Главные вкладки

    Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
    рабочая программа (старшая группа)

    Фаненштиль Анна Владимировна

    Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей семьи, села, края  детьми старшего дошкольного возраста.     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma.docx32.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного  образования

    «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

    (КГБОУ АКИПКРО)

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  средствами музейной педагогики».

    Разработчик:

    Ф.И.О: Фаненштиль  А.В.

    Должность: воспитатель

    ДОУ (ДОО): ДОУ «Березка»

    Город, район: с.Мамонтово

    Мамонтово

    2014 год

    Структура

    1.

    Целевой раздел ………………………………………………………….

    1.1

    Пояснительная записка ………………………………………………...

    1.2

    Цель рабочей программы ………………………………………………

    1.3

    Задачи рабочей программы …………………………………………….

    1.4

    Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

    1.5

    Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7  лет) ……………………………………………………………………….

    1.6

    Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

    2.

    Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………

    3.

    Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)

    Презентация программы на диске

    1

    Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

    Ты вспоминаешь не страну большую,

                                       которую изъездил и узнал.

                                       Ты вспоминаешь Родину такую,

                                      какой ее ты в детстве увидал.

                                   (К. Симонов).

    На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям. Растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России.

    Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования: существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности. Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, -  и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих ценностей.

    Именно  для этого нужна музейная педагогика. Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. Она несет большие образовательные функции: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

    В мини-музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса, для выявления наклонностей и раскрытия личности.

    Таким образом, актуальность и значимость вопросов национального самосознания, возрождение интереса к культуре и народным традициям, недостаточная сформированность нравственно – духовных ценностей в современном обществе позволили обозначить проблему поиска оптимальной технологии приобщения детей  к истокам русской  культуры.

        Содержание проекта рабочей прграммы выстроено в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2012 г.).

        Данный проект рабочей программы разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

    Закон РФ «Об образовании»

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

    "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"  2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.

     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

    Федеральные государственные требования к структуре основной    общеобразовательной    программы дошкольного образования  (ФГТ);

     ФГОС – проект.

    Методические пособия.

    1.2  Цель:  создать условия  для восприятия целостной картины истории своей семьи, села, края  детьми старшего дошкольного возраста.    

    1.3 Задачи:

                              1. Разработать систему внедрения технологий музейной  педагогики в целостный воспитательно-образовательный процесс;

                              2. Приобщить  детей к истокам русской народной культуры;

                        3.Поддерживать интерес  у старших дошкольников к изучению традиций своей семьи, села, края, используя технологии музейной педагогики;

                        4.Прививать любовь к природе села, уважение к его жителям.

    1.4  Принципы рабочей программы:

         - При разработке и реализации программы использованы материалы в    

           соответствии  с возрастными и индивидуальными особенностями  детей.

          - Материал по краеведению доступен и понятен.

    1.5  Психолого – педагогические особенности детей:

          Дети в группе одного возраста. Очень творческие. Приоритетом в группе

          является нравственно-патриотическое воспитание.

    1.  Планируемые результаты освоения программы:

     После реализации рабочей программы в предметно – пространственной

     среде:

    - обогащение предметно-пространственной среды группы за счет создания мини - музея в этнокультурной  направленности (мини – музей народной игрушки, национального костюма, народного быта и т.д.);

          - организованы тематические выставки;

          - создан фотоальбом;

          - подобраны дидактические игры;

          После выполнения поставленных целей дети будут готовы и способны:

          - самостоятельно рассказывать о жизни и традициях своей семьи;

          - интересоваться природой нашей местности и их жителями, их бытом.

    2

    Содержательный раздел

    2.1. Описание образовательной деятельности:

          Календарно - тематический план:

    Сроки реализации

    Тема месяца

    Содержание деятельности. Мероприятия

    с детьми и родителями.

    Сентябрь

    «Моя  семья»

    Беседы:

     «Мое имя – его значение»

    «Чтобы на столе был хлеб»

    Презентации

    «Все профессии важны!»

    Рассматривание фотоальбома:

    «О чем рассказали фотографии?»

    Художественная литература:

    «Посидим в тишине»  Е.Благинина

    Экскурсия по детскому саду:

    «Вот как весело живем!»

    Совместно с детьми:

    «Кукла подорожница» (изготовление куклы  из кусочков ткани и гречневой крупы)

    Оформление мини-музея кукол.

    Совместно с родителями:

    «Составление гениалогического дерева»

    (с использованием фотографий)

    Октябрь

    «Мое село – капелька России»

    Презентация:

    «Узнай где я нахожусь?» (составлена из совместных фотографий родителей и детей)

    Художественной литература:

    Стихотворения В.Рождественской*

    «Что? Где? Когда?»

    Разминка:

    Дети отвечают на вопросы о родном селе.

    1.Дидактическая игра:

    «Что за дом и кто живет в нем?» (животный мир с.Мамонтова)

    2.Подвижная игра:

    «Положи в корзинку, полюбуйся, но не трогай!» (съедобные, ядовитые, лекарственные растения Мамонтовского ленточного бора)

    3.Ситуации в картинках:

    «Верно-неверно» (правила поведения в разных местах: школе, в лесу, в церкви, в клубе и т.д.)

    4. «Знатоки»

    а) Государственная символика

    б)  Ими гордится наше село (Професии людей живущих в с.Мамонтово).

    Подведение итогов, награждение

    Совместно с детьми:

    создание команды, придумывание  названия

    Совместно с родителями:

    (изготовление атрибутов для проведения  игры «Что? Где? Когда?»)

    Создание мини-музея фотографий (сравнить село современное и несколько лет, десятилетий  назад)

    Ноябрь

    Посещение  районного краеведческого музея.

    Беседа:

    «Путешествие в прошлое»

    Презентация:

    «Посуда деревянная. Посуда современная»

    Художественной литература:

    Стихотворения И.Крюкова*

    Экскурсия в музей: «Русская изба. Предметы быта».

    Совместно с детьми:

    Народные подвижные игры.

    «Поясок»

    (изготовление пояса  для создания коллекции)

    Декабрь

    «Как оденусь, так и приглянусь» (путешествие в прошлое)

    Беседы:

     «Откуда рубашка пришла?»

    Презентации

    «Народные узоры на предметах одежды»

    Рассматривание иллюстраций:

    «Народный костюм в сравнении с современной одеждой»

    Совместное творчество с детьми:

    Украшаем росписью сарафан

    Совместно с родителями:

    Оформление мини-музея  «Бабушкин сундучок» (изделия связанные бабушкой, прабабушкой)

    Январь

    «Как оденусь, так и приглянусь» (путешествие в прошлое)

     Беседы:

     «Головной убор»

    Презентации

    «Женский и мужской головной убор»

    Рассматривание иллюстраций:

    «Сравнение старинного головного убора с  современными»

    Дидактическая игра «Собери картинку»

    Совместное творчество с детьми:

    Украшаем росписью головной убор

    Февраль

    «В красных сапожках пройдусь я по дорожке»

     Беседы:

     «Лапти - лапоточки»

    Презентации

    «Народные промыслы»

    Рассматривание иллюстраций:

    «Сравнение современной обуви с лаптями»

    Художественная литература:

    «Лапти скороходы»

    Совместное творчество с детьми:

    Украшаем  одежду

    Совместно с родителями:

    Консультация: «Удобная обувь – залог здоровья!»

    Март

    «Каков Дема, таково у него и дома»

    Беседы:

     «Старинная мебель. Золотые руки деда»

    Презентации

    «Инструменты помощники»

    Рассматривание фотоальбома:

    «О чем рассказали фотографии?»

    (истории о часах)

    Художественная литература:

    Произведение И.А.Марченко*

    Совместно с родителями и детьми:

    Оформление мини-музея  «Старинные часы»                                                                                                                             

    Апрель

    «Здесь танцуют и поют!»

    Беседа:

    «Мамонтовская  детская школа искусств»

    Презентация:

    «…Где танцуют и поют?…»

    Экскурсия в детскую школу искусств:

    «Волшебный мир искусства»

    Мастер – класс в детской школе искусств под руководством     А.В. Кирсановой

    Совместно с детьми:

    Рисование «Впечатления об экскурсии».

    Совместно с родителями:

    «Дети и творчество»

    (консультация для родителей)

    Май

    «Моя любимая игрушка»

    Беседы:

     «Народные промыслы»

    Презентации

    «Игрушки бабушек и дедушек»

    Составление фотоальбома:

    «Моя любимая игрушка»

    Совместно с детьми:

    Изготовление куклы  из  глины. Роспись кукол.

    Совместно с родителями:

    Оформление мини-музея «Вместе с куклой я расту!»

    *В рабочую программу включены стихотворения местных поэтов с.Мамонтова

    2.2. Способы, методы и формы реализации программы:

    - рассказ педагога, рассказ экскурсовода в музее;

    - наглядный метод;

    - беседа;

    - наблюдение;

    - практический метод.

    2.3. Способы и направления детской инициативы.

       - участие в организации  мини-музея,

       - поощрение грамотами.

    2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

         В ходе реализации данной программы активное участие принимали

         родители. Оказывали помощь в сопровождении и организации экскурсий.

    3

    Организационный раздел

    3.1. Материально- техническое обеспечение программы:

        - музей,

        - детско-юношеский центр (кружок).

    3.2. Методическое обеспечение программы:

    1. Музейная педагогика: Из опыта методической работы  /под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 416 с. – (Программа развития)
    2. «Воспитатель ДОУ», №3, 2009. «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников». О.В. Колпачникова.
    3. «Управление ДОУ», №4,2004. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». И.В. Штанько.
    4. «Детский сад от А до Я», №6, 2007 год.
    5. «Детский сад от А до Я», №3, 2008 год.
    6. Приложение к «Управление ДОУ», «Создание ДОУ с приоритетным направлением» Г.Г. Биличенко.
    7. «Управление ДОУ», №1, 2007 год, «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» (из опыта работы), Т.Н. Тебенева.

    3.3. Место рабочей программы в режиме дня:

        Содержание программы реализовано в кружковой деятельности.

    3.4. Особенности организации предметно-развивающей пространственной

          среды:

         -  в группе создан мини-музей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

     Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

    Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

    Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

    С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

    Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

    Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

    Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентац...