Акция «Как живёт мой «теремок»»
материал

Марухина Елена Сергеевна

Акция «Как живёт мой «теремок»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_kak_zhivyot_moy_teremok.docx62.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

АКЦИЯ

«КАК ЖИВЁТ МОЙ ’’ТЕРЕМОК’’»

Разработчик:

инструктор по физической культуре

Марухина Е. С.

План мероприятий акции

«Как живёт мой ’’теремок’’»

Название мероприятия

Срок  проведения

Место проведения

1.

«Я укрепляю шейный отдел своего позвоночника»

Физкультурный зал

2.

«Я укрепляю грудной  отдел своего позвоночника»

Физкультурный зал

3.

«Я укрепляю поясничный отдел своего позвоночника»

Физкультурный зал

4.

«Я укрепляю крестец и копчик своего позвоночника»

Физкультурный зал

Литература

Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. -  Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2017. – 192 с.

Участники акции: дети и педагоги подготовительной группы.

Актуальность. Эта тема актуальна для человека, так как тело – фундамент построения личности. И то, как ребёнок относится к телу, как он себя чувствует в этом теле, здорово оно или нет, определяет, как он будет относиться к своему духовному началу.

Все мероприятия акции проходят в форме игр – путешествий.

Увлекательные игры – путешествия по собственному организму помогают детям познать ценность здорового тела для жизнедеятельности, для взаимоотношений с другими людьми, научат любить своё тело таким, какое оно есть, и делать ещё лучше.

Цели:

  • познакомить детей с природой собственного организма и скрытыми  в нём возможностями;
  • научить детей любить своё тело и заботиться о нём.

Тема «Укрепляю ’’теремок’’»

Цели.

  1. Ознакомление детей с функцией скелета, мышечной системы в организме и позвоночника, отвечающего за осанку, самочувствие и настроение.
  2. Воспитание осознанного отношения к собственному телу, осанке.

Материалы. Изображение «теремка», демонстрационное пособие «Позвоночник» или схема позвоночника, макеты – заготовки из бумаги формата А4 с трафаретом позвоночного столба; карандаши или фломастеры разных цветов, «волшебный парашют» для релаксационного отдыха, «Волшебный журнал Здоровья», «волшебный микрофон» для игры «Г».

Аудиозаписи.  М. Старокадамский «Весёлые путешественники», функциональная музыка (по выбору педагога).

Результат. После каждой игры – путешествия дети по укреплению различных отделов позвоночника дети закрашивают соответствующий участок позвоночника (на трафарете позвоночного столба). В процессе закрашивания и выполнения соответствующих упражнений дети узнают:

- что позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного и крестцово – копчикового отделов;

- туловище двигается за счёт гибкости, растяжки и подвижности позвоночника;

- мы держим вертикальное положение туловища и ходим прямо за счёт позвоночника;

- состояние позвоночника создаёт нам соответствующее настроение.

 

МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Гагинским детским садом №1

Федоскина Е.В. ____________

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

«Я УКРЕПЛЯЮ ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ СВОЕГО ПОЗВОНОЧНИКА»

Составитель:

Инструктор по физической культуре

Марухина Е. С.

«Я УКРЕПЛЯЮ ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ СВОЕГО ПОЗВОНОЧНИКА»

Ход игры – путешествия

  • I. Интерес – мотивация.

«Приветствие»

Дети стоят в кругу.

Здравствуйте, травы!

Дети протягивают руки к воображаемой траве,

Здравствуйте, деревья!

деревьям,

Здравствуй, солнце!

солнцу.

Это – я!

Обнимают себя (при этом необходимо почувствовать вибрацию звука «я» в своей груди.

Я – мои друзья!

Каждый ребёнок прикасается обеими руками к своей груди, касается обеими руками груди детей, стоящих по обеим сторонам от него.

Создание игровой ситуации.

Педагог. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны.

Дети. Да!

Педагог. Но сначала нужно немного «подзарядиться». Где ваши чудесные ладошки?

Самомассаж «Чудесные ладошки».

Массаж у оснований крыльев носа.

Педагог.

Пальчики послушные к носу прижимаем.

И, как будто кружимся, ими мы вращаем.

Массаж точек между бровей.

Педагог.

Встретились пальчики у бровей.

Пальчики покружатся всё веселей!

Точно так же как вперёд, делаем наоборот.

Про улыбку не забудем, брови наши мы разбудим!

Массаж ужей.

Педагог.

И про ушки не забудем,

Мы помнём их и … разбудим!

Дети лепят ушки от мочек вверх, слегка нажимая пальцами на уши.

Массаж грудины.

Педагог.

А теперь нашли грудину, ставим пальцы в середину …

Ими вращаем, как будто играем. Здоровье своё укрепляем!

Дети выполняют круговые движения четырьмя пальцами по грудине.

Массаж грудной клетки.

дети кладут обе руки на грудь, расслабленными пальцами рук барабанят чуть ниже ключицы.

Педагог.

Чтоб расти здоровым, крепким, развивай грудную клетку.

Пальцами вверху побей, чуть сильней и не робей!

Не молчите, детвора, протяните громко: «А – а – а!»

  • II. Движения – «превращения»

Педагог. Слышите, ребята, как, гудит поезд? Занимайте места в вагонах – и поехали!

Ритмическое упражнение «Поезд».

Музыкальное сопровождение – М. Старокадамский «Весёлые путешественники». На фоне звучания вступления педагог и дети произносят текст, сочетая его с движениями рук, согнутых в локтях.

Чух – чух, пых – чу, пых – чу, вор – чу,

Стоять на месте не хочу!

Чух – чух, пых – чу, пых – чу, вор – чу,

Стоять на месте не хочу!

Ко – лё – са – ми сту – чу, сту – чу,

Ко – лё – са – ми вер – чу, вер – чу,

са – дись ско – рее, про – ка – чу!

Чу! Чу! Чу!

Под музыку дети бегут («едут на поезде») друг за другом, затем «дорога начинает петлять» (бегут «змейкой») и т. п. Выполнив упражнение, дети останавливаются на «полянке» перед необычным домиком – теремком (его макет выполнен из бумаги размером с лист ватмана).

Педагог. Оглядимся вокруг, нет ли здесь чего – то необычного?

Дети. Домик – теремок.

Педагог. Да уж больно необычный (трогает), не крепкий. (Все вместе рассматривают «теремок»). Внутри этого теремка нет крепких стен, поэтому он не может стоять устойчиво. Он такой, как у нашего знакомого Шалтая – Болтая!

Упражнение «Шалтай – Болтай» (регулирование мышечного тонуса и осознание позвоночника как важной составляющей тела).

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст стихотворения дети делают повороты, при этом руки болтаются свободно. Как у тряпичной куклы.

Шалтай – Болтай сидел на стене,

(Стоят на месте, поворачивают корпус вправо – влево, расслабленные руки двигаются произвольно)

Шалтай – Болтай свалился во сне.

(На последний слог в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол).

Игра – хоровод «Теремок».

Педагог. Ребята, я предлагаю укрепить наш «теремок». Для начала споём песенку. (Дети идут по кругу и поют песенку на мотив русской народной песенки «Теремок»).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Теремочку стены крепкие нужные

И опорой теремочку стать должны!

Педагог. Игра продолжается! Вокруг себя ты повернись, в «теремочек» превратись!

Телесно - ориентированные упражнения по укреплению позвоночника (направление мыслей детей на данный отдел позвоночника).

Педагог. Попробуем укрепить наш «теремок». (Делается акцент на значимости позвоночника). В первую очередь «теремочку» необходим стержень, опора. Сейчас мы станем маленькими волшебниками и будем творить. Разотрите свои волшебные ладошки. Готовы? Начали!

«Я укрепляю шейный отдел своего позвоночника».

Педагог. Начнём сверху, отсюда, с шеи.

Педагог читает стихотворение, а дети делают поглаживающие разминающие движения по шейному отделу позвоночника.

Нам помогут семь гвоздочков

Сделать шею очень прочной.

Гибкой и подвижной,

Стройной и красивой.

И. п. – дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых локтей.

1. Правильная «постановка» головы. Придать голове такое положение, словно она подвешена за макушку: затылок слегка подаётся вверх, будто голова «висит» в воздухе на невидимой нити, прикреплённой к макушке.

2. Сложить ладошки перед грудью, подышать.

3.Положить под подбородок, подержать голову, сопротивляясь руками.

4. Положить ладошки на затылочную часть в шейном отделе, «полежать» на них.

5. Голова вперёд, растереть ключицы подбородком – «почистили клювики».

6. голова назад – затылком растереть мышцы плечевого пояса.

7. Голова вправо – влево с касанием ушами плеч, очень медленно (!) вращать головой по кругу вправо – влево, наклонить голову к спине, вытянув шею.

8. Помассировать ямку под затылком - «почистили свою шейку».

9. Потрогать шейные позвонки.

10. Погладить себя по затылку, сказать «Я вас люблю».

Во время движений следует обращать внимание детей на растягивание и сжимание позвоночника.

  • III. Игровой релаксационный комплекс.

Педагог. Ребята, сейчас мы убедимся в игре, как дружно действуют семь шейных позвонков. Вы хорошо знаете сказку «Репка»? Скажите, сколько всего героев в этой сказке? Назовите их.

 Дети. У сказки «Репка» семь героев: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, конка, мышка.

Педагог. Правильно, ребята. А вы обратили внимание на то, что героев в сказке «Репка» столько же, сколько наших братцев – позвонков? Сейчас все они станут одной командой.

Игра – соревнование «Репка».

В игре принимают участие 2 – 3 команды детей по 7 человек.  Между играющими распределяются роли: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. На расстоянии 4 – 5 метров от каждой команды садится по «репке». По сигналу в каждой команде бежит сначала «дед». Обежав «репку», добегает до своей команды. К нему присоединяется «бабка», и, взявшись за руки, они уже вдвоём обегают «репку». Затем, захватив следующего участника, снова обегают «репку». «Сорвать репку» можно только тогда, когда все участники команды, взявшись за руки, добегут до неё, и «мышка» возьмёт «репку» за руку. Побеждает та команда, которая первой вернулась на своё место с «репкой».

Релаксационный отдых на «волшебном парашюте».

Вводная часть.

Педагог. А теперь мы отдохнём на нашем «волшебном парашюте».

Вместе с педагогом дети берутся за края «волшебного парашюта» и поднимают его вверх, делая вдох; на выдохе – опускают парашют вниз и протяжно поизносят : «У – у – у». Упражнение повторяется три раза.

Педагог. Проходите, ребята, и присаживайтесь под «волшебным парашютом».

Коврик поднимается в положение «крыша» (его держат педагог вместе с детьми – помощниками). Дети присаживаются под «крышей». После того как они расположатся, их накрывают парашютом. Парашют поднимают вверх, дети при этом делают вдох. При опускании парашюта дети на выдохе протяжно произносят: «У – у – у». Упражнение повторяется три раза.

Взрослые расстилаю парашют, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – на «волшебный парашют» зайди!» Затем дети проходят на парашют и садятся в круг.

Основная часть.

Педагог. Ребята. Когда вы были героями сказки, какое внутреннее состояние (настроение) помогло вам лучше согласовывать свои движения или, наоборот, препятствовало ему?

Дети рассказывают о своём состоянии.

Педагог. А теперь поиграем в другую игру. Ложитесь на «волшебный парашют» головой к центру круга и слушайте сказку. В сказку перенесёмся с помощью дыхания: вдох – взлетели, выдох – летим в сказку… Вдох – выдох … Наблюдай за своим дыханием … Попробуй придумать семи шейным позвонкам свои и мена. Это могут быть герои любимой сказки, например «Репки». Это могут быть какие – то явления природы, например радуга или семь нот. Тут у тебя полный простор для фантазии. Итак, начали … Прикрой глаза и представляй …

Ребёнок ассоциирует каждый из семи шейных позвонков с явлениями, предметами, входящими в ту систему, которой он назвал этот отдел позвоночника. Например, если это 7 нот – перечислить ноты и окрасить их в определённый цвет, если радуга – то 7 цветов; это могут быть 7 гномов, у которых жила Белоснежка и т. д. Работая со следующими отделами позвоночника подобным образом, ребёнок ассоциирует каждый позвонок отдела, с которым работал. С понятными и близкими ему образами.

Педагог. Твоя шея обладает волшебной силой, а семь её позвонков помогают выполнять те движения, которые ты хочешь делать. Шейный позвоночник очень подвижный, гибкий и эластичный, с его помощью голова держится прямо, поворачивается в разные стороны. Но сам шейный отдел твоего ствола очень нежный и хрупкий.

Шеей я своей кручу,

Во все стороны гляжу,

Наклоняю и ввиваю,

«Да» и «нет» вам говорю,

Шею я благодарю!

Вот они. Семь красавцев – шейных позвонков. Познакомимся с ними, а ты мысленно направляй каждому из них улыбку.

Я – первый шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … От меня зависит твоё настроение. Если тебе грустно, вспомни обо мне.

Я – второй шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Я отвечаю за то, чтобы ушки слышали, горлышко пело, носик дышал.

Я – третий шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Я помогаю твоим глазкам хорошо видеть, светить всем людям!

Я – четвёртый шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Улыбнись мне, потому что я отвечаю тоже за твоё настроение. А особенно за улыбку!

Я – пятый шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Зубки, ушки, нос – вот и весь мой вопрос!

Я – шестой шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Шея, пищевод, рука – вот друзья, так друзья! Чтобы головой кивнуть, нужно шею мне согнуть!

Я – седьмой шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Очень умный позвонок – он за ум ответит впрок!

Улыбнись нам, и мы ответим тебе здоровьем.

Осмотри мысленно свой шейный отдел сверху вниз.

Считаем сверху вниз – от первого шейного позвонка до седьмого.

Заключительная часть (выход из состояния релаксации).

Педагог. Пора возвращаться из нашего сказочного путешествия (отдать команду решительным тоном). Наши глазки открываем. Быстро, быстро поморгаем! Вдохнём и сладко зевнём, потянемся – растянемся … Теперь перевернитесь на бок. Немножко полежите на боку, перевернитесь на живот и, как кошечка, потянитесь, прогнув спинку. Помашите «хвостиком». Встаньте на коленки, потянитесь руками вверх. Встаньте на ножки, улыбнитесь.

Синтезирование двигательных образов – самовыражение.

Рефлексия.

Педагог. А теперь – за дело! Раскрасьте крепкие позвонки – гвоздики, которые держат шею «теремка».

Дети готовят 7 цветных карандашей или  фломастеров и  с добрыми мыслями раскрашивают каждый позвонок с пожеланием здоровья (на стр. 104 представлен эскиз макета для рефлексии ребёнка по окончании каждого упражнения).

Педагог. Посчитаем гвоздики. Сколько их получилось?

Фонопедическая игра «От шёпота до крика» (освобождение от напряжения, возникшего из – за страха, гнева или сильного разочарования).

Дети вместе с педагогом произносят текст на выдохе.

Раз, два – шёпотом,

Три, четыре – тихо,

Пять, шесть – средне,

Семь! – крикнуть.

Рассказы детей педагог записывает в «Волшебный журнал Здоровья».

Литература

Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. -  Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2017. – 192 с.

«Я УКРЕПЛЯЮ ГРУДНОЙ ОТДЕЛ СВОЕГО ПОЗВОНОЧНИКА»

Ход игры – путешествия

  • I. Интерес – мотивация.

«Приветствие» (повторить материал предыдущей игры).

Педагог. Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие к «теремку». У нас уже появились новые друзья. Кто они?

Дети. Семь шейных позвонков.

Педагог. Поздоровайтесь со своими друзьями – шейными позвонками. Потрогайте и посчитайте свои шейные позвонки. Шеей я своей кручу, во все стороны гляжу …

Гимнастика мозга. Вращение шеи.

Педагог. Подышите … Расслабьте плечи и чуть опустите голову вниз. Медленно (на выдохах) вращайте головой из стороны в сторону, снимая напряжение.

Дети выполняют упражнение.

Педагог. Ребята! Вы готовы отправиться в новое путешествие? Предлагаю вам немного «подзарядиться». Где ваши чудесные ладошки?

Самомассаж «Чудесные ладошки» (повторить материал предыдущей игры).

  • II. Движения – «превращения»

Педагог. Слышите, ребята, как, гудит поезд? Занимайте места в вагонах – и поехали!

Ритмическое упражнение «Поезд» (повторить материал предыдущей игры).

Дети останавливаются на «полянке» перед домиком – теремком.

Игра – хоровод «Теремок».

Педагог. Ребята, я предлагаю укрепить наш «теремок». Для начала споём песенку. (Дети идут по кругу и поют песенку на мотив русской народной песенки «Теремок»).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Теремочку стены крепкие нужные

И опорой теремочку стать должны!

Педагог. Игра продолжается! Вокруг себя ты повернись, в «теремочек» превратись!

Телесно - ориентированные упражнения по укреплению позвоночника (направление мыслей детей на данный отдел позвоночника).

Педагог. Будем дальше укреплять наш «теремок». Войдём в него.

«Откроем дверь»: медленно поднять руки вперёд, вверх (вдох).

«Закроем дверь»: опустить руки (выдох).

«Откроем и закроем окна»: то же с поднятием рук в стороны и возвращение в И. П.

«Работает вентилятор»: круговые движения руками вперёд, вверх (вдох), назад, вниз (выдох).

«Я укрепляю грудной отдел своего позвоночника».

Педагог. Дружно взялись мы за дело, и работа закипела!

И. П.- дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых локтей.

Чтобы дать детям почувствовать, что шейный отдел позвоночника переходит в грудной и тесно с ним взаимосвязан, педагог предлагает:

- произвольно опустить голову и почувствовать, как она тянет за собой шейные и грудные позвонки;

- медленно и с силовыми усилиями сводить плечи вперёд, ощущая, как округляется спина и прогибается другой позвоночник;

- отвести плечи назад, поочерёдно поднимая и опуская правое и левое плечо, выполнить медленные и круговые движения плечами вперёд – назад, почувствовать, как позвоночник растягивается, сжимается.

Педагог. Скажите, ребята, какая часть позвоночника более подвижна, а какая – менее?

Дети при помощи педагога приходят к выводу, что шейный отдел позвоночника более подвижен.

Педагог.

Вот дошли до середины, середины – половины.

И помогут нам двенадцать чудо – гвоздиков, друзья,

Чтоб осанку сохранить, свои рёбра укрепить.

А как помогают 12 друзей, в этом мы сейчас убедимся. Встаньте ровно, расположите ваши руки в области рёбер и проверьте, как они двигаются. Поработаем рёбрами грудной клетки: вдохните – выдохните … Ребята, вы заметили, что ваши рёбра поднимаются и опускаются? Постарайтесь на вдохе расширять грудную клетку, а на выдохе – сжимать.

Дети упражняются в выполнении грудного типа дыхания.

Педагог. А теперь медленно выполним повороты туловища вперёд – назад, вправо- влево. Прислушайтесь к своим ощущениям, когда будете выполнять это упражнение.

Дети выполняют упражнения в поворотах туловища.

Педагог. А теперь каждому позвонку грудного отдела нужно подарить привет и улыбку!

И. П. – стоя, руки вниз.

Завести руки за спину: правую снизу, левую сверху. Начинаем ощупывать позвонки. Постепенно соединяя руки между собой.

Педагог. Погладьте себя по груди и скажите: «Какой я хороший».

Дети поглаживают себя с 2 сторон по груди.

  • III. Игровой релаксационный комплекс.

Педагог. Ребята, сейчас мы убедимся в игре, как дружно действуют 12 грудных позвонков.

Подвижная игра «Найди себе пару».

Играет нечётное количество детей. Под музыку дети идут по кругу, выполняя упражнения, формирующие осанку.

«Журавлик»: ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе).

«Вырастем большими»: ходьба на носках (руки вверх, в «замке»).

«Мишка косолапый»: ходьба на наружном крае стопы.

«Воробышек»: круги согнутыми в локтях руками назад.

«Потягивание»: подняться на носки, левая рука вверх, правая назад.

По команде педагога «Стой! Ребята, не зевайте, быстро пару выбирайте!» играющие берутся за руки парами и встают спиной друг к другу. Ребёнок, которому пары не досталось, отмечает с педагогом самую грациозную пару. Игра повторяется 2 раза.

Педагог.

Каша кипит, зевать не велит!

За кашей смотри, кашу вари!

Дыхательное упражнение «Каша кипит».

1.Стоя, одну руку положить на живот, другу – на грудь.

2.Втянутьживот и набрать воздух в грудь (вдох).

3.Опустить грудь, выдыхая воздух, и выпятить живот (выдох).

4.При выдохе громко произнести: «Ф – ф – ф!».

Повторить 3 – 4 раза.

Релаксационный отдых на «волшебном парашюте».

Вводная часть.

Педагог. А теперь, мы отдохнём на нашем «волшебном парашюте». (Повторить материал предыдущей игры).

Основная часть.

«Я улыбаюсь своему грудному отделу позвоночника».

Повторить упражнение «Наблюдай за своим дыханием».

Педагог. Вот дошли до середины: середины – половины. Дальше – самая длинная часть твоего «теремка» - грудная. Такой её делают 12 дружных позвонков – это целая команда. Давайте их мысленно сосчитаем сверху вниз (считают). Видишь. Как их много!

Двенадцать чудо – позвонков тебе нужны для того,

Чтоб осанку сохранить, свои рёбра укрепить,

Гордо грудь держать, и смело браться за любое дело!

Все 12 позвонков дружно, весело живут,

Спину держат, берегут!

Вот они – 12 красавцев грудных позвонков! Как футбольная команда с одним запасным игроком! А может быть, это 12 месяцев в году? А может быть, кто – то ещё? Постарайся дать им имена. Вдох – выдох … Познакомимся с грудными позвонками. Они сами расскажут о себе. А ты ощущай во время их рассказа каждый из них и мысленно направляй им самые хорошие пожелания.

Я – первый грудной позвонок. Подыши: вдох и выдох, вдох и выдох. Я вдыхаю любовь, радость … Выдыхаю жестокость, ненависть, нетерпеливость. Я помогаю тебе сейчас, потому что я отвечаю за твоё дыхание.

 Я – второй грудной позвонок, отвечаю за твоё сердце. Что там тикает в груди? Ты послушай, посмотри. Там в груди моё сердечко песенку поёт, никогда не устаёт. Сердце – трепетный и нежный орган, отвечает за твоё настроение, любовь ко всему, что тебя окружает. Давай наполним твоё сердце покоем и красным цветом ….

Я – третий грудной позвонок. Я помогаю твоим чудесным пузырькам – лёгким, которые живут в груди. Дышат лёгкие твои воздухом Земли! Выпускают пузырьки, находящиеся в лёгких, воздух в кровь. Наполняем наши пузырьки белым цветом, а также отвагой, мужеством. Вдох – выдох …

А я – четвёртый грудной позвонок – помогаю снимать утомляемость с бронхов и лёгких. Я помогаю бронхам – волшебным трубочкам – пропускать воздух в твои шарики – лёгкие.

Опускаемся дальше вниз. А это кто?

Я – пятый грудной позвонок. Я чищу кровь и организм, помогаю твоей печени. Окрашиваем печень в зелёный цвет, наполняем добротой.

Я – шестой грудной позвонок. Удивительная история – в желудке моём лаборатория. Зубки хлопотали, кашку тщательно жевали, и желудок песенку запел, хорошо, что ротик кашку съел. Я помогаю твоему желудку.

Я – седьмой грудной позвонок. Я себя называю «сахарный», потому что отвечаю за сахар в твоей крови – чтобы всё было в меру.

Я – восьмой грудной позвонок. Я очень внимательно слежу за твоим пищеварением. Животик, будь мягким, работай хорошо!

Я – девятый грудной позвонок. Воздух набираем – шарик получаем. Воздух выдыхаем – ямку получаем. (Дети дышат диафрагмальным типом дыхания). Это я сейчас помогаю тебе надувать шарик. А ещё я стражник – охраняю тебя от болезней, потому что отвечаю за твой иммунитет.

Я – десятый грудной позвонок. Отвечаю за почки, чтобы были как цветочки. Выдыхаем страх, а на вдохе впускаем всё самое хорошее, окрашивая в голубой цвет, цвет чистой воды.

Я – одиннадцатый грудной позвонок. Кожа чистая, приятная и гладкая.

Мама кожу моет мне,

Кожу на моей спине.

Кожу моем на руках,

Кожу моем на ногах.

На груди мы моем кожу,

На лице, на шее тоже.

                                                       Н. Ерёменко

Я отвечаю за то, чтобы кожа твоя стала красивой и чистой.

Я – двенадцатый грудной позвонок. Ручки, ножки и спина! Растянулись! Раз и два! Вот какие твои суставы гибкие, подвижные. Это я им помогаю стать такими!

Сейчас ты помогаешь 12 братьям отдохнуть и набраться сил. Улыбнись всем 12 грудным позвонкам, и они тебе скажет «спасибо». Считаем сверху вниз – от первого грудного позвонка до 12.

Заключительная часть (выход из состояния релаксации) – повторить материал предыдущей игры.

Педагог. Пора возвращаться домой. В сказку мы приехали на поезде. Надо проверить рельсы и шпалы у своего соседа, чтобы по ним поезд быстро возвратил нас домой.

Игровой самомассаж «Рельсы».

Дети садятся по кругу друг за другом – так, чтобы видеть спину соседа.

Рельсы – рельсы,

Проводят одну, потом другую линию вдоль позвоночника.

Шпалы – шпалы.

Едет поезд запоздалый.

Из последнего окошка

Проводят поперечные линии, «едут» ладонями по спине сверху – вниз.

Вдруг посыпались горошки.

Стучат по спине пальцами обеих рук.

Пришли куры – поклевали,

Стучат указательными пальцами.

Пришли гуси – пощипали,

Щиплют спину.

Пришёл слон – потоптал,

«Ставят следы слона» от нижней части спины к затылку, сильно нажимая тыльной стороной кулаков.

Пришла слониха,

«Ставят следы» тыльной стороной кулаков, со средним усилием нажатия.

Пришёл маленький слонёнок,

«Идут» тремя пальцами (2 – 3 – 4), сложенными в щепоть.

Пришёл дворник -

Двумя пальцами «идут» по спине.

Всё подмёл.

Лёгким касанием пальцев гладят спину вдоль и поперёк.

Синтезирование двигательных образов – самовыражение.

Рефлексия.

Педагог. А теперь – за дело! Раскрасьте крепкие позвонки – гвоздики, которые держат грудь и спину вашего «теремка».

Дети готовят 12 цветных карандашей или фломастеров и раскрашивают каждый позвонок .

Рассказы детей педагог записывает в «Волшебный журнал Здоровья».

Литература

Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. -  Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2017. – 192 с.

«Я УКРЕПЛЯЮ ПОЯСНИЧНЫЙ ОТДЕЛ СВОЕГО ПОЗВОНОЧНИКА»

Ход игры – путешествия

  • I. Интерес – мотивация.

«Приветствие» (повторить материал предыдущей игры).

Педагог. Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие к «теремку». У нас уже появились новые друзья. Кто они?

Дети. Семь шейных и 12 грудных позвонков.

Педагог. Поздоровайтесь со своими друзьями – шейными позвонками.

Дети массируют шейные позвонки.

Педагог. Поздоровайтесь со своими грудными позвонками.

И. П. – стоя, руки внизу. Завести руки за спину: правую снизу, левую сверху. Начинаем ощупывать позвонки, постепенно соединяя руки между собой.

Педагог. Ребята! Вы готовы отправиться в новое путешествие? Предлагаю вам немного «подзарядиться». Где ваши чудесные ладошки?

Самомассаж «Чудесные ладошки» (повторить материал предыдущей игры).

  • II. Движения – «превращения»

Педагог. Занимайте места в вагонах – и поехали!

Ритмическое упражнение «Поезд» (повторить материал предыдущей игры).

Педагог. Игра продолжается! Вокруг себя ты повернись – в «теремочек» превратись!

Игра – хоровод «Теремок».

Педагог. Откроем «теремок» знакомой песенкой.

Дети встают в круг. Идут хороводом и поют песенку на мотив русской народной песенки «Теремок» (повторить материал предыдущей игры).

«Я укрепляю поясничный отдел своего позвоночника».

Телесно – ориентированные упражнения по растягиванию позвоночника (направление мыслей детей на данный отдел позвоночника).

Педагог. Будем дальше укреплять наш «теремок». Вокруг себя повернись – в «теремочек» превратись! (Дети поворачиваются вокруг себя). У входа в «теремок» котёнок лежит, хозяина поджидает. Иногда шаловливое настроение у котёнка бывает: поясницу выгибает, песню напевает.

Игровое упражнение «Шаловливый котёнок».

И. П. – стоя на четвереньках.

Сесть на пятки, прижаться туловищем к рукам, согнутым в локтях (во время выполнения упражнения произносить «Фр – фр – фр).

Вернуться в И. П., произнести «мур – мур – мур»

Повторить 5 – 6 раз.

Педагог.

Познакомьтесь: поясница,

Как похожа ты на птицу!

Наклоняется – выпрямляется …

Пятеро братьев здесь живут,

Поясницу держат, позвоночник берегут.

Хотите убедиться в том, как подвижны поясничные братья – позвонки?

И. П. – О. С. Упражнение выполнять в медленном темпе.

1. Наклоны вперёд с касанием руками пола (выпрямиться с вытягиванием туловища и рук вверх).

2. Наклоны вперёд с выпрямлением и прогибанием назад. Зафиксировать прогиб назад в поясничной части позвоночника, чтобы почувствовать, как от этого зависит степень сохранения при прогибании назад.

  •  III. Игровой релаксационный комплекс.

Педагог. Ребята, сейчас мы убедимся в игре, как дружно действуют наши 5 братьев – поясничных позвонков.

Подвижная игра «Паучки».

В игре принимают участие 2 команды по 5 человек. Каждая команда встаёт внутрь большого обруча и поднимает его на уровень поясницы (пояса). Участники команды становятся единым организмом – «пауком». Два «паука» двигаются наперегонки от старта до финиша, согласовывая внутри каждого круга свои движения. Побеждает команда, быстрее пришедшая к финишу. Затем играют новые команды.

Педагог. А теперь, мы отдохнём на нашем «волшебном парашюте». (Повторить материал предыдущей игры. Затем дети садятся по кругу на «волшебном парашюте»).

Основная часть.

Педагог. Ребята, какое внутреннее состояние (настроение) помогло вам лучше согласовывать свои движения или, наоборот, препятствовало ему?

Дети высказываются о том, что во время игры надо ориентироваться на действия других детей.

Педагог. Вы действовали так же дружно, как пять пальцев на руке или как одна дружная семья.

Пальчиковая игра «Моя семья»

И. П. – пальцы в кулаке. Разгибаем по одному, начиная с большого.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

Разгибать и закрывать пальцы в кулаке в ритме стихотворения.

Упражнения для улучшения работы поясничного отдела позвоночника.

Педагог. А сейчас мы проверим. Как работает дружная семья поясничных позвонков. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!

Дети ложатся на спину голова в центр круга, руки вытянуты вдоль тела.

Педагог. Крутите ногами «велосипед» - сначала вперёд, затем назад. Подожмите ноги, колени поверните в одну сторону, голову в другую и попробуйте «скрутиться».

Делаем «полумостик»: руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Поднимите таз на вдохе, на выдохе – опустите. (Повторить 5 – 10 раз).

«Качалочка»: согните ноги в коленях и обхватите руками, подтяните ноги коленями к животу. Раскачивайтесь вдоль позвоночника, затем с боку на бок.

А теперь мы отдохнём и послушаем сказку про дружную семью поясничных позвонков …

Повторить упражнение «Наблюдай за своим дыханием».

Педагог. Двигаемся по нашему чудо – теремку дальше …

Поясница грациозна, как танцовщица она,

То вперёд, а то назад, так подвижна и умна.

Пять чудесных позвонков держат поясницу.

Их за то благодарим, им «спасибо» говорим!

Действительно, внизу твой позвоночник имеет причудливый изгиб благодаря пяти поясничным позвонкам. Вот они, пятеро дружных поясничных позвонков, как пять пальцев на твоей руке. Представьте себе эту великолепную пятёрку: первый, второй, третий, четвёртый, пятый … постарайся дать им имена. Вдох – выдох … Вот что хотят рассказать тебе поясничные братцы – позвонки.

Я – первый поясничный позвонок. Отвечаю за толстый кишечник. Мой кишечник, работай точно в нужное время!

Я – второй поясничный позвонок. Отвечаю за аппендикс – маленький кишечный отросточек.

Я – третий поясничный позвонок.

Есть у тебя пузырь необычный!

 И организм наполняет его водичкой.

Думаю, ты догадаешься,

Что пузырь этот – мочевой пузырь называется.

Я – четвёртый поясничный позвонок.

Без коленей невозможно ни присесть, ни встать.

Значит, должен коленям кто – то помогать!

Вот я и помогаю твоим коленям.

Я – пятый поясничный позвонок. Отвечаю за ступню.

Ножки очень мне нужны,

И полезны, и важны.

Ножки на пол опустил

И на коврик наступил.

                                               Н. Ерёменко

Улыбнитесь всем пяти поясничным позвонкам! Сверху вниз – от первого до пятого … Они помогают тебе красиво двигаться, танцевать, принимать различные позы. Поблагодари их за это, и они ответят тебе здоровьем.

Заключительная часть (выход из состояния релаксации) – повторить материал предыдущей игры.

Синтезирование двигательных образов – самовыражение.

Рефлексия.

Педагог. А теперь – за дело! Раскрасьте крепкие позвонки – гвоздики, которые держат грудь и спину вашего «теремка».

Дети готовят 5 цветных карандашей или фломастеров и раскрашивают каждый позвонок . Раскрашивают с любовью к каждому позвонку и с пожеланием здоровья.

Рассказы детей педагог записывает в «Волшебный журнал Здоровья».

Литература

Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. -  Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2017. – 192 с.

«Я УКРЕПЛЯЮ КРЕСТЕЦ И КОПЧИК СВОЕГО ПОЗВОНОЧНИКА»

Ход игры – путешествия

  • I. Интерес – мотивация.

«Приветствие» (повторить материал предыдущей игры).

Педагог. Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие к «теремку». У нас уже появились новые друзья. Кто они?

Дети. Семь шейных и 12 грудных  и 5 поясничных позвонков.

Педагог. Поздоровайтесь со своими шейными позвонками (дети прощупывают пальцами шейные позвонки). Поздоровайтесь со своими грудными позвонками (дети прощупывают пальцами грудные позвонки). Поздоровайтесь со своими поясничными позвонками (дети прощупывают поясничные позвонки).

  • II. Движения – «превращения»

Педагог. Занимайте места в вагонах – и поехали!

Ритмическое упражнение «Поезд» (повторить материал предыдущей игры).

Педагог. Игра продолжается! Вокруг себя ты повернись – в «теремочек» превратись!

Игра – хоровод «Теремок».

Педагог. Откроем «теремок» знакомой песенкой.

Дети встают в круг. Идут хороводом и поют песенку на мотив русской народной песенки «Теремок» (повторить материал предыдущей игры).

Телесно – ориентированные упражнения по растягиванию позвоночника (направление мыслей детей на данный отдел позвоночника).

«Я укрепляю крестец и копчик своего позвоночника».

Педагог.

Есть секрет для вас, друзья.

Знать его хотите?

Дети. Да!

Педагог.

Здесь у нас Крестец

И Копчик.

Копчик – вот он,

Словно хвостик.

Хоть они не так подвижны,

Как другие позвонки,

«Теремку» они нужны,

Для осанки так важны!

Дети отводят обе руки назад и прощупывают крестцовую часть позвоночника, прощупывают копчик.

Чтобы чувствовать значимость крестцово – копчиковой части позвоночника в нашем «теремке», предлагаю, ребята, выполнить следующие упражнения.

И. П.- О. С.

1. Медленно направлять крестец вперёд и почувствовать изменения в осанке: живот выпячивается вперёд, спина горбится, голова наклоняется вниз. Стойка некрасивая, осанка искривлённая.

2. Медленно отводить крестец назад и почувствовать, как выпрямляется спина, подтягивается живот, отводят назад плечи, голова поднимается. Стойка красивая, осанка правильная, дыхание равномерное.

Педагог. Вот и познакомились мы со всеми жителями своего позвоночника. А теперь ваши ладошки поиграют с каждым из них.

Игра «Чудесные ладошки» (самомассаж)

Самомассаж шеи

Руку правую (левую) возьму

Свою шею разотру.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, Семь, восемь, девять, десять.

То же - левой рукой.

Правой (левой) рукой круговыми движениями ребёнок растирает заднюю часть шеи. Сначала движения лёгкие, поверхностные, затем – с некоторым нажимом.

Самомассаж спины

Мы чудесные ладошки

Ребёнок показывает ладони.

В кулачки сожмём

Сжимает кисти в кулачки.

И наклонимся немножко,

Слегка наклоняет туловище вперёд.

Спины разотрём.

Ставит кулачки тыльной стороной на спину, начиная от возможно высокой точки.

Трём и крутим кулачками

От позвоночника к бокам,

Правую и левую руки двигает в противоположных направлениях, опускаясь вниз, выполняя по 10 движений с небольшим нажимом.

До крестца мы опустились.

Вот и всё! Ура!

Заканчивает у крестца, слегка нажимает.

  • III. Игровой релаксационный комплекс.

Педагог. А сейчас в игре проверим, как дружно живут братья Крестец и Копчик.

Подвижная игра «Копчик, к своему Крестцу!»

Игра проводится по аналогии с игрой «Догони свою пару!»

Дети стоят парами (впереди «Крестец», сзади «Копчик») на расстоянии 3 – 4 шагов. По сигналу педагога стоявшие впереди бегают по залу. Педагог даёт сигнал: «Копчик, найди свой «Крестец!». Дети должны встать так, чтобы «Крестец» и «Копчик» составили одно целое, - каждый «Копчик» ловит свою пару. При повторении игры роли меняются. После окончания перебежек играющие подсчитывают, сколько раз удалось поймать товарища.

Релаксационный отдых на «волшебном парашюте».

Вводная часть.

Педагог. А теперь, мы отдохнём на нашем «волшебном парашюте».

Коврик поднимается в положение «крыша» (его держат педагог вместе с детьми – помощниками). Дети присаживаются под «крышей». После того как они расположатся, их накрывают парашютом. Парашют поднимают вверх, дети при этом делают вдох. При опускании парашюта дети на выдохе протяжно произносят: «У – у – у». Упражнение повторяется три раза.

Взрослые расстилаю парашют, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – на «волшебный парашют» зайди!» Затем дети проходят на парашют и ложатся в круг.

Основная часть.

Педагог. Поможем нашим новым друзьям – шейным, грудным, поясничным позвонкам и крестцу с копчиком – стать гибче, а значит, здоровее, ведь от них зависит ваша осанка, которая даёт нам здоровье и создаёт соответствующее настроение.

Комплекс упражнений по скручиванию – раскручиванию позвоночника.

И. П.- лёжа на спине, согнутые в коленях ноги стоят на полу.

1. Набросить пятку правой ноги на колено левой ноги, вернуться в И. П. Повторить с левой ноги.

2. Ноги класть влево – вправо от себя, вернуться в И. П.

3. Сделать полумостик, вернуться в И. П.

4. Перевернуться на живот, поднять голову, плечевой пояс.

5. «Как лодочка качаемся»: руки вытянуть вперёд с одновременным подниманием ног.

6. «Корзина для листьев»: лёжа на животе, руками захватываем носки ног.

7. Перевернуться на спину. Дыхательная игра «Змейка»: «змейка быстро вползает в нос» - вдох – и «медленно выползает через рот» - выдох.

8. «Клубочек». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища («змейка греется на солнышке»). Поднять согнутые в коленях ноги, прижать их руками к груди, головой прикоснуться к коленям – «змейка свернулась в клубочек». Вернуться в И. П. Повторить 3 – 4 раза.

9. Руки над головой, ноги лежат, широко расставлены. Потянуться противоположными рукой и ногой, поменять руку – ногу (растягивание позвоночника).

Смена движений всегда производится на выдохе.

Педагог. А теперь мы послушаем заключительную историю про наш «теремок».

Повторить упражнение «Наблюдай за своим дыханием».

Педагог. Вот мы и добрались до основания ствола – «теремка», где живут несколько сросшихся позвонков – крестец и копчик.

Эти братья всегда вместе,

Друг без друга им нельзя.

Их зовут Крестец и Копчик.

Братья – дружная семья.

Я Крестец – старший брат. Поэтому я большой и крупный. И отвечаю я за твой кишечник, чтобы он работал хорошо.

А я, Копчик, брат младший, маленький. Куда я без Крестца, я ему всегда помогаю! Братья очень дружат и приносят тебе пользу. Улыбнись своим Копчику и Крестцу…

Дети представляют эти позвонки и дышат в удобном для себя ритме.

Педагог. Пусть ствол твоего чудо – теремка станет высоким и стройным. Подумай о том, что твоя спина сильная, крепкая, позвоночник гибкий. Почувствуй, как с каждым вдохом твой позвоночник растёт, вытягивается вверх. Выше, выше, выше – до самых звёзд, солнца и луны! (Дети дышат в удобном для себя темпе). Ты хорошо играл и помогал своему чудо – теремку стать здоровым и сильным! Подари улыбку своим друзьям: шейному … грудному … поясничному … крестцовому и копчиковому отделам! Ещё раз мысленно осмотри их …

Заключительная часть (выход из состояния релаксации) – повторить материал прошлой игры.

Педагог. Теперь ты изменил свою осанку, развернул плечи, и твоё настроение сразу улучшилось. Ты уверен в себе, значит, с тобой можно иметь дело, можно дружить! Поблагодари своих новых друзей за это! И они ответят тебе здоровьем. Береги позвоночник – основу жизни!

Реализация двигательного опыта в самостоятельной деятельности в специально организованной предметно – развивающей среде.

Рефлексия.

Педагог. А теперь – за дело! Раскрасьте братцев Крестца и Копчика, которые держат «теремок».

Раскрашивают с любовью к каждому позвонку и с пожеланием здоровья.

Педагог. Вот мы и закрепили все волшебные гвоздики на стержне – позвоночнике нашего «теремка». Крепкий он стал, сильный, хорошо спину держит! Ещё раз проверьте свой стержень – позвоночник, крепкий ли он стал.

Двумя руками дети прощупывают свои копчик, крестец, поясничные позвонки, грудные и шейные. Затем наоборот – сверху о шейных позвонков к копчику.

Педагог. А теперь проверьте крепость стержня у вашего соседа.

Дети в парах по очереди прощупывают позвонки. Все движения сопровождаются музыкой по выбору педагога.

Игра «Волшебный микрофон».

Педагог. Молодцы, ребята! Играли отлично! А сейчас скажите несколько слов в «волшебный микрофон». Что для вас было интересно в нашей игре? Что было важно для вас? Что вы узнали нового? Скажите несколько слов о нашей игре.

Рассказы детей педагог записывает в «Волшебный журнал Здоровья».

Литература

Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. -  Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2017. – 192 с.