Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
рабочая программа (старшая группа)

Фаненштиль Анна Владимировна

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей семьи, села, края  детьми старшего дошкольного возраста.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного  образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

(КГБОУ АКИПКРО)

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  средствами музейной педагогики».

Разработчик:

Ф.И.О: Фаненштиль  А.В.

Должность: воспитатель

ДОУ (ДОО): ДОУ «Березка»

Город, район: с.Мамонтово

Мамонтово

2014 год

Структура

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

1.1

Пояснительная записка ………………………………………………...

1.2

Цель рабочей программы ………………………………………………

1.3

Задачи рабочей программы …………………………………………….

1.4

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

1.5

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7  лет) ……………………………………………………………………….

1.6

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

2.

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………

3.

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)

Презентация программы на диске

1

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Ты вспоминаешь не страну большую,

                                   которую изъездил и узнал.

                                   Ты вспоминаешь Родину такую,

                                  какой ее ты в детстве увидал.

                               (К. Симонов).

На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям. Растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России.

Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования: существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности. Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, -  и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих ценностей.

Именно  для этого нужна музейная педагогика. Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. Она несет большие образовательные функции: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

В мини-музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса, для выявления наклонностей и раскрытия личности.

Таким образом, актуальность и значимость вопросов национального самосознания, возрождение интереса к культуре и народным традициям, недостаточная сформированность нравственно – духовных ценностей в современном обществе позволили обозначить проблему поиска оптимальной технологии приобщения детей  к истокам русской  культуры.

    Содержание проекта рабочей прграммы выстроено в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2012 г.).

    Данный проект рабочей программы разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

Закон РФ «Об образовании»

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"  2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

Федеральные государственные требования к структуре основной    общеобразовательной    программы дошкольного образования  (ФГТ);

 ФГОС – проект.

Методические пособия.

1.2  Цель:  создать условия  для восприятия целостной картины истории своей семьи, села, края  детьми старшего дошкольного возраста.    

1.3 Задачи:

                          1. Разработать систему внедрения технологий музейной  педагогики в целостный воспитательно-образовательный процесс;

                          2. Приобщить  детей к истокам русской народной культуры;

                    3.Поддерживать интерес  у старших дошкольников к изучению традиций своей семьи, села, края, используя технологии музейной педагогики;

                    4.Прививать любовь к природе села, уважение к его жителям.

1.4  Принципы рабочей программы:

     - При разработке и реализации программы использованы материалы в    

       соответствии  с возрастными и индивидуальными особенностями  детей.

      - Материал по краеведению доступен и понятен.

1.5  Психолого – педагогические особенности детей:

      Дети в группе одного возраста. Очень творческие. Приоритетом в группе

      является нравственно-патриотическое воспитание.

  1.  Планируемые результаты освоения программы:

 После реализации рабочей программы в предметно – пространственной

 среде:

- обогащение предметно-пространственной среды группы за счет создания мини - музея в этнокультурной  направленности (мини – музей народной игрушки, национального костюма, народного быта и т.д.);

      - организованы тематические выставки;

      - создан фотоальбом;

      - подобраны дидактические игры;

      После выполнения поставленных целей дети будут готовы и способны:

      - самостоятельно рассказывать о жизни и традициях своей семьи;

      - интересоваться природой нашей местности и их жителями, их бытом.

2

Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности:

      Календарно - тематический план:

Сроки реализации

Тема месяца

Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями.

Сентябрь

«Моя  семья»

Беседы:

 «Мое имя – его значение»

«Чтобы на столе был хлеб»

Презентации

«Все профессии важны!»

Рассматривание фотоальбома:

«О чем рассказали фотографии?»

Художественная литература:

«Посидим в тишине»  Е.Благинина

Экскурсия по детскому саду:

«Вот как весело живем!»

Совместно с детьми:

«Кукла подорожница» (изготовление куклы  из кусочков ткани и гречневой крупы)

Оформление мини-музея кукол.

Совместно с родителями:

«Составление гениалогического дерева»

(с использованием фотографий)

Октябрь

«Мое село – капелька России»

Презентация:

«Узнай где я нахожусь?» (составлена из совместных фотографий родителей и детей)

Художественной литература:

Стихотворения В.Рождественской*

«Что? Где? Когда?»

Разминка:

Дети отвечают на вопросы о родном селе.

1.Дидактическая игра:

«Что за дом и кто живет в нем?» (животный мир с.Мамонтова)

2.Подвижная игра:

«Положи в корзинку, полюбуйся, но не трогай!» (съедобные, ядовитые, лекарственные растения Мамонтовского ленточного бора)

3.Ситуации в картинках:

«Верно-неверно» (правила поведения в разных местах: школе, в лесу, в церкви, в клубе и т.д.)

4. «Знатоки»

а) Государственная символика

б)  Ими гордится наше село (Професии людей живущих в с.Мамонтово).

Подведение итогов, награждение

Совместно с детьми:

создание команды, придумывание  названия

Совместно с родителями:

(изготовление атрибутов для проведения  игры «Что? Где? Когда?»)

Создание мини-музея фотографий (сравнить село современное и несколько лет, десятилетий  назад)

Ноябрь

Посещение  районного краеведческого музея.

Беседа:

«Путешествие в прошлое»

Презентация:

«Посуда деревянная. Посуда современная»

Художественной литература:

Стихотворения И.Крюкова*

Экскурсия в музей: «Русская изба. Предметы быта».

Совместно с детьми:

Народные подвижные игры.

«Поясок»

(изготовление пояса  для создания коллекции)

Декабрь

«Как оденусь, так и приглянусь» (путешествие в прошлое)

Беседы:

 «Откуда рубашка пришла?»

Презентации

«Народные узоры на предметах одежды»

Рассматривание иллюстраций:

«Народный костюм в сравнении с современной одеждой»

Совместное творчество с детьми:

Украшаем росписью сарафан

Совместно с родителями:

Оформление мини-музея  «Бабушкин сундучок» (изделия связанные бабушкой, прабабушкой)

Январь

«Как оденусь, так и приглянусь» (путешествие в прошлое)

 Беседы:

 «Головной убор»

Презентации

«Женский и мужской головной убор»

Рассматривание иллюстраций:

«Сравнение старинного головного убора с  современными»

Дидактическая игра «Собери картинку»

Совместное творчество с детьми:

Украшаем росписью головной убор

Февраль

«В красных сапожках пройдусь я по дорожке»

 Беседы:

 «Лапти - лапоточки»

Презентации

«Народные промыслы»

Рассматривание иллюстраций:

«Сравнение современной обуви с лаптями»

Художественная литература:

«Лапти скороходы»

Совместное творчество с детьми:

Украшаем  одежду

Совместно с родителями:

Консультация: «Удобная обувь – залог здоровья!»

Март

«Каков Дема, таково у него и дома»

Беседы:

 «Старинная мебель. Золотые руки деда»

Презентации

«Инструменты помощники»

Рассматривание фотоальбома:

«О чем рассказали фотографии?»

(истории о часах)

Художественная литература:

Произведение И.А.Марченко*

Совместно с родителями и детьми:

Оформление мини-музея  «Старинные часы»                                                                                                                             

Апрель

«Здесь танцуют и поют!»

Беседа:

«Мамонтовская  детская школа искусств»

Презентация:

«…Где танцуют и поют?…»

Экскурсия в детскую школу искусств:

«Волшебный мир искусства»

Мастер – класс в детской школе искусств под руководством     А.В. Кирсановой

Совместно с детьми:

Рисование «Впечатления об экскурсии».

Совместно с родителями:

«Дети и творчество»

(консультация для родителей)

Май

«Моя любимая игрушка»

Беседы:

 «Народные промыслы»

Презентации

«Игрушки бабушек и дедушек»

Составление фотоальбома:

«Моя любимая игрушка»

Совместно с детьми:

Изготовление куклы  из  глины. Роспись кукол.

Совместно с родителями:

Оформление мини-музея «Вместе с куклой я расту!»

*В рабочую программу включены стихотворения местных поэтов с.Мамонтова

2.2. Способы, методы и формы реализации программы:

- рассказ педагога, рассказ экскурсовода в музее;

- наглядный метод;

- беседа;

- наблюдение;

- практический метод.

2.3. Способы и направления детской инициативы.

   - участие в организации  мини-музея,

   - поощрение грамотами.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

     В ходе реализации данной программы активное участие принимали

     родители. Оказывали помощь в сопровождении и организации экскурсий.

3

Организационный раздел

3.1. Материально- техническое обеспечение программы:

    - музей,

    - детско-юношеский центр (кружок).

3.2. Методическое обеспечение программы:

  1. Музейная педагогика: Из опыта методической работы  /под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 416 с. – (Программа развития)
  2. «Воспитатель ДОУ», №3, 2009. «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников». О.В. Колпачникова.
  3. «Управление ДОУ», №4,2004. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». И.В. Штанько.
  4. «Детский сад от А до Я», №6, 2007 год.
  5. «Детский сад от А до Я», №3, 2008 год.
  6. Приложение к «Управление ДОУ», «Создание ДОУ с приоритетным направлением» Г.Г. Биличенко.
  7. «Управление ДОУ», №1, 2007 год, «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» (из опыта работы), Т.Н. Тебенева.

3.3. Место рабочей программы в режиме дня:

    Содержание программы реализовано в кружковой деятельности.

3.4. Особенности организации предметно-развивающей пространственной

      среды:

     -  в группе создан мини-музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на 2013 -2014 учебный год

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к...

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...