Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»
план-конспект занятия (старшая группа)

Митина Мария Александровна

 

Конспект занятия

по формированию финансовой грамотности

у детей 5-6лет.

«Обучение Незнайки финансовой грамотности»

 

 

 

 

Воспитатель первой категории: Ливерко М.А.

 

 

 

 

Саратов,2022

«Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Цель:

 Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание (задачи): 

Образовательные:

— формировать разумное отношение к расходованию денег;

— способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

— закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

Развивающие:

 — развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

— развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

— развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

Воспитательные:

— воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;

— воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. 

Активизация словаря:

__банкнота, банкомат, купюры, наличные, безналичные расчет, доход, расход, бюджет.

Предварительная работа: просмотр отрывка фильма «Буратино», фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия), сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Материал и оборудование: ноутбук, разрезные картинки, игрушечные купюры денег, монеты.

Используемые технологии:

- Икт-технологии;

-здоровье сберегающие;

-игровые;

-ТРИЗ.

Ход занятия:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Здравствуйте, ребята!»

 

После приветствия, воспитатель предлагает детям сесть  на стульчики.

Стук в дверь, в группу входит грустный Незнайка.

Воспитатель:

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?.. (Незнайка)  Дети хором отвечают

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка.. Мы рады тебя видеть.

Незнайка, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.

Воспитатель: Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Незнайка: Меня записали в школу финансовой грамотности. И сегодня я был  на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу.

Незнайка, присаживайся вместе с ребятами и будь внимательным!

(Незнайка садится вместе с детьми на стул)

Воспитатель:

Послушайте загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»  

Совершенно верно — «деньги»

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами. 

Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

Игра «Какие бывают купюры и монеты»

 (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Незнайка тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.konspekt_nod_finansovaya_gramotnost_liverko_m.a.1.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №84»

ЛЕНИНСКОГО  РАЙОНА  г. САРАТОВА

                   410052 г. Саратов, ул. Мира,зд.8.стр.1тел/факс 63-14-75

Конспект занятия

по формированию финансовой грамотности

у детей 5-6лет.

«Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Воспитатель первой категории: Ливерко М.А.

Саратов,2022

«Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Цель:

 Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание (задачи): 

Образовательные:

— формировать разумное отношение к расходованию денег;

— способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

— закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

Развивающие:

 — развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

— развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

— развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

Воспитательные:

— воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;

— воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. 

Активизация словаря:

__банкнота, банкомат, купюры, наличные, безналичные расчет, доход, расход, бюджет.

Предварительная работа: просмотр отрывка фильма «Буратино», фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия), сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Материал и оборудование: ноутбук, разрезные картинки, игрушечные купюры денег, монеты.

Используемые технологии:

- Икт-технологии;

-здоровье сберегающие;

-игровые;

-ТРИЗ.

Ход занятия:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Здравствуйте, ребята!»

После приветствия, воспитатель предлагает детям сесть  на стульчики.

Стук в дверь, в группу входит грустный Незнайка.

Воспитатель:

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?.. (Незнайка)  Дети хором отвечают

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка.. Мы рады тебя видеть.

Незнайка, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.

Воспитатель: Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Незнайка: Меня записали в школу финансовой грамотности. И сегодня я был  на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу.

Незнайка, присаживайся вместе с ребятами и будь внимательным!

(Незнайка садится вместе с детьми на стул)

Воспитатель:

Послушайте загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»  

Совершенно верно — «деньги»

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами. 

Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

Игра «Какие бывают купюры и монеты»

 (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Незнайка тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Незнайка теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отличаются купюры и монеты между собой.

Незнайка: Да, купюра – бумажная и называется она — банкнота, а монета – металлическая.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей и Незнайки)

Воспитатель:  Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, произошел сбой и несколько купюр из станка вышли разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (Дети делятся на  команды – мальчики и девочки, Незнайка присоединяется и помогает ребятам)

Игра у столов «Собери банкноту» ( Разрезные картинки )

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем Незнайке, что такое потребности? (ответы детей)

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на экран!

На экран выводятся слайды, дети вместе с Незнайкой определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить Незнайке почему без них человек не может прожить (ответы  детей).

Воспитатель: А ты Незнайке без чего не можешь прожить? (ответ Незнайки)

Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? (ответ Незнайке) 

Физкультминутка:

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?

Незнайка: Конечно, знаю, мне их папа даёт.

Воспитатель: Ребята, расскажите, Незнайке, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

-бабушка и дедушка получают пенсию;

-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет — это доходы и расходы семьи.

Незнайка: Что такое доход?

Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Незнайка: Что такое расход?

Дети: Расход-  это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Незнайкой как правильно распределить семейный бюджет и поиграем в игру.

Игра «Хочу и надо» (выполняют за столами)

Перед вами схема потребностей и десять  монет (у каждой команды схемы разные). Ваша задача распределить ваш бюджет слушая мои задания:

1.За одежду мы затратили 1 монету, а за электроэнергию нам понадобиться затратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет мы затратим за электроэнергию?

2.За электроэнергию мы заплатили 2 монеты, а за продукты на одну монету больше, чем за электроэнергию. Сколько монет нам потребуется на продукты?

3.На покупку лекарств мы потратили на 2 монеты меньше, чем на продукты. Сколько монет мы потратим на покупку лекарств?

Чтобы оплатить счёт за квартплату нам нужно потратить столько же монет, столько мы потратили на оплату электроэнергии. Сколько монет нам понадобится, чтобы оплатить счёт за  квартплату?

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько у Вас было монет?

Дети: У нас было 10 монет.

Воспитатель: А сколько монет мы с Вами потратили?

Дети: Мы потратили 9 монет.

Воспитатель: А, что мы будем делать с оставшейся монетой?

Дети: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Воспитатель: Ну, что Незнайка, теперь ты понял, как можно правильно распределять семейный бюджет?

Незнайка: Да, ребята, понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе.

Воспитатель: Незнайка как ты думаешь, если закопать  монеты и ждать,  вырастет дерево с целой кучей монет?

Вопросы к детям:

«Вырастут ли деньги?

Незнайка, где можно хранить деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно — хранение денег. (показ различных пластиковых карт на слайде) Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)

Ребята, а сейчас давайте вместе с Незнайкой пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем ему, для чего он нам нужен? (рассуждения детей)

Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу вас и Незнайку как пользоваться нашим банкоматом, а затем вы попробуете.

Воспитатель: Незнайка, ты давно живёшь в сказке, и не знал, что в нашем современном мире существуют: купюры, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы тебе обо всем рассказали. А теперь давай вместе с нашими детьми создадим свою именную банковскую карту.

Дети и Незнайка проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.

Незнайка: Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я положу их на карту, и буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Незнайка!

Итог деятельности

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: Незнайке.

Подведение итогов 

Воспитатель: Чему, мы научили Незнайку?

Дети: Мы учили Незнайку финансовой грамотности. (развёрнутые ответы детей)

Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от Незнайки.

Подарок от Незнайки «Волшебная коробка» (игры по финансовой грамотности)

Воспитатель: Ребята, Незнайка в своей школе по финансовой грамотности научился играть в новые экономические игры и прислал нам, а так же он ещё раз благодарит вас за помощь.

Домашнее задание 

придумать и нарисовать дома с родителями банкноты своей семьи.

Используемая литература: интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности детей в процессе социализации на ранних этапах обучения

С ноября 2017 года в нашем детском саду началась реализация международного проекта «Афлатун: финансовое и социальное образование детей». Надо отметить, что наш детский сад первый в Одинцов...

Мини - проект по формированию финансовой грамотности детей 5-6лет «Какими бывают деньги?»

Мини - проект по формированию финансовой грамотности детей 5-6лет«Какими бывают деньги?»...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия. Обучение Незнайки финансовой грамотности

Актуальность темы занятия для ребенкаАктуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере...

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Конспект ООД по формированию финансовой грамотности детей II младшей группы на тему: «День рождение куклы Маши»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25543891","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]Конспект ООД по формированию финансовой грамотностидетей II младшей ...