Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Любовь Анатольевна Федонюк

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_napokaz.docx69.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

 Наша страна – это огромная многонациональная страна. Думаю, что через ознакомление дошкольников с народными традициями, обрядами и праздниками, можно воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей. Поэтому главным направлением своей работы я выбрала тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками».

Считаю, что актуальность темы заключается в том, что Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: знания детей о народных календарно-обрядовых праздниках.

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ

Задачи по реализации цели:

1. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.

2. Знакомство с обычаями и традициями проведении календарно-обрядовых праздников, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения предков за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.

3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

Гипотеза исследования: знания старших дошкольников о народных календарно-обрядовых праздниках будут более полными и осознанными, если:  

- организовать работу знакомства детей с календарно-обрядовыми праздниками в соответствии с требованиями ФГОС;

- создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к творческому самосовершенствованию, как со стороны детей, так и родителей.

- проводить работу с детьми на занятиях и вне их по знакомству детей с бытом, традициями и календарно-обрядовыми праздниками;

       - усилить их эмоциональную насыщенность путем включения в систему педагогических воздействий различных видов искусств в комплексе (художественного, музыкального, изобразительного и т.д.);

- воспитывать у дошкольников гордость за свой народ, свою страну.

 Направленность работы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное путешествие, где каждый шаг ставил новые вопросы и приносил новые открытия - в необычном странствии по бесконечно переменчивому миру с включением народных традиций, праздников, гуляний.

Работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками я проводила по следующей модели:

- изучение авторских программ, инноваций;

- планирование работы с детьми;

- знакомство дошкольников с русскими народными календарными праздниками;

- активное использование возможностей музыкального воспитания детей.

Работа с родителями осуществлялась через:

- родительские собрания;

-консультации;

-беседы;

-изготовление костюмов и атрибутов к праздникам.

Совместная работа педагога и детей

Педагогика сотрудничества взрослых и детей;

Проведение занятий, организация театрализованных игр;

Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.

Формы работы с детьми по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками:

1. Беседы.

2. Занятия на основе метода интеграции.

3. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

6. Дидактические игры.

7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

8. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

9. Использование народных игр, в том числе хороводов.

Ресурсное обеспечение проекта

Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.

Подбор художественных народных произведений, песен, закличек, игр.

Подбор методической литературы.

Презентации по народно-обрядовыми праздниками.

Картотека сценариев праздников.

Этапы реализации работы

I этап (аналитический)

Проведение диагностики детей, анкетирование родителей.

II этап (организационный)

Составление перспективного плана работы с детьми, родителями; разработка сценариев праздников; подбор дидактического материала, литературы, игр; изготовление костюмов и атрибутов; создание календаря народных праздников.

III этап (практический)

Проведение, бесед, занятий, народных календарно-обрядовых праздников; индивидуальная работа с детьми и родителями.

IV этап (итоговый)

Проведение диагностического обследования детей, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование.

Анализ результатов работы с детьми        

В начале учебного года с целью выявления уровня знаний о народно-обрядовых праздниках детей проводила диагностическую беседу с детьми. Результаты беседы оценивались по следующим критериям:

1. Знание названий народных праздников; 

2. Знание названий и назначение предметов русского народного быта (лучина, плуг, кокошник и др.);

3. Знание русских народных и музыкально-фольклорных игр, изучаемых в рамках ФГОС;

4. Знание русских народных песенок, потешек, закличек, изучаемых в рамках ФГОС;

5. Знание различных видов фольклора (пословицы, приметы, хороводы) и используют его;

6. Наличие представлений о женском и мужском русском костюме;

7. Знание народных примет и умение их соотносить с увиденным в природе.

Проведенная диагностика показала следующие результаты:

высокий уровень – 10%;

средний уровень – 40%;

низкий уровень   – 50%.  

Анализ диагностики показал, что дошкольники недостаточно знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. Такой вывод и послужил началом работы по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками дошкольников.

Прежде, чем начинать работу с детьми, я составила календарь народных праздников:

6-7 января – Коляда;

Конец февраля - начало марта - Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния;

22 марта - Сороки (Встреча перелетных птиц);

Пасха;

Первое воскресенье после Пасхи - Красная горка;

22 мая – Ярило (Встреча с солнцем);

23- 24 июня - Иван Купала;

2 августа - Ильин день;

28 августа - Спожинки (Праздник окончания уборки хлебов);

14 сентября - Семен Летопроводец (Проводы лета, прославление даров осени).

Затем был составлен тематический план, по которому я в дальнейшем  работала.

Условия для реализации работы

В работе используются различные методы и приемы:  

1. Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).

2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).

4. Частично-поисковый.

5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

6. Сотворчество.

7. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Работа по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками имеет свои особенности.

В процессе проведения работы по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками во время занятий с детьми и вне их происходило постепенное знакомство со средствами выразительности создания сказочных образов прошлого; формирование желания и умений использовать полученные знания в собственной творческой деятельности. Изображение детьми различных образов на основе интеграции, по сравнению с созданием подобных образов только на основе восприятия действительности, обогащалось за счет использования интеграционных методов и приемов. Дошкольники опосредованно познавали разнообразие образов, их эмоциональный колорит через литературные и музыкальные произведения, осваивали разнообразный изобразительный материал, новые техники рисования, лепки, конструирования, аппликации.  

В процессе знакомства с календарно-обрядовым праздником Масленица дети ненавязчиво запоминали очередность и название дней недели. Узнали они и о том, в какие зимние игры играли наши предки, как были гостеприимны, радовались гостям. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья» (показ  презентации Масленица»») 

А узнав, что последний масленичный день называется «Прощенное воскресенье» усваивали уроки нравственности: ведь можно и нечаянно кого-то обидеть, значит, нужно обязательно попросить прощения, чтобы отношения с окружающими были добрыми.

Во всех приведенных примерах работы с детьми по знакомству с обрядовыми праздниками четко прослеживается интеграция различных областей развития дошкольников.

После показа презентации «Коляда- отворяй ворота»  дети из соленого теста делали пряник Козлика и разрисовывали его. Провела развлечение для детей «Коляда-Отворяй ворота», а после этого ходили по саду колядовать.  После показа презентации «Масленицы» дети вырезали куклу Масленицу и её разрисовывали.

После показа презентации «Пасхи»  разрисовывали яйца, а после Пасхи играли в разные игры с яйцами.

После показа презентации «Вербное воскресенье» делали из бросового материала вербочку.

Чтобы работа с родителями была более эффективной проводила беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы.  В уголке для родителей помещались статьи, стихи, приметы по теме, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Стали традиционными беседы за круглым столом (например, «Поют ли ваши дети русские народные песни?»  «Как мы отмечаем Рождество Христово»,  «Пасху» или какой-либо другой календарно-обрядовый праздник. Обсуждение важности сохранения народных традиций); прямой телефон;  консультации и сообщения в уголке для родителей. При проведении с родителями бесед и консультаций постоянно делался акцент на то, что знание истории поколений крайне важно для формирования личности ребенка. Главное, чтобы знание традиций и их соблюдение, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

Должна отметить, что результаты диагностики все эти годы в конце учебного года мало отличались. В этом году результаты были такими:

высокий уровень – 50%;

средний уровень – 50%;

низкий уровень   – 0%.  

Анализ диагностики показал, что дошкольники очень даже неплохо знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками.

Выдвинутая гипотеза  подтвердилась: знакомство детей, с русской народной культурой, через участие в народных календарных праздниках, будет способствует формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентац...

Методическая разработка По теме: «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

                               Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей ПДД несомненна.Ежегод...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...