«О необходимости организации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста»
статья

Балашова Антонина Владимировна

В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой как индивидуализация, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого  ребёнка. Статья раскрывает  ответ на вопрос "Как обеспечить индивидуальный подход к ребенку в процессе обучения и воспитания".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_neobhodimosti_individualnogo_podhoda.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа № 2065

Сообщение на тему

«О необходимости организации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста»

        

                                                     Подготовила

                                                                                         педагог-психолог: Балашова А.В.

           

Москва, 2021

       В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы ребенка.  Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как?  

          В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого  ребёнка.  Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

        В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.

       Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей.

Что значит подойти к ребёнку индивидуально?

        Подойти к ребёнку индивидуально - это понять самого ребёнка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот.

   « Почувствовать ребёнка» то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. Это опыт, проявляющийся от общения с ребёнком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребёнке видит личность.

      Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них.

    Индивидуальный   подход на  занятиях способствует    раскрытию индивидуальности  ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных   процессов,    запоминания,     внимания,    в     проявлении инициативы, творчества.       Данный   подход    способствует   раскрытию индивидуальности    каждого    ребенка.     Так    молчаливые,   замкнутые, застенчивые,    нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами: 

     1. Давать им более простые задания.

     2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают, и   постепенно переходить к новому более трудному материалу, или на повторе ответа.

      3. Задавать наводящий вопрос.

      4. Использовать напоминание.

      5. Давать время на ответ, не торопить с ответом, не прерывать.

  Следует педагогу помнить и  об активных  с высоким уровнем развития:

      1. Не спрашивать всегда только их.

      2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других   детей.

      3. Подбирать им более сложные задания.

      4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования.

 

    Вот  общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:

   1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и   психического развития и поведения). Двое легковозбудимых детей, сидящих рядом, могут мешать не только друг другу, но и всем остальным. Если же рядом с легко отвлекающимися ребёнком находится спокойный, уравновешенный сверстник, то и первый малыш ведёт себя более организованно.

   2. Щедро поощрять. Робкого ребёнка следует похвалить за старание. Если же малыш упрямится и не хочет выполнять указания воспитателя, просьбу- его внимание лучше переключить на другой объект. Дети очень чувствительны к оценке со стороны взрослого. В ходе занятия всегда должна присутствовать оценка деятельности индивидуально: «правильно провёл линию, хорошо ответил на вопрос».

   3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей. Так если малыш затрудняется держать правильно карандаш, то ему воспитатель помогает удержать предмет и водит его рукой, а не ставит в пример других детей. Не стоит употреблять фразы «Все уже закончили, а ты все сидишь», «Посмотри, у всех правильно сделано, а ты…»

   4. Развивать инициативу и самостоятельность. Всегда видно, кто из малышей более активен, а кто подолгу занят однообразной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, поиграть вместе, ввести ребёнка в группу играющих детей, предложить роль в игре, создавая тем самым доброжелательную обстановку.

   5. Учить детей контролировать себя. Одобрение взрослым положительных поступков и неодобрение негативных, позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться, выяснить причину конфликта.

   6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д.

   7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других. 

   8. Учить  правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.

   9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников.

  10. Проводить индивидуальную работу вне занятий. 

  11. Предлагать родителям задания на дом.

 

     Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс.

     Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы.    

     В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением творческих способностей. Для них можно подбирать более сложные занятия.

    Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны.

      Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход.

     При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребёнке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Для индивидуального подхода в процессеигровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Педагог должен развивать такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

     В процессе дидактических игр выясняется степень умственного развития ребёнка, их сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Дидактические игры способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. , в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к общению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка.

   

    Вот некоторые составляющие работы, на которые нужно обратить внимание в ходе индивидуальной работы с детьми в течении дня:

  • беседы с родителями во время утреннего приёма о самочувствии ребёнка, поведении
  • предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом, создание спокойной, радостной обстановки, её поддержанием

при подготовке к завтраку и во время его прохождения обращать внимание на оказание помощи детям не вполне владеющими культурно- гигиеническими навыками

  • привлекать детей к работе в уголке природы
  • проведение работы с детьми робкими, застенчивыми, пропустившими предыдущие занятия, подготовить их к участию в общем занятии
  • в ходе занятий обращать внимание, что бы всем было удобно сидеть, видно и слышно педагога, обязательно учитывать активность и степень усвоения каждым ребёнком материала
  • воспитывая навык одеваться на прогулку, уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, побуждать помогать друг другу
  • на прогулке осуществляются различные цели преодоления застенчивости ребёнка, вовлечение его в коллектив, развитие наблюдательности, подготовка к участию в занятиях, воспитание трудовых навыков
  • уделить внимание детям, которые проявляют особый интерес к какой- либо деятельности, выделяя её среди других
  • разучивание стихов, скороговорок с детьми, страдающими затруднениями в речи
  • общаясь вечером с родителями рассказать о деятельности ребёнка  в течении дня,  ответить на их вопросы, дать рекомендации на интересующую их тему

    Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Специфика индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей об индивидуальном подходе в работе с детьми дошкольного возраста....

«Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми"

Ученье есть индивидуальная деятельность детей.Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работуиндивидуально....

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

Консультация для воспитателей ДОУ "Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Принцип индивидуализации дошкольного образования является одним из важных принципов. Но что же это такое? Что он включает в себя? Какая суть и правила индивидуализации в работе с дошкольниками? Все эт...