Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого.  Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.

По мнению В. С Мухиной, подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними) ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.

Чем же характеризуется состояние современной семьи?

Социологи, педагоги, психологи (И. В. Бестужев-Лада, А. В. Мудрик, И. С. Кон, Т. А. Маркова и др.) отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:

- изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из двух поколений – родители и дети. Растёт число неполных семей (один из родителей отсутствует, число семей с одним ребёнком. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не даёт возможности родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;

- изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестаёт быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;

- семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей.

И на первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения (количественная сторона общения). Родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.

В психологической литературе описан случай, когда мать, уходя на работу, запирала ребенка на весь день одного в доме. В другом случае ребенок оставался на попечении глухой бабушки. В третьем - ребенка «подбрасывали» соседке, которая в основном заботилась лишь о том, чтобы как следует его накормить да вовремя забрать у него из рук то иголку, но ножницы, то какой-нибудь еще опасный предмет. Но особенно досадными являются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всех контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, переодеть, уложить спать и т. д., просто потому, что им такие контакты малоинтересны.

Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся, как на их общем развитии, так и на развитии речи в частности, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка в такой семье. Жизнь такого ребенка напоминает жизнь затравленного звереныша. Его еще неокрепшая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии родителей здесь не приходится говорить. Более того, в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор.

Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии речи ребенка, является неполноценность общения (качественная сторона общения). Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходится, и в то же время до крайности обедненным. Обедненным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу.

Интеллектуальная обеднённость общения является обычно естественным следствием низкого уровня интеллектуальной жизни семьи. Качество общения напрямую зависит от образованности родителей. «Малообразованные» и «образованные», общаются со своими детьми на разных языках. У первых речь беднее, предложения суше, грамматически не всегда правильны, преобладают формы настоящего времени. С ее помощью трудно передавать сложные чувства, мысли, объяснять ребенку причины явлений и поступков. Это так называемая речь с ограниченным кодом. Чем образованнее мать, тем шире она использует сложные языковые конструкции, распространенные предложения в разных временах. Это речь со сложным кодом. Такая мать если ей нужно утихомирить ребенка, мешающего телефонному разговору, скажет: «Помолчи, пожалуйста, минутку. Мне надо поговорить по телефону». Тогда как на языке с ограниченным кодом это звучит как: «Замолчи!»

Кроме того, если в доме нет книг, если ребенок не видит кого-либо из членов семьи читающими, если при нем взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием «костей» соседям - значит, в семь низок общий интеллектуальный уровень, и уже в силу этого трудно ожидать интеллектуально полноценного общения с ребенком.

Словарный запас нормального ребенка, приходящего в школу, обычно составляет 4-5 тысяч слов. Но попадаются семьи, где мать, общаясь с ребенком, обходится двумя-тремя сотнями слов. Помимо бедности словарного запаса в чисто количественном отношении тут присутствует и качественная обедненность: ребенок не знает многие возможностей слова, с которыми его развитые сверстники практически хорошо знакомы, - употребление слова в прямом и в переносном значении, эмоциональная окраска слова и т. д.

С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, как правило, следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, потому что такое чувство изумления чуждо взрослым. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений, буквально воспринимают сказанные в шутку слова. Даже смеются эти дети редко - ведь они не приучены и не умеют видеть в вещах их смешную сторону. И, между прочим, это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Смех, как справедливо указывал В. А. Сухомлинский, один из каналов познания, одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полностью.

Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входят компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Однако, это «безопасное» занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Таковы основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения в силу скудости интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченный просмотр телевизора.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. От положения ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависит развитие и становление его личностных характеристик. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Важно, чтобы и семья и детский сад выстраивали эффективное взаимодействие по поводу развития детей, что обеспечивает условие непрерывности и преемственности образовательного процесса.

Дошкольник – это не эстафета, которую передает семья в руки педагогов ДОУ. Здесь важен принцип не параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

С этой целью работа с семьей в дошкольном учреждении ведется по следующим направлениям:

- совместная коллективная деятельность детей и родителей через организацию открытых занятий, выставок совместных детско-взрослых работ, проведение музыкальных и спортивных мероприятий и групповых праздников; организация адаптационной и др. ;

- совместное создание условий для развития ребенка и укрепление его здоровья – обустройство прогулочных участков, закаливающие мероприятия, профилактика простудных заболеваний; наполнение пространства группы развивающим игровым оборудованием, изготовление игровых атрибутов;

- просветительская деятельность. В детском саду ведется большая просветительская работа. Консультирование родителей педагогами ДОУ и приглашенными специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...

Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей       дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

РОЛЬ СЛОВЕСНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о роли словесных игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; о  том, как   важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение ...

Роль сказкотерапии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая разли...