

Предлагается тест «Незаконченное предложение».

1.   Семья — это...

2.   Мои родители — это...

3.   Свет в окнах моего дома — это...

4.   Радость в моей семье — это...

5.   Вдали от родного дома я буду вспоминать...

6.   Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в свою или будущую семью...

7.   Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

8.   Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это...

Молодцы!

Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

Актуальность  В настоящее время большое значение приобретает проблема приобщения детей к культурным и историческим корням своего народа, своей семьи. Безусловно, семья играет главную роль в воспитании ребенка, а мы педагоги можем лишь направить их. Но зачастую современным родителям просто не хватает времени на ребенка.  В этом им мешают занятость на работе, проблемы). И мы педагоги должны помочь детям восполнить пробел показать, что семейные традиции существуют в разных семьях, объяснить, для чего они нужны и доказать их необходимость для каждой семьи. Донести эту информацию до родителей. На родительских собраниях и совместных мероприятиях через использование куклотерапии в детском саду.

4. слайд. На своих занятиях я стараюсь приобщать детей к семейным ценностям через знакомство с народной тряпичной куклой. Это на мой взгляд является самым простым и доступным способом для ребенка. Народные куклы  несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка, первой «заговорит» с ним.  Согласитесь, красивую или необычную куклу всегда хочется потрогать, хочется прикоснуться к ней, обнять. Ребенок же может тоже взять в руки куклу и говорить от ее имени.

5.слайд. Цель которой является: приобщение детей к ценностям историко-культурного прошлого и настоящего их большой и малой Родины.

Одна из задач: создавать основу для понимания детьми важности собирания, сохранения и передачи информации о своей семье, историко-культурных процессах своей малой родины.

6.слайд. Разрешить эту задачу нам и помогает тряпичная народная кукла. Вместе с  ней мы изучаем традиции и обряды русского народа.

Создавая народную куклу, ребенок тоже вкладывает свои чувства, поэтому она для него очень дорога. Принося куклу домой ребенок делится своими чувствами с близкими людьми. Часто дети говорят, что подарят куклу маме, бабушке, сестре или папе.

7.слайд. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

8.слайд. Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

9.слайд. Ежегодно в нашем городе проходил  городской конкурс «С миру по кукле…» где я и мои воспитанники принимаем активное участие и занимаем призовые места.

   Работая с детьми в этом направлении, я вижу, что детям это нравится. Они начинают понимать, что значит ценить свою семью. В их представлении семья становится неким оберегом. В них просыпаются такие качества как милосердие, заботливость, гуманность, формируется образец поведения в семье.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

А самое главное в воспитании ребенка – чтобы он этого даже не замечал.

10.слайд. Уважаемые родители, будущие родители, педагоги, играйте вместе с детьми, используя народную тряпичную куклу  и приобщайте их к семейным ценностям. Это так важно в наше время! В завершении хочется сказать такие слова.

    11 «Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим».                               Вадим Шафнер                                                      12Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...

Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений

  ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2...

Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений

Основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изме...

Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"

Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"...