Выступление на педсовете "Работа над образом персонажа"
методическая разработка

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступлеие на педсовете243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

на педагогическом совете

на тему: «Основные этапы работы над образом»

Воспитатель: Лукоянова А.Б.

Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи.

Цели мастер-класса:  

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
  2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
  3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
  4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства
  2. Стимулировать к поиску выразительных средствдля создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
  3. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё
  4. Формировать навыки импровизации.
  5. Поощрение инициативы при создании образа.

Материал: видео отрывки из мультипликационных фильмов «Храбрый заяц» и «Мешок яблок», иллюстрации с изображением детей в различных эмоциональных состояниях, карточки – схемы «эмоции», маски животных – заяц, собака, мороз, волк, лев, мнемодорожки стихотворений.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер- классе  «Основные этапы работы над образом». Каждому педагогу, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема, на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - заяц. Заяц - герой детских сказок, олицетворяющий добрых, но трусоватых персонажей. Часто зайцы и зайчата бывают хвастливыми и безобидными героями, которые любят приключения. Основные этапы работы над образом зайца представлены на схеме.

I. "Первый этап - Определение  характера  образа.

Его  задача  - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

Для реализации этого этапа я использую ряд методов и приёмов, представленных на схеме. Рассмотрим один из них:

«Начитывание контрастных отрывков».

Предлагаю вам посмотреть видео отрывки из мультипликационных фильмов «Храбрый заяц» и «Мешок яблок».

- Какой предстал перед вами заяц хвастун?

(Предполагаемые ответы: воображала, невежа, зазнайка, хвастун и т. д.)

- Какого вы увидели зайца из другого отрывка?

(доброго, справедливого, неунывающего, щедрый и т. д.).

Вывод: Таким образом, с помощью  приема  «Начитывания контрастных отрывков»,  сравнивая два контрастных  персонажа , ваши дети без труда составляют образ зайца.

II. Второй этап -  работа  над мимикой.

Его задача научить детей передавать эмоциональное состояние  героев   с  помощью мимики. Остановимся подробнее на  приёме  « Работа  с иллюстрациями на эмоциональное состояние». Давайте разделимся  на 2 подгруппы: «Храбрый заяц» и  «Мешок яблок». Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего  персонажа , аргументируйте ваш выбор  и  изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего  персонажа . (Выполнение задания слушателями.)

Вывод: Таким образом, мы видим, что  приём  «Работа  с иллюстрациями» даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

III. Третий этап   -  работа  над голосом.

Его  задача  - эмоциональная окраска речи  персонажа . Здесь нам поможет  прием  - «Интонационная выразительность».

Задание для первой подгруппы - проговорить фразу зайца «Я - Заяц, я – очень смелый, я – никого не боюсь».

 Задание для второй подгруппы - проговорить фразу зайца «Здесь яблок на весь лес хватит».

  Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке.

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод.: Таким образом, с помощью  приёма  "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

IV. Четвёртый этап -  работа  над жестом  и  движением.

Его  задача  - научить детей двигаться в соответствии с  характером   персонажа . Решить эту  задачу  нам поможет игровой метод «Память  физических действий»

Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы «Храбрый заяц».

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее зайцу из вашей подгруппы, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника  и  добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ зайца из сказки «Мешок яблок»).

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей,  и  созданию образа через жест  и  движения: «жест – образ».

Этюды  

Его  задача  - применить изученные методы  и   приёмы  на практике. Используем  прием  Инсценирование диалогов:  Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с  персонажами  героев из других сказок . Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах  и  движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Тексты диалогов:

«Лиса и заяц»

Собака - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

Заяц- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Собака - Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

«Мороз и заяц»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.

Мороз - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

Заяц - Не хвастай, Мороз, не одолеешь!

Мороз - Нет, одолею!

Заяц - Нет, не одолеешь!

«Сказка про волка, зайца и ежика»

Волк - Привет, Зайчик. Ты куда идешь?
Заяц - Здравствуй, Волк. Иду в соседний лес к своему дяде. У него сегодня именины.
Волк -  Так садись, я тебя подвезу.
Заяц - Слушай, Волк, по-моему, мы не туда едем. Сколько раз к дяде в гости хожу, никогда через этот старый лес не ходил.
Волк -Не переживай, это просто короткая дорога. Сейчас мы уже на месте будем.

«Подарок для самого слабого»

Лев -  Ну, кто здесь самый слабый?

Заяц- Не надо , не трогай никого, потому что это я, я самый слабый в этом лесу!

Лев-  Чудак, ведь я пришел заступиться за тебя»

V. Пятый этап - «Заучивание роли».

В своей практике я использую прием – мнемотехника.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста использую цветные мнемодорожки, а старшим дошкольникам предлагаю графическое схематическое одноцветное изображение.

В работе над образом с помощью этого приема можно заучивать текст роли, поскольку текст этих сказок Вы знаете, предлагаю с помощью приема «Мнемотехника» выучить стихотворение.

Перед Вами лежит мнемодорожка  стихотворения. Прочтите стихотворение, соотнося слова с изображением, повторите несколько раз. А теперь повторите стихотворение, опираясь только на изображение. А теперь расскажите без опоры на наглядность.

Также можно использовать прием «Книжечка». Он используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили.

Мы рассмотрели все этапы работы над образом, а также некоторые методы и приёмы, которые помогают научить детей передавать характер персонажа разными средствами художественной выразительности.

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
  • психогимнастика;
  • упражнение на ритмопластику.

Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом. Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции, дети становятся раскрепощённее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.

 «Лиса и заяц»

Собака - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

Заяц- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Собака - Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

«Мороз и заяц»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.

Мороз - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

Заяц - Не хвастай, Мороз, не одолеешь!

Мороз - Нет, одолею!

Заяц - Нет, не одолеешь!

«Сказка про волка, зайца и ежика»

Волк - Привет, Зайчик. Ты куда идешь?
Заяц - Здравствуй, Волк. Иду в соседний лес к своему дяде. У него сегодня именины.
Волк -  Так садись, я тебя подвезу.
Заяц - Слушай, Волк, по-моему, мы не туда едем. Сколько раз к дяде в гости хожу, никогда через этот старый лес не ходил.
Волк -Не переживай, это просто короткая дорога. Сейчас мы уже на месте будем.

«Подарок для самого слабого»

Лев -  Ну, кто здесь самый слабый?

Заяц- Не надо , не трогай никого, потому что это я, я самый слабый в этом лесу!

Лев-  Чудак, ведь я пришел заступиться за тебя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

В последнии годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываютс...

Алгоритм работы над образом сказочных персонажей для детского праздника.

Создание образа любого сказочного персонажа, будь то Снегурочка, Фея, Емеля, Баба Яга, Дед Мороз или любой другой герой, процесс достаточно сложный и многодневный.В соответствии с этим была разр...

Выступление на педсовете Здоровый образ жизни

Материал выступление на педсовете ЗОЖ...

Презентация "Основные этапы работы над образом персонажа"

Представленная разработка рекомендуется воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов....

Выступление агитбригады. пропаганда здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников...

Сценарий выступления агитбригады о здоровом образе жизни

Предлагаю выступление детской  агитбригады о здоровом образе жизни. Выступление длится пять минут. В сценарном плане используются  почти все жанры творческой деятельности: чтение стихо...

Консультация для родителей "Игровые техники и упражнения для обучения дошкольников Художественно-выразительной передачи образов персонажей постановки"

Методы, приемы и упражнения, которые помогут ребенку научиться перевоплощаться, играть, любить театр....