«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Информационная карта педагога
Ф.И.О. | Дмитриева Валерия Юрьевна |
Должность | Воспитатель |
Дата рождения | 21.07.1999 |
Домашний адрес, телефон | СПб Колпино Октябрьская д.81 кВ 4 |
Сведения об образовании (наличие образования, название учебного заведения, год окончания, специальность) | Некрасовский педагогический колледж №1 Среднее специальное Дошкольное образование 2021 год |
Стаж работы: - общий - педагогический | общий 3 педагогический 9 месяцев |
Курсы повышения квалификации (название курсов или семинара, сроки, место прохождения) |
|
Аттестация (дата, присвоенная категория) | |
Поощрения (указать какие грамоты, благодарственные письма, орган, выдавший грамоту, за что, дату выдачи) | |
Владение педагогическими технологиями | Использование интерактивных технологий и оборудования в образовательном процессе. Технология проектного обучения. Здоровье сберегающие технологии. |
Методические разработки, дидактические материалы | |
Опыт работы (тема и практический материал) | |
Темы по самообразованию | «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» |
Интересы и склонности | Изобразительная деятельность , псилогия, ИКТ. |
Приложение 2
Программа профессионального развития
1.Тема самообразования:
«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
2.Цель самообразования по теме: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу обучения детей раннего возраста пальчиковым играм, способствующим развитию речи.
3.Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
4.Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Актуальность. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи
ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас.
5.Методы и приемы работы
1.Массаж кистей рук.
2 Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала
(семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем.
6.Предполагаемый результат
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.
Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.
7.Сроки работы над проблемой
В течении года
Приложение 3
Матрица ППР
Направления | Действия и мероприятия, проведенные в процессе | Сроки | Результаты проделанной работы | Форма представления |
Профессиональное (содержание работы в ДОО) | Изучение учебно-методической литературы. Анищенко. Е. С «Пальчиковая гимнастика для развития речи» Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» Посещение занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов и приёмов обучения. Создание собственных мини-сайтов и личных страничек на профессиональных педагогических сайтах.
| В течении года | Подготовка к участию в обмене опытом с коллегами, разработка дидактических материалов. | Педсоветы |
Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей) | Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками» Подбор и разработка дидактических игр. Консультации для родителей. | В течении года | Буклеты для родителей «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» | Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме. Дать общую характеристику содержания понятия «современный подход» |
Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) | Знакомство с новыми формами, методами и приемами работы с дошкольниками. Изучение опыта работы педагогов города, региона через Интернет. | В течении года | Изучение информации и литературы по теме. Рекомендаци для родителей | Подготовка к участию в обмене опытом с коллегами, разработка дидактических материалов |
Информационно-компьютерные технологии | Создание персонального сайта и ежемесячное его пополнение. С Разработка конспектов игровых занятий с применением информационных технологий и формирование копилки методических материалов. Разработка родительских собраний в электронном варианте и использование их в процессе воспитательной работы в группе. | В течении года | В процессе разработки | Подготовка к участию в обмене опытом с коллегами, разработка дидактических материалов. |
№ | Содержание работы | Сроки | Практические выходы (рефераты, доклады, |
реализаци | открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | ||
и | |||
1 | Изучение литературы по теме | Сентябрь | Учебная литература, методические пособия, и др. |
самообразования. | |||
2 | Написание плана работы на год | Сентябрь | Постановка целей и задач по данной теме; |
составление перспективного плана по теме | |||
самообразования. | |||
3 | Создание картотеки пальчиковых и | Сентябрь | Подбор и разработка дидактических игр, учитывая |
дидактических игр | возрастные особенности детей, | ||
4 | диагностического исследования. | Сентябрь | Проведение контрольного диагностического |
Выявление уровня развития мелкой | исследования, используя метод наблюдения, | ||
моторики рук. | упражнения. | ||
5 | Индивидуальная работа с детьми | Октябрь | Творческая выставка |
(лепка) | |||
6 | Консультации для родителей | Октябрь | Буклет , текстовой материал |
7 | Разучивание пальчиковых игр | Октябрь | Текстовой материал |
«Осень», «Еж», «Овощи» | |||
Разучивание новых пальчиковых игр. | Ноябрь | Текстовой материал | |
«Капуста», «Зайка», «Фрукты» | |||
«Апельсин» | |||
8 | Консультации для родителей | Ноябрь | Оформление папки передвижки «Игры с |
пальчиками | |||
9 | Индивидуальная работа с детьми | Ноябрь | Творческая выставка |
(аппликация) | |||
10 | Дидактические игры | Ноябрь | Конструктор, «Чудесный мешочек» |
«Прищепки» | |||
11 | Продолжать пополнять картотеку игр | Декабрь | Текстовой материал |
по развитию мелкой и общей | |||
моторики, а также по развитию речи | |||
12 | Игры со счѐтными палочками (Дети | Декабрь | Текстовой материал |
выполняют из них различные | |||
фигурки). | |||
13 | Разучивание новых пальчиковых игр. | Декабрь | Текстовой материал |
«Елка», «Снежок», «Замок» | |||
14 | Индивидуальная работа с детьми | Декабрь | Творческая выставка |
(лепка) | |||
15 | Создание картотеки игр с | Декабрь | Текстовой материал |
массажными мячиками | |||
16 | Игры с массажными мячиками | Январь | Текстовой материал |
«Ежик», «Орех» | |||
17 | Консультация для родителей | Январь | Презентация, текстовой материал |
«Крупная польза мелкой моторики» | |||
18 | Дидактические игры | Январь | «Разрезные картинки», «Сухой бассейн» «Помоги |
развесить одежду» «Пазлы» | |||
19 | Веселые упражнения с карандашами. | Январь | Текстовой материал. Способствовать умению |
раскатывать карандаш между ладошками. | |||
20 | Заучивание пальчиковых игр | Февраль | Текстовой материал |
«Медведь» «Белка» | |||
21 | Заучивание игр с массажными | Февраль | Текстовой материал |
мячиками «Шарик», «Иголки» | |||
22 | Настольные игры | Февраль | «Мозаика», «Разрезные картинки», |
«Выложи дом из цветных геометрических фигур» | |||
Игры со счѐтными палочками | |||
23 | Заучивание пальчиковых игр | февраль | Текстовой материал |
«Перчатка», «Зима», «Человечек» | |||
24 | Индивидуальная работа с детьми | Февраль | Творческая выставка |
(аппликация) | |||
25 | Игры с массажными мячиками | Март | Текстовой материал |
«Горка» «Месим тесто» | |||
26 | Памятка для родителей «Наши | Март | текстовой материал |
пальчиковые игры» | |||
27 | Дидактические игры | Март | «Пазлы», «шнуровки», «Бусы для мамы» |
28 | Заучивание пальчиковых игр | Март | Текстовой материал |
«Весна» «Уточка» | |||
29 | Веселые упражнения с карандашами. | Апрель | Текстовой материал |
Способствовать умению | |||
раскатывать карандаш между | |||
ладошками. | |||
30 | Индивидуальная работа с детьми | Апрель | Творческая выставка |
(лепка) | |||
31 | Заучивание пальчиковых игр | Апрель | Текстовой материал |
«У дорожки дуб растет», «Пчела», | |||
«Кап, кап, кап» | |||
32 | Дидактические игры из счетных | Апрель | Текстовой материал |
палочек «Солнце светит «ярко- ярко» | |||
33 | Дидактические игры | Май | «Пазлы», «шнуровки», «Бусы для мамы» |
34 | Проведение контрольного | Май | используя метод наблюдения, упражнения |
диагностического исследования. | |||
Проведение мониторинга результатов | |||
развития мелкой моторики рук. | |||
35 | Анализ работы по теме | Май | Текстовой материал |
самообразования |
Вывод: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Литература
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –АСТ,
2011-64с
- Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры. –М- «Карапуз» 2007-18с
- Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М:ТЦ Сфера, 2006-64с
- Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом. «Литера»; 2006-18с
- Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с
- Крупенчук. О. И. Пальчиковые игры СПб: Изд. дом «Литера», 2007-96с
- Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 лет –СПб:КАРО, 2008-96С
- Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс , 2007-211с
- Рымчук. Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малышей Ростов-на –Дону: Владис: М:РИПОЛ классик, 2008-320с
- Соколова. Ю.А. Игры с пальчиками – М:»ЭКСМО»,2006-25С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...
«Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей средней группы »
quot;Пальчиковые игры"Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подр...
"Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики рук детей"
В статье перечислены приемы, на которые есть видео с практической работой...
"Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
Сасообразование воспитателя...
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...
Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на эт...
Самообразование воспитателя по теме "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей"
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников . Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....