Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
методическая разработка (старшая группа)

Милибарова Юлия Вячеславовна
Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентация опыта работы на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" Статья на тему: "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт – Петербурга

Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр

«В гостях у бабушки Матрены»

Составили:

Милибарова Юлия Вячеславовна

Санкт – Петербург

2019г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт – Петербурга

Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр

«В гостях у бабушки Матрены»

Составил:

Милибарова Ю.В.

Санкт – Петербург

2019г.

Итоговое мероприятие по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству  с использованием русских народных игр

«В гостях у бабушки Матрены»

Цель:

- приобщение детей старшего возраста к русскому народному творчеству.

Задачи:

Развивающие:

- развивать двигательную активность, физические качества, память и мышление

Обучающие:

- расширить знания детей о культуре и быте русского народа

- закрепить знания о русских народных играх

- знакомить с различными видами фольклора – колыбельные песни,  народные песенки, хороводы, считалки

- продолжать знакомить детей с традициями русского народа, устным народным творчеством

Воспитательные:

- создавать определенный настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины

- воспитывать патриотическую любовь к родине

Ход мероприятия:

Дети вбегают в зал под музыку М. Девятовой «Реченька река…»

После танца к ним выходит бабушка Матрена (БМ)

БМ: Кто это тут расшумелся?

Ведущий: (В) Здравствуй бабушка, это мы с ребятами поиграть пришли.

(Звук плачущего ребенка)

БМ: (сердито) У меня внучат семеро по лавкам, разбудили вы их своими плясками, кто их теперь успокаивать будет???

В: А ты бабушка не ругайся, наши девочки, сейчас для твоих внучаток колыбельные песенки споют.

Девочки укачивают куколок колыбельными песенками.

  1. Люли, люли, люленьки,

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать

  1. Сладко спи, ребенок мой,

Глазки поскорей закрой

Баю-баю, птенчик спать!

Будет мать тебя качать,

Папа сон оберегать.

  1. Люли, люли, люленьки,

Прилетели  гуленьки.

Сели в изголовьице –

Спи-ка на здоровьеце.

Стали гули ворковать

Стала доча засыпать.

  1. Уж ты, котенька – коток

Уж ты, серенький бочок.

Приди, котя, ночевать.

Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту.

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога

  1. Баю-баю-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

  1. Баю-баю-баю-бай

Приходи старик Бабай

Приходи старик Бабай

Коням сена не давай

Кони сена не едят,

Все на ванечку глядят,

Ваня спит по ночам

И растет по часам

Баю-баю-баю-бай

Не ходи к Ване Бабай.

БМ: Ой, спасибо! Молодцы!! Надо мне вас угостить чем-то, а чем не знаю. Мыши все повытаскали.

В: А мы сейчас тебе поможем, всех мышей в мышеловки поймаем.

Игра «Мышеловка»

Считалочка:

Мышка, мышка,

Длинный хвостик,

Ты не прячься глубоко.

Приглашает кошка в гости

Пить парное молоко.

Правила игры: дети становятся в круг, взявшись за руки – это мышеловка. Считалочкой выбираются две или три мышки, они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, дети двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. На последних словах «мышеловка» захлопывается – опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мыши» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие мышки.

БМ: Ой спасибо, молодцы! Знаю я чем вас угостить, за хорошие дела поблагодарить. Испеку - ка я пирог с капустой. А вы мне поможете?

В: Конечно поможем!

Игра «Капуста»  

(фоном тихо играет музыка)

(дети выбирают считалочкой «Хозяина»)

Считалочка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго.

Выходи скорей из круга.

Правила игры: рисуется круг – огород. На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится радом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты », объявляется победителем (бежать можно только после слов «медведь косолапый»).

БМ: Ребята! Посмотрела я, как вы играете и свою молодость вспомнила. Мы тоже играли в такую игру, да так играли, что полотенца порвали. Может,  вы мне поможете их зашить?

Игра «Пазл из  полотенца» (фоном звучит музыка)

(Звучит голос петухов)

БМ: Ой, что – то мои петухи раскукарекались. Наверное, опять петушиные бои устроили.

В: Да что твои петухи, бабуля, наши петушки позадирестее будут,  твои сейчас мигом успокоятся!

Игра «Петушиные бои»

(звучит музыка «Курятник»)

(играют мальчики)

Считалочка:

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки:

- Раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!

Правила игры: дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот,  кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

  1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
  2. Руками толкать друг друга нельзя.

БМ: Ну вот, поиграли наши петушки, надо и покормить их. Девочки, покормите петушков?

Игра «Покорми петушков»

(играют девочки)

(фоном тихо играет музыка)

БМ: Ребятки, какие вы дружные. Все умеете. Мне вот помогаете.

В: А все потому, что наши дети знают, чем себя занять, знают много игр.

БМ: А вы меня научите, буду внучат своих развлекать.

Игра «Дружба»

Правила игры: дети берутся за руки, и по сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу

Найдем себе друга

Найдем себе друга

Найдем себе дружка

По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три, друга себе найди!». После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга, и под русскую народную песню «Ах вы сени мои сени» выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.

При последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать». В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

БМ: Какая веселая и добрая игра! Спасибо! А хотите, и я вас научу играть в одну игру?

Хороводная игра «Ой при лужку, при лужке»

В: Спасибо БМ, мы обязательно будем играть в эту игру!

БМ: Хорошо, что вы забежали ко мне в гости, порадовали бабушку. Пироги я вам так и не успела испечь, зато золотые петушки придутся вам по вкусу.

Угощение детей.

Обсуждение мероприятия с детьми.



Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Ю.В. Милибарова

ГБДОУ детский сад №70

Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга

Русская народная культура – это источник великой народной мудрости, богатейший материал для знакомства детей с традициями русского народа, его обычаями, праздниками, предметами быта. Она формирует представление о богатстве, красоте, нравственности, воспитывает такие качества как трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку – это и есть уважение к культуре и истории своей страны.

Дошкольный возраст время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности ребенка. К сожалению, в современном мире, актуальна проблема «незнания» истории своих предков. Поэтому, я считаю, необходимо привлекать к этой теме не только детей, но и их родителей.

Работая над темой в группе, мы ознакомились и проанализировали литературу, поставили цели и задачи для её решения, составили план работы, определили формы и методы работы, подготовили материальную базу для реализации проекта.

Для приобщения детей к русскому народному творчеству, мы провели ряд познавательных мероприятий, используя разные формы и методы работы:

  • Организовали выставки народных игрушек и посуды (хохлома, гжель, жостовская и филимоновская роспись)
  • Оформили выставку на тему «Русское народное творчество»
  • Подобрали детскую литературу в книжный уголок (фольклор, русские народные сказки, стихи)
  • Изготовили и подобрали атрибуты к народным играм (маски зверей, муляжи овощей и фруктов, русские народные костюмы)
  • Рисование:

 «Гжельский поднос» - нетрадиционное рисование с использованием соли;

«Семеновская  матрешка» - рисование узоров гуашью;

«Хохломские ложки» - рисование узоров цветными карандашами

  • Лепка:

«Дымковские игрушки» - лепка из глины

«Жостовские подносы» - техника размазывания пластилина

«Нарядная матрешка» - техника размазывания и рисование мазками

«Лепим сказку: «Три медведя»; «Снегурочка»» - объёмная лепка

  • Аппликация:

«Русский сарафан» - аппликация из бумаги

  • Конструирование:

«Дворик для домашних животных» - коллективная работа из бросового материала и медицинских шпателей

«Масленка» - кукла из ярких кусочков ткани

  • Театрализация сказок:

«Бобовое зернышко», «Каша из топора», «Гуси-Лебеди», «Заюшкина избушка», «Вершки и корешки»

  • Развитие речи:

Разучивание пальчиковой гимнастики по мотивам сказок «Бабушкины пирожки», «Птички – невелички», «Едут, едут бабка с дедом»; разучивание скороговорок, прибауток, дразнилок

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является, дает необходимый настрой для творческой активности детей, способствует развитию воображения, внимания, восприятия, мелкой моторики и координации движений рук.

        Совместно со специалистами (музыкальный руководитель, физкультурный руководитель) нашего детского сада, мы провели игры и досуги. Песенки, потешки, заклички, зазывалки, считалочки, колыбельные, содержат богатые сведения об окружающем мире, развивают у детей память, мышление, речь, обогащают словарный запас. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к  родному краю и живой природе, стремление к добру.

Хороводы и хороводные игры благоприятствуют развитию детей. Само построение хоровода – круг – воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создает ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребенок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности и сплоченности группы. Развивается звуковое восприятие и координация движений.

Русские народные танцы для детей имеют очень большое значение в изучении культуры и традиций собственного народа. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он является носителем русской народной культуры. Изучив множество русских народных движений, дети нашей группы участвовали в постановке некоторых народных танцев, «Реченька – река», «Ой при лужке, при лужке», «Русские матрешечки».

В физкультурном зале, дети с удовольствием играли в народные игры «Мышеловка», «Капуста», «Петушиные бои», «Дружба», «Горелки», «Ловишки».  Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, силы, скорости, выносливости, физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают интерес к народному творчеству. В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали, подвижные игры ценнейшем средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него таких качеств как: честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество.

        В рамках тематической встречи методического объединения педагогов ГБДОУ Фрунзенского района Санкт-Петербурга,  провела мастер – класс по изготовлению народной игрушки «Зайчик-оберег», для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом с участниками, расширения кругозора и приобщения к новым областям знания.

        Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада, им необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах развития и воспитания детей. В работе с нашими родителями были организованы:

  • Консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Народное творчество в жизни дошкольника», «Народные промыслы»
  • Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы дома с ребенком
  • Рекомендации о том, какие музеи следует посетить с детьми для закрепления пройденного материала «Этнографический музей», «Музей кукол», «Музей хлеба»
  • Швейная мастерская дома, родители вместе с детьми шили мягкие игрушки «Котики» - в саду была организована выставка изделий.
  • Уголок для родителей пополнили картотекой потешек, поговорок, скороговорок, считалок, картотекой народных игр
  • Создали библиотеку детской литературы, которую родители могут взять для прочтения ребенку дома

Подводя итоги этого проекта, нами было организованно открытое мероприятие «В гостях у бабушки Матрены» для педагогов района, родителей и детей нашего ДОУ, где дети нашей группы представили свои работы по декоративно – прикладному искусству, и показали знания по русской народной культуре.

        Список использованной литературы:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

2. Куприна Л.С., Бударина Т.А и др. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001-400с.

3. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю /Р.Халикова// Дошкольное воспитание. – 1988, №5

4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис – пресс,2003.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.Воспитание гражданина и патриота не может быть...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...