РОЛЬ СЛОВЕСНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Галяутдинова Елена Геннадьевна

В статье рассказывается о роли словесных игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; о  том, как   важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений,  а не только посредством одних эмоций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

     «Именно на игре словом

 ребёнок учиться тонкостям родного языка,

усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
М.Горький

         Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей ещё несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений,  а не только посредством одних эмоций. В своей работе с детьми нами используются   словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.  В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи,  формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса,  развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе,  однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей интерес к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Взрослые, играя с дошкольником, совершенствуют самые ценные для ребенка  психические процессы; мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Игра «Чёрный ящик»

Ребенок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов. «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать? И так далее. (в ящик можно положить мелкие игрушки, плоские геометрические фигуры)

Игра «Цепочка слов»

Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот - танк –корова –аист…

Игра» Поймай слог»

(развитие слухового внимания и его быстроты)

Воспитатель «бросает «детям слог, а они должны превратить его в слово. Например: па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.

Русская народная игра «Гости, вы откуда»»

Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог:

Гости! Вы откуда?

-Из Рязани! (любой город)

-А что там делают?

-Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают (и. т. п.)

Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

Речевые игры помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение обычно возникающее у детей во время занятий. У детей. увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

 

                                     Используемая литература:

  1. Ушакова О. С.«Придумай слово » Творческий центр» Сфера» 2014г.
  2. Ефименкова Л. Н.«Формирование речи у дошкольников » Сфера» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему:«Роль дидактической  игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.        Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности...

Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека словесных игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Словесные игры по развитию речи детей дошкольного возраста...