Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
проект

Кудряшова Татьяна Александровна

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx68.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Солнышко"

Детско-взрослый образовательный проект

по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа:

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Вид проекта: информационно – творческий, долгосрочный, подготовительная группа

Автор проекта: воспитатель

Кудряшова Татьяна Александровна

с. Линда

2021 г.

Пояснительная записка   

    Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание.

   Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

    Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.

   Приобщение и погружение наших детей в русскую культурную традицию - залог их психического здоровья. Приобщение к культуре и нравственным ценностям на Руси всегда было первостепенным. Именно через фольклор и народный быт создавались образ и личность ребенка.

    В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме.

   Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками» по расширению представлений детей подготовительной группы о быте, культуре и традициях русского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно–эстетическое воспитание детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.  

   Мероприятия, предусмотренные проектом, распределены в определенной последовательности, в основе которой заложены народные календарно – обрядовые праздники и календарно – тематический план ДОО. 

Проблема:

   На сегодняшний день представления большинства выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.  Дошкольники мало знакомы с народными традициями, праздниками и обрядами. Каковы истоки этой проблемы?

   Анализ имеющейся литературы показал, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по приобщению детей к народной культуре. Однако подобрать программу с тщательно продуманной интеграцией работы по данной теме в образовательный процесс через разные виды детской деятельности, а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников очень сложно.

    Сложность возникает и в подборе методических пособий и дидактических игр.

    Кроме того, современные родители плохо знакомы с календарно-обрядовыми праздниками, обычаями и традициями, фольклором и декоративно – прикладным искусством русского народа и в большинстве своем не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию прошлого.       

    В тоже время, необходимо отметить, что недостаточно разработана система педагогического просвещения родителей по данной проблеме.

    Да и  педагоги испытывают дефицит знаний о традициях и обычаях русского народа. Нам самим необходимо проникнуться пониманием величия русской народной культуры и осознанием того огромного положительного влияния, которое оказывает она на формирование личности ребенка. 

Программное содержание:

   О.Л. Князева и М.Д. Маханева в своей парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» предлагают новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проекта:

   В ФГОС ДО определены основные направления в образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.) 

  Знакомство дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками может стать основой для приобщения детей к народной культуре, традициям и ценностям.

   Народные игры – неотъемлемая часть любого обрядового праздника — являются традиционным средством народной педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о честности и мужестве.

   Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

   В содержании обрядов и праздников фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 

   Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками это еще и знакомство с историей народа, т. к. дает представление о том, как жили русские люди, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать и такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность.

   В русском фольклоре, без которого невозможно представить какой — либо народный праздник, гуляние, ярмарку, особым образом сочетаются слово и музыкальный ритм, многовековой опыт народа и вера в благополучное будущее. В фольклоре метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, отражается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. 

   Народные календарно – обрядовые праздники являются богатейшим источником познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

   Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Объект проекта:    

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, произведениями устного народного творчества, народной музыкой, народными подвижными и хороводными играми. 

Предмет проекта:

Знания детей о народных календарно-обрядовых праздниках.

Цель проекта:

Разработка и реализация системы мероприятий по расширению представлений детей подготовительной группы о быте, культуре и традициях русского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников. 

Задачи:

— выявить уровень представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа;

— изучить научно – методическую литературу, педагогический опыт;

— систематизировать литературный и иллюстративный материал по теме;

— обогатить развивающую предметно — пространственную среду группы по теме; 

— разработать план реализации проекта, конспекты мероприятий (НОД,  консультации, родительские собрания);

— привлечь родителей к активному участию в работе над проектом;

— повысить педагогическую грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями русского народа, с народными календарно-обрядовыми праздниками. 

Срок реализации проекта: сентябрь – май.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Развивающая предметно-пространственная среда проекта:

 В группе детского сада, был создан уголок русской избы, в котором дети знакомятся с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с изделиями народных промыслов;

Знакомство с народными промыслами. Дети в группе знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Городецкая, Дымковская, Гжельская росписи. Образцы народных игрушек и иллюстраций представлены в группе;

 Пословицы, поговорки, песенки, потешки используются воспитателями не только в образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в ходе режимных моментах, в ежедневной педагогической практике. Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.

Для осуществления проекта используются технические средства: магнитофон, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, DVD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Предполагаемый продукт проекта:

У детей и родителей появился интерес к русской культуре, народно-прикладному искусству, фольклору, обычаям, обрядам, народному календарю;

Наблюдается активизация творческого мышления детей;

Дети стали проявлять патриотические чувства: любовь к родине, уважение к традициям народной культуры и ее истории;

Родители активно участвуют в совместных мероприятиях в рамках проведения проектов;

Обогащение предметно – пространственной среды группы атрибутами для приобщения детей к русской народной культуре и для разнообразия игровой деятельности детей;

Формируются стойкие партнерские отношения между ДОУ и родителями детей (совместные мероприятия, творческие работы «Народные промыслы»);

Систематизирована литература по использованию фольклора;

Систематизирован иллюстрированный материал по темам;

Составлена картотека русских народных игр;

Разработаны анкеты, рекомендации и консультации для родителей по темам проекта.

Список литературы:

  1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. — 256 с.
  2. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова — Тольятти, 2008. — 71 с.
  3. Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный Исторический музей. / Л.В. Ефимова — М.: Издательство Советская Россия, 1989. — 314 с.
  4. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  5. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А.  Иванцова — Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. — 272 с.
  6. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. / М.Ю. Картушина– М.:  Творческий центр «Сфера», 2007. – 320 с.
  7. Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2016. – 365 с.
  8. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.
  9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство: Центрополиграф, 2001. – 224 с.

Интернет – источники:

11.https://лучшийпедагог.рф/publ-mater/ad?cid=2:mater-do&id=1728:знакомство-детей-с-народными-календарно-обрядовыми-праздниками 

12.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/02/proekt-znakomstvo-s-kulturoy-i-traditsiyami-russkogo 

13.https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-oznakomleniyu-starshih-doshkolnikov-s-istoriey-i-kulturoy-russkogo-naroda-1576056.html

Содержание проекта:

На первом подготовительном этапе  решаются задачи, направленные на педагога

- определить проблему, поставить цель и задачи;

- составить перспективный план мероприятий, определить методы работы с детьми;

- подобрать и изучить методическую и художественную литературу, иллюстративный материал

С детьми на этом этапе

- провести предварительные беседы по теме проекта

С родителями проводилось:

- анкетирование;

- родительское собрание;

- консультации для родителей по темам проекта

На втором, практическом, этапе воспитателями

- проводится непосредственная образовательная деятельность с детьми с использованием информационно-компьютерных технологий

- организуют выставки русской народной литературы, предметов русского быта, продуктов детской деятельности;

- подбирают русские народные песни, мультипликационные фильмы по теме проекта.

С детьми

- проводят тематические беседы, русские народные подвижные и пальчиковые игры;

- детей активизируют к проведению дидактических, словесных и сюжетно-ролевых игр в рамках проектов, к декоративно-прикладному творчеству;

- вместе с детьми  изготавливают подарки своими руками к праздникам;

- читают литературу по теме проекта, разгадывают загадки.

Родители привлекаются к совместным праздникам и акциям в рамках проектов,

к оформлению страниц в детских портфолио.

На третьем, обобщающем, этапе

Воспитателями оформляется картотека русских народных игр,  фотовыставки, делятся опытом работы с коллегами в учреждении.

С детьми

- проводятся физкультурные досуги, организуются русские народные праздники– развлечения, создаются выставки продуктов детского творчества и мини- музеи в рамках проекта.

Родители активно включились в эту работу.

Первый этап — подготовительный

Сентябрь

1. Диагностическая беседа с детьми.

2. Изучение научной и методической литературы по проблеме, подбор демонстрационного и дидактического материала. 

3. Разработка и оформление материалов педагогического просвещения по теме для родителей.

4. Разработка дидактических игр по ознакомлению  с бытом, культурой и традициями русского народа.

Воспитатели

Второй этап – основной

Совместная деятельность воспитателя с детьми в течение всего учебного года:

— чтение и обсуждение русских народных пословиц, поговорок;

— знакомство с народными приметами в ходе наблюдения за сезонными изменениями в природе,  

— разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов под музыку; 

— слушание и исполнение русских народных песен и хороводов;

— знакомство с русским народными музыкальными инструментом, разучивание и исполнение русских народных мелодий и песен на народных инструментах. 

— дидактические игры («Что спрятано в сундуке?», «Расскажи, какая роспись?», «Узнай узор» «Одень куклу в национальный костюм», «Угадай русскую народную сказку»  и др.) и

упражнения («Обведи и раскрась национальный костюм», «Составь узор», «Угадай и покажи», «Покажи и раскрась» и др.). 

— тематические выставки художественной и познавательной литературы для детей, («Детская Библия», В. Никифоров «Пасха», В. Никифоров – Волгин «Завтра Пасха Господня!», Е. Михаленко «Солнечный секрет», книжка – раскраска «Солнышко играет – Пасху встречает», «Детям о Пасхе Христовой (составитель Н Куцаева), Н. Смирнова «Дуняшина Пасха», Т. Лаврова «Широкая масленица – сырная неделя!», «Русоволоска Масленица добрая», «Маслена-гулёна»,  Н. Губская «Радость – в каждый дом!», Л. Фирсова-Сапронова «Масленица широкая», Е. А. Никоновой «Узоры Гжели» и т.д.)

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Сентябрь

Осенины (21 сентября)

Презентация «Народная игрушка».

Народная игра «Бирюльки», хороводная игра «Теремок», «Колпачок», подвижная игра «Прятки», «Скакалка».

Знакомство с русскими народными закличками на хорошую погоду и богатый урожай.

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Волшебница Осень»

Развлечение: фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Работа с родителями

Анкетирование родителей. 

Ознакомление родителей с результатами диагностики детей. 

Родительское собрание: «Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?».

Участие родителей в фольклорном празднике «Осенние посиделки». 

Папка — передвижка для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника».

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной куклы «Желанницы».

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Волшебница Осень».

Воспитатели

Родители

Октябрь

Сергей — капустник (8 октября)

Беседа «Хлеб да капуста лихого не допустят»

НОД по познавательному развитию: «Как хлеб на стол пришел» 

Прикладное творчество. Изготовление куклы «Зерновушки» из разных видов круп.

Беседа «Обряд чаепития на Руси».

НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация): «Чайный сервиз».

Конструирование «Русская изба».

Сюжетно – ролевая игра «Осенняя Ярмарка».

Русские народные игры и хороводы «Чай-чай выручай», «Пирог», «Вейся, вейся, капустка, моя».

Развлечение «Капустник»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Работа с родителями

Участие родителей в подборе и оформлении тематических альбомов по календарно-обрядовым праздникам «Святки», «Масленица», «Пасха», «Праздник жаворонков» и др. 

Участие родителей в народном празднике «Капустник».

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Ноябрь

Синичкин день (12 ноября),

Кузьминки — День Кузьмы и Демьяна (14 ноября)

Беседа «Синичкины именины» — знакомство детей с традициями  проведения праздника на Руси. 

Проведение акции совместно с родителями «Кормушка для пичужки».

Чтение отрывков из книги В. Бианки «Синичкин календарь».

Беседа «Кузьма и Демьян — покровители кузнецов у славян» — знакомство детей с календарно – обрядовым праздником и народной куклой «Кузьма и Демьян».

НОД по развитию речи (приобщение к художественной литературе): «Потешный игровой фольклор».

Викторина «В гостях у народных мастеров».

Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон»

Развлечение «Кузьминки – об осени поминки»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Работа с родителями

Консультация «Участие ребенка в народных праздниках».

Проведение акции совместно с родителями «Кормушка для пичужки».

Участие родителей в празднике «Кузьминки – об осени поминки»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Декабрь

Спиридон – солнцеворот (25 декабря)

Беседа «Спиридон – солнцеворот колесо в руках несет» — знакомство детей с календарно – обрядовым праздником.

Прикладное творчество. Изготовление народной куклы «Спиридон – солнцеворот». 

Беседы «Быт русских людей».

Детско-родительское творчество «Русская печь».

Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Бубенцы», «Золотые ворота», «Гори, гори, ясно».

НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Празднование Нового года на Руси».

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Новогодние чудеса».

Обрядовое развлечение «Спиридон – солнцеворот»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Работа с родителями

Совместное творчество детей и родителей: «Изготовим карнавальный костюм».

Консультации для родителей «Организация народных игр в семье». 

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Новогодние чудеса».

Участие родителей в обрядовом развлечении «Спиридон – солнцеворот».

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Январь

Рождество (7 января)

  Колядки (7 – 19 января)

Беседа  «Новый год за собой Рождество ведет».

НОД Познавательное развитие. «Как на святки в вечерок девицы гадали».

Беседа «Зимние забавы русского народа». 

Детско-родительское творчество «Рождественский подарок».

НОД по художественно — эстетическому развитию (аппликация) «Рождественские ангелы».

Сюжетно — ролевая игра по теме «Семья»: сюжет «Семья празднует Рождество». 

Русская народная игра-хоровод «Мороз», народные подвижные игры «Штурм крепости», «Снежная башня».

Развлечение «Пришла коляда, отворяй ворота».

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Работа с родителями

 Участие родителей в развлечении «Пришла колядка, отворяй ворота»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Февраль

Макар — погодоуказник  (1 февраля)

Беседа «На Сретение кафтан с шубой встретились».

Рассказывание русской народной сказки «Как весна зиму переборола».

Беседа «В гостях хорошо, а дома лучше».

Народные подвижные игры «Зимний котел», «Льдинка».

Разучивание закличек, масленичных приговоров.

Прикладное творчество. Выполнение поделки из соленого теста «Масленица».

Воспитатели

Родители

Работа с родителями

Консультация для родителей «Русский народный фольклор в жизни детей старшего возраста» 

Воспитатели

Родители

Март

Масленица (8 – 14 марта)

Беседа «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Просмотр мультфильма: «Ишь ты, масленица!»

Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»

Русские народные игры и хороводы «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки», «Матушка Весна» 

НОД по художественно-эстетическому развитию:

НОД по познавательному развитию: «Путешествие на ярмарку народных промыслов». 

Выставка народных игрушек в уголке краеведения. 

Сюжетно – ролевая игра «Народные мастера»: сюжет «На выставке народного творчества». 

НОД по познавательному развитию «История русского народного костюма». 

НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Куклы в русском костюме».

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Работа с родителями

Участие родителей в фольклорно – спортивном празднике «Широкая Масленица».

Создание совместно с родителями альбома «Русский народный костюм»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Апрель

Пасха

(24 апреля)

НОД по познавательному развитию: «Празднование Вербного воскресения на Руси». 

Прикладное творчество: «Веточка вербы».

Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха».

НОД по художенственно – эстетическому развитию (рисование): «Пасхальное яйцо».

НОД по художенственно – эстетическому развитию (лепка): «Пасхальный кулич». 

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка».

Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать». 

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Ждем гостей».  

Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки», «Змейка».  

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Пасхальные куличи и яйца».

Воспитатели

Родители

Работа с родителями

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Пасхальные куличи и яйца». 

Папка — передвижка «Пасхальные традиции»

Фотовыставка «Как мы отмечали Пасху»

Воспитатели

Родители

Май

Егорьев день (6 мая),

Марфа Зеленые щи, Молочница

(16 мая),

Арина Рассадница, Капустница

(18 мая)

НОД по познавательному развитию «Труд человека весной» (знакомство с народными традициями и обрядами на Егорьев день, Марфу Зеленые щи и Арину Рассадницу).

Прикладное творчество. Изготовление народной куклы «Кукушечки».

НОД по познавательному развитию «Празднование Троицы Руси».

Русские народные игры «Перетяжки», «Салки», «Лошадки».

Развлечение. Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Работа с родителями

Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости).

Анкетирование родителей.

Воспитатели

Родители

Третий этап – итоговый

Май

Беседа: «Русские народные праздники: какой из народных праздников тебе нравится больше и почему?». 

Рассматривание с детьми тематических альбомов по календарно-обрядовым праздникам «Святки», «Масленица», «Пасха», «Праздник жаворонков» и экспонатов мини музея «Русские народные промыслы», макета «Русская изба».     

Диагностическая беседа с детьми.

Воспитатели

Методическое обеспечение проекта

Приложение 1.

Анкета для родителей.

Тема:  «Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?»

 Уважаемые родители! Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать Ваше мнение о теме предстоящего собрания.

 1.Считаете ли Вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?

__________________________________________________________________

2.Какие виды народного искусства Вы знаете?

__________________________________________________________________

 3.Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?

__________________________________________________________________

  1. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?

__________________________________________________________________

  1. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

__________________________________________________________________

6.Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?

__________________________________________________________________

7.Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.

Выступление на родительском собрании

«Народные праздники как средство

нравственного и познавательного развития дошкольника»

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира

– от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

                                                                         В. А. Сухомлинский

    Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки в народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серыми не интересным. Поэтому на смену старым праздникам приходят исконно русские, народные, которые можно встречать и отмечать не только в детском саду, но и дома.

Большой любовью в народе пользуются следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица.

Сразу после Новогодней елки родители могут рассказать детям о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели песни-колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья, богатства. Можно сделать звезду с фонариком и выучить колядку:

Слава дому сему,

Слава дому моему!

Мира, счастья мы желаем

И хозяев восхваляем!

Много лет, здоровья вам!

И большим и малышам!

Следующий большой праздник — масленица. На Руси она начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица».

Масленичным веселым обрядам издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица—рубеж старого и нового года, начало весны.

Желательно познакомить детей с названиями дней масленичной недели, так как каждый из них имеет свое назначение:

Первый день — встреча.

Второй — заигрыш, в этот день все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. С этого дня начинались игрища и потехи. Поездки на лошадях.

Третий — лакомка, с этого дня в деревне начинали кататься на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четвертый — разгуляй, в этот день было больше всего развлечений: устраивались скачки, кулачные бои и борьба. Строили снежные крепости и брали их боем. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятый — тещины вечерки, в этот день зятья угощали своих тещ блинами.

Шестой — золовкины посиделки, в это день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением.

Седьмой — прощенный день, это были проводы масленицы. В этот день сжигали чучело зимы, пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог простит»,- отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

Праздник — Троица, он соединяет весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Дома родители тоже могут устроить праздник вместе с детьми поиграть спеть песни о березке, а в завершении устроить домашний кукольный театр.

Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. В них формируются такие качества, как любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям своего края.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

— Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры — один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременными элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

— Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки.

-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Знакомство с декоративно — прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

Уважаемые родители! Мы вас призываем побольше рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т. д.

Особенности данной работы заключаются в том, в ее процессе необходимо знакомить детей не только с самими праздниками, но параллельно с самобытностью русского народа; его жизнелюбивым и открытым характером; воспитательным значением праздников; развивающем характере, который проявляется в тврочестве при его проведении. А о связи праздников с природой говорит то, что они разделены по времени проведения на зимние, весенние, летние и осенние. Это деление связано с проведением весенних и осенних полевых работах, средой обитания животных, сменой времен года и т.д. 

Анализ диагностики показал, что дошкольники очень даже неплохо знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. 

Выдвинутая гипотеза  подтвердилась: знакомство детей, с русской народной культурой, через участие в народных календарных праздниках, будет способствует формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. 

Приложение 3.

Консультация для родителей

«Организация народных игр в семье»

Народная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Постепенно исчезают такие народные игры, как «салки», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками — величайшее богатство нашей культуры, потому что в них заложена народная мудрость. 

В наше время дети мало знают русские народные игры, редко применяют эти знания в повседневной жизни, а многие недооценивают роль народной игры в развитии ребенка.

В старину говорили «Маленькие дети…играют, как птицы поют». Эти слова ёмко и образно выделяют главное: игра - естественное состояние ребёнка, его основное и любимое занятие. В народной подвижной игре развивается сила вашего ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.

Народные подвижные игры для дошкольников - способ познания окружающего. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Играя с детьми, мы с вами развиваем двигательные умения и навыки, определенные физические качества (быстроту, выносливость, ловкость, силу, меткость); побуждаем их активно и осознано выполнять основные виды движения (бег, прыжки, ползание, лазание, метание, равновесие).

Такие игры доставляют ребёнку много положительных эмоций, особенно дети любят, когда с ними играют родители. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми. Родители-первые участники игр своих детей. И чем активнее ваше общение с ребёнком. Тем быстрее он развивается. Дети очень подвижны, неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни.

Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло. В чём преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?

Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком вы можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах. Вместе с детьми изготовьте атрибуты, которые вы будите использовать в играх;

Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр:

Косичка-игра «Хвостики»; мешочки-игра «Попади в цель», «Городки»; используя маски, дети перевоплощаются, тем самым развивают эмоциональную сферу, творческий потенциал.

Я уверена ребёнок очень рад минутам подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Таким образом, народная игра поможет вам эмоционально сблизиться с ребёнком, улучшить физическое и психическое здоровье, благоприятно повлиять на его интеллектуальное развитие. Я предлагаю вам память по организации народной игры в семье.

Советы родителям по организации народных игр в семье.

  • И для ребёнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним.
  • Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
  • Ваше участие в детской игре –введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должны быть естественным и желанным.
  • Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своё терпение.
  • Поддерживайте активный, творческий подход ребёнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребёнка в игре.
  • Если ребёнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.
  • Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.
  • Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребёнка.

Играйте с детьми как можно чаще!

Приложение 4.

Консультация для родителей

«Участие ребенка в народных праздниках»

Сущность развития личности ребенка, по определению Л.С. Выготского, состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остается навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Народная культура несет в себе образец отношений человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает в нашем современном обществе, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы.

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции. Праздник для ребенка — это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важный пример для подражания.

Праздники играли значительную роль в жизни русского народа, прежде всего, они, способствовали консолидации жителей одного села, деревни, городского квартала. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника, психологическую разрядку, а совместное времяпровождение, активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.

Тематика и содержание народных праздников определяются традиционным для русской культуры земледельческим календарем, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связанный с определенным моментом в кругообороте года. Неразрывная связь человека с природой по-своему выражается в ожидании праздника как духовного события, является составной частью годового ритма и образом движения в будущее.

Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия. Издавна они отмечались праздниками Пасха, Иван Купала, Кузьминки (осенний праздник, связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ), Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и др., все эти праздники проходят ярко и весело. Они проходят с закличками, зазывалками , прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками.

Праздник сближает детей с природой и оставляет глубокий след в их душе. Жизнь ребенка не только наполняется радостью и смыслом, но и богатыми эмоциями, а жизнь становится гораздо здоровее.

Народные праздники — явление синкретическое, поэтому приобщать детей к народной культуре необходимо одновременно с расширением знаний об окружающем мире, воспитанием потребности общаться с природой, приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности, в едином интегрированном пространстве.

Приложение 5.

Сценарий фольклорного праздника

«Осенние посиделки» 

Цель. Сохранение и возрождение народных традиций на основе знакомства с народными календарно – обрядовыми праздниками.

Задачи: 

1.Создать условия для формирования интереса у детей к русскому быту, фольклору, традициям, народным ремеслам.

2.Развивать творческие способности детей.

3.Создать условия для сотрудничества, общения, сотворчества: педагог-дети-родители.

Ход мероприятия.

Зал празднично оформлен в народном стиле. Входят дети под хороводную русскую мелодию. Останавливаются и встают полукругом.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

Вот и Осень к нам пришла.

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят.

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду.

Тихо и красиво осенью в саду.

Ребенок 1:

Осень хлебосольная.

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

Ребенок 3:

Как созреют солнышком

Колоски — лучи,

Жернов смелет зернышки —

Ставят хлеб в печи.

Ребенок 2:

Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

Ребенок 4:

Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Ведущий: И правда, сколько даров приносит осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб. Чтоб не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит! В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки — бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. Весело было! И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.

Ребенок 1:

На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок 3:

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

Ребенок 5:

Отдых — это не безделки —

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Ребенок 2:

При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, песни пели

да водили хорово

Ребенок 4:

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Все:

Для друзей и для гостей!

 

Под русскую народную музыку (или под песню) идут хороводным шагом к своим стульчикам, садятся девочки отдельно, мальчики отдельно.

Ведущий: Ребята, никак гости к нам пожаловали. Это дорогие Потешницы идут, а что за праздник без Потешниц!

Входят две Потешницы. Под музыку несут на подносе с рушником хлеб да соль, обходят весь зал, останавливаются.

1 потешница: Здравствуйте, гости дорогие!

2 потешница: Здравствуйте, детушки малые!

1 потешница: Пришли мы позабавить вас да потешить!

2 потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!

1 потешница:

Нам начать досталась роль.

Принесли мы хлеб да соль.

2 потешница:

А потому принять извольте,

Тот, кто пришел на посиделки,

На нашей праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль.

Потешницы отдают поднос с хлебом ведущей или угощают (отламывают от каравая).

Ведущий: Спасибо большое!

Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тот час.

А наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи. На наших посиделках сложа руки никто, не сидит. Посмотрите, как дети песню поют.

Песня «Постучалась осень»

Ведущий: Пока девочки пели, ребята целую корзину ложек настрогали.

Ребенок 1:

Эй, жалейщики гусляры

Танцоры и плясуны

Вас баян давно зовет

Становитесь в хоровод.

Ребенок 2:

Шире, шире, шире круг

Каблучков раздался стук

Подбодрим танцоров наших

Пусть они резвее пляшут.

Ребенок 3:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы хотели б вам сплясать.

Танец с ложками(мальчики приглашают девочек и отдают вторую пару ложек)

— Потешницы. Молодцы петь да плясать вы умеете.

— Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!

— Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Разыгрывается сценка «Тит — лодырь». Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целых день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2 Ребенок: Тит, иди мед пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.

— А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Дети встают с места говорят пословицы и поговорки :

— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

— долог день до вечера, коли делать нечего

— о человеке судят не по словам, а по делам.

— терпение и труд все перетрут.

— была бы охота — будет и работа.

— умелые руки не знают скуки.

— землю красит солнце, а человека — труд.

— кончил дело — гуляй смело.

— умелые руки голодными не останутся.

— Любишь кататься — люби и саночки возить.

Потешницы: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!

Ведущий: Как говорится «делу время, а потехе час». Наши ребята споют песню, которые тоже не оченьто любят работать.

Выходит солистка.

Мы с миленьким вдвоем

Дружно семечки грызем.

Посмотри на мой роток-

Там всего один зубок!

Выставить стульчики для «подружек».

Песня «Семечки»

Потешница: Да с таким женихом — то дом пустым будет. Ведь как говорят «Только трудом держится дом»!

Потешница: Ой, ребятушки. А скажите-ка мне, сколько месяцев в году у осени? А название этих месяцев? Расскажите нам про осень стихи.

Стихи про осень.

Ребенок:

Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

Песня «Осень» (осень снова к нам пришла)

1 потешница: Хорошо поёте. А загадки -то отгадывать умеете.

2 потешница: 1 загадка:

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (морковь).

2 загадка:

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

3 загадка:

Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка,

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка (капуста)

Потешница: В старые времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Испокон веку картошка да квашеная капуста — первое блюда у русского человека.

Ведущий: Давайте покажем, какая капуста выросла на нашем огороде.

Все дети выходят в хоровод. Берутся за руки.

Хоровод «Вью, вью я капусточку»

Дети:

Ой, капуста бела!

Ой, капуста вкусна!

Капуста:

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява

Кто любит щи —

Капусту в них ищи.

Игра «Ищи»

1 потешница:

Эй, девчонки — хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

2 потешница:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Дети выстраиваются с двух сторон с муз. инструментами

Исполняют частушки

Все:

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Мальчики:

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

Девочки:

Мы секрет румян достали

От пробабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Мальчики:

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

Девочки:

Ухажёров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить пирожки с картошкой.

Мальчики:

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Вместе:

Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

1 потешница: Вот здорово! Какие веселые частушки!

2 потешница: Хорошо у нас на посиделках, весело.

А теперь скорей сюда —

У нас будет занятная игра.

Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи — вьюнки).

Игра «Кот в мешке» (узнать овощ или фрукт на ощупь).

1 потешница: Позабавили вы нас девицы да молодцы. Играми да плясками сыт не будешь

2 потешница: Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Явись сюда, красавица млада, с блинами русскими.

Девочка. Блинов не напекли, молока не принесли.

Звучит музыка. Входит дед Ерофей с коровой

1 потешница: Смотрите, это же дед Ерофей с нашей деревни.

Дед Ерофей:

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Да, видно, не нравилась людям она.

Ведущий: Нам, дедушка, срочно корова нужна.

Дед Ерофей: А зачем она вам?

Ведущий: На нужно молока для блинов.

Дед Ерофей: Коли повеселите нас с Зорькой — пожалую вам молока.

Ведущий: Дорогие наши Потешницы, срочно выручайте, веселую игру затевайте.

1 потешница: Это вовсе не проблема, дедушка Ерофей.

2 потешница: Собирайся детвора, ждет вас развеселая игра.

Игра «Репка» (дед и баба — родители, остальные дети) играют сразу две команды.

Дед Ерофей: (спрашивает у коровы) Ну что, Зорька, понравилась тебе игра? Понравилась, только еще поиграть хочет.

1 потешница: Богатая у нас природа на дары в полях да лесах, так на всю зиму заготовки делаем. Пьём ароматный чай, да похваливаем.

2 потешница:

Чай горячий — наша сила, украшение стола.

«С чая лихо не бывает» — так в народе говорят.

Чай — здоровье, всякий знает.

Пей хоть пять часов подряд!

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай.

Задание: определить на вкус с чем чай заварен

  1. листья смородины
  2. мята
  3. шиповник
  4. зверобой
  5. душица.

Дед Ерофей: Молодцы какие ваши родители! Вот вам детушки кринка молока, а мне дайте вкусного блинка.

Потешницы выносят на подносах блины для детей и гостей, угощают Деда Ерофея

1 потешница: Вот гости дорогие повеселились мы с вами. Много нового узнали, узнали и мы, что знакомы вы с обрядами, праздники народные почитаете, бережете родную культуру.

2 потешница:

Прощаясь с вами мы желаем

В мире жить, всем дружить

Родным краем дорожить

А на праздниках веселых

Петь, плясать и не тужить!

Гости уходят. До свидания, до новых встреч!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ  РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Русь моя Россия. Традиции русского народа" для детей старшего дошкольного возраста.

Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа»....

Проект «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА» (для детей старшего дошкольного возраста)

Вид проекта: информационно - творческийПродолжительность: краткосрочный – 2 недели (14.03 - 25.03)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель.Актуальность:...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...

Краткосрочный проект «Культура и традиции русского народа» для детей старшего и подготовительного возраста.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, культурой и традициями; организацию художественно - продуктивной и творче...