«Роль семьи в развитии связной речи ребенка»
консультация (старшая группа)

 Корнилова Елена Викторовна

Консультация для родителей:

«Роль семьи в развитии связной речи ребенка»

Речь – великий дар природы, благодаря которому дети имеют возможность общаться друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Роль семьи в развитии связной речи ребенка»

Речь – великий дар природы, благодаря которому дети имеют возможность общаться друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», - сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Несомненно, ребёнок не будет хорошо успевать в школе, если он не произносит многие звуки речи, и у него не развита монологическая речь. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мысли. Потому как ребёнок связно, последовательно излагает свои мысли, или литературный текст, можно судить об уровне его речевого развития. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Особая роль в формировании связной монологической речи отводится обучению детей пересказу. Использование высокохудожественных текстов детской литературы, позволяет эффективно проводить работу по «воспитанию чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи.

Детский сад берет на себя большой объем работы по данному направлению. Но без помощи родителей ему не обойтись.

В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении.

1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

С ранних лет необходимо учить ребенка относится к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.

Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

 Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?"

 2. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.).

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более).

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

 Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.

в) работа с книгой.

Перед прочтением новой книги рассмотрите ее вместе с малышом. Спросите, о чем эта книга, кто главные герои. После прочтения обсудите рассказ с ребенком. Можно предложить ему составить свою версию рассказа.

Работая над связной речью, надо знать, что бывает речь диалогической и монологической. Диалог – это разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, слушать и понимать. Монолог – более сложная форма речи: составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, событие – увиденное или произошедшее.

Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи. Закреплять умение слушать собеседника, задавать вопросы, строить ответы.

3. Театрализованная деятельность как прекрасный мир ребенка прочно вошла во многие педагогические системы мира.

Театр радует детей, развлекает их и развивает. Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основное занятие детей, их работа. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие  и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Уважаемые родители! Надеемся, что предложенный материал поможет вам при занятиях с малышами.

Но хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Роль семьи в развитии связной речи ребенка»

Речь – великий дар природы, благодаря которому дети имеют возможность общаться друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», - сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Несомненно, ребёнок не будет хорошо успевать в школе, если он не произносит многие звуки речи, и у него не развита монологическая речь. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мысли. Потому как ребёнок связно, последовательно излагает свои мысли, или литературный текст, можно судить об уровне его речевого развития. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Особая роль в формировании связной монологической речи отводится обучению детей пересказу. Использование высокохудожественных текстов детской литературы, позволяет эффективно проводить работу по «воспитанию чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи.

Детский сад берет на себя большой объем работы по данному направлению. Но без помощи родителей ему не обойтись.

В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении.

1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

С ранних лет необходимо учить ребенка относится к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.

Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

 Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?"

 2. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.).

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более).

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

 Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.

в) работа с книгой.

Перед прочтением новой книги рассмотрите ее вместе с малышом. Спросите, о чем эта книга, кто главные герои. После прочтения обсудите рассказ с ребенком. Можно предложить ему составить свою версию рассказа.

Работая над связной речью, надо знать, что бывает речь диалогической и монологической. Диалог – это разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, слушать и понимать. Монолог – более сложная форма речи: составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, событие – увиденное или произошедшее.

Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи. Закреплять умение слушать собеседника, задавать вопросы, строить ответы.

3. Театрализованная деятельность как прекрасный мир ребенка прочно вошла во многие педагогические системы мира.

Театр радует детей, развлекает их и развивает. Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основное занятие детей, их работа. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие  и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Уважаемые родители! Надеемся, что предложенный материал поможет вам при занятиях с малышами.

Но хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии связной речи ребенка»

Эта консультация поможет родителям понять, какую роль играют сказки в развитии правильной устной речи детей. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диал...

Роль семьи в развитии связной речи старших дошкольников

  Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Родители предполагают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно на...

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии связной речи ребенка»

Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира....

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии связной речи ребенка»

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у ...

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого.  Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка....

Статья "Роль семьи в развитии связной речи у детей "

Статья "Роль семьи в развитии речи у детей"...