Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"
    материал

    Дударева Татьяна Михайловна

    Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технологии происходит формирование субъектной позиции ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lepbuk.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

     Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

    Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, на мой взгляд, является - тематическая папка - лэпбук. Эта технология позволяет реализовать принцип:

     •      Всё для  ребенка

           •      Всё вместе с ребенком

           •      Всё в интересах личностного развития ребенка

    . «Лэпбукинг» - американская технология. Под наш менталитет адаптировала её Татьяна Пироженко.

    В дословном переводе с английского языка «лэпбук» означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Наполняемость папок – дидактические игры, загадки, стихи, раскраски, картинки, фотографии, посвящённые одной теме.

    Тема лэпбука может быть любая:

    • интересные события, происходящие с ребенком;
    • увлечения детей;
    • темы недели;
    • литературные произведения;
    • мультипликационные герои и т.д.

    Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

    • - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
    • -пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием
    • взрослого как играющего партнера);
    • -обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
    • -является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
    • -вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
    • -его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
    • -обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

    Как зародилась эта образовательная практика в нашей группе?

    В группе реализуется принцип тематического планирования. Одной из форм работы, мотивирующей на получение, расширение и закрепление знаний стала технология «Лэпбукинг».

    Первой пробой этой технологии был лэпбук «Народные промыслы». У детей возникли вопросы: «Как отличить один промысел от другого?», «Почему он так называется?», «Где встречаются изделия (игрушки)?». В целях поддержания познавательной и творческой активности организовали работу в группах по интересам и возможностям. В течение месяца ребята рисовали, лепили, раскрашивали, вырезали, сравнивали разные росписи, искали в них сходства и различия, читали истории о промыслах, играли в д/игры. А главное дети сами получили возможность делиться друг с другом тем опытом, который они приобрели, работая в своих группах. Накопилось много творческого материала. А после я рассказала детям, что бывает такая интересная книга, в которую можно поместить весь материал, который у нас есть. Ребята предложили сделать такую книгу. Так произошло первое знакомство детей с лэпбуком.

    Для более глубокого погружения в эту деятельность, использовали наш «Островок открытий», где дети фиксируют разные вопросы, проявляя интерес к тем или иным темам. Н-р, Бывают ли съедобные камни? Почему олень скидывает свои рога? Почему пингвины не летают?

    Большой интерес дети проявили к Красной книге. Работу организовали, учитывая запросы детей: «Почему Красная книга так называется?», «Почему в книге разные страницы?», «Почему одно и то же животное помещено на многих страницах?» и т.д.

    Опираясь на принцип "ничего готового детям", ребята получили возможность самостоятельно выбрать объект из Красной книги, о котором они хотели бы рассказать. Созданная для каждого ребенка ситуация успеха, показала значимость вклада каждого в большое общее дело. В полной мере проявилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных вопросов. Дети предложили сделать лэпбук «Красная книга». Он помог нам систематизировать весь материал. Получилась целая мини-энциклопедия, можно сказать исследовательская работа! В эту работу привлекли и других партнёров (филиал библиотеки Маяковского, родителей). Наш лэпбук побывал на экологическом конкурсе. Сколько было радости, когда дети узнали, что наша работа победила в конкурсе. После этого мы услышали: «А давайте ещё делать лэпбуки!».

    Вовлечённость родителей в работу над изготовлением лэпбука активизировали отношения детей и родителей, основанные на взаимном доверии. Следующим этапом в рамках партнёрства с родителями, стало самостоятельное изготовление лэпбуков в семье. Данная форма работы помогает установить более доверительные отношения в работе с семьей. А также повышает родительскую компетентность и дает возможность родителям не только узнать интересы и потенциал своего ребёнка, но и развить их.

    Возможность совершить самостоятельные, пусть и незначительные пока открытия есть у каждого. Деятельность детей планируем с учётом их интереса и инициативы. Большое количество запросов получили по темам «Птицы», «Дорога. Транспорт. Пешеход». Воспользовались этим, чтобы закрепить навык создания лэпбуков и для того, чтобы эта практика стала для детей занимательным делом, ушла в самостоятельную деятельность.

    Поскольку каждый раз перед ребятами открывается что-то новое и интересное, ведь все в книге можно самим прочесть, потрогать, попробовать открывать и передвигать – такая книга и сама является для ребят большим сюрпризом. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания. Важно сказать, что интерес детей поддерживается продолжительное время. Над каждым из коллективных лэпбуков работали до двух недель. Самая главная ценность его - он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса на любом из его этапов.

    Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). В итоге получается некий «накопитель» материалов по одной теме, помогающий закрепить и отработать полученные знания. У детей имеется возможность пополнить лэпбук и после того, как, казалось бы, работа над ним закончилась.

    Мы предложили детям придумать, как можно в дальнейшем пополнять наши лэпбуки. Они придумали оставить пустыми ячейки, которые они могут заполнить своими рисунками, раскрасками, придуманными играми.

    Деятельность детей по созданию лэпбуков перешла на следующий этап, где дети уже могут выполнять индивидуальные, авторские лэпбуки, исходя из своих собственных увлечений и интересов. Ребята с удовольствием делали их в рамках образовательного события «В гостях у осени».

    Активная форма общения старших детей с ребятами младшего возраста, которая практикуется в нашем ОУ, позволяет им ощущать себя взрослыми, самостоятельными. Ребята решили с помощью лэпбука рассказать малышам о том, как трудно зимой птицам, живущим рядом с нами. Самостоятельно изготовили их, провели беседу и подарили малышам.

    С уверенностью можно сказать, что этот вид деятельности помогает нам достичь целевых ориентиров:

    • умение планировать предстоящую деятельность;
    • договариваться со сверстниками;
    • распределять обязанности;
    • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
    • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
    • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
    • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

    Проживая эту образовательную практику, у ребят возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Дошкольники осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от работы, у них повышается самооценка, вера в себя. Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

    Эта технология успешно прижилась в нашей группе, и мы очень рады, что идея теперь живет и развивается в новом ключе. Анализируя деятельность детей и педагогов, пришла к выводу, что она представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Лэпбук обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка–дошкольника. Прежде всего,  расширились знания детей об окружающем мире.

    Кроме того, произошло развитие общих способностей воспитанников – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации лэпбуков произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

    Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У воспитанников речь стала богаче, пополнился словарный запас.

    Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

    Литература:

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

    Гатовская Д. А. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС», Научный журнал «Молодой учёный» Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015 — С. 162-164.

    Носова Е. Ю., Федорова Т. В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15 — С. 136-138.

    Рыкова А. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk

    Это интересно! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

    Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

    «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

    Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...

    Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

    Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...

    Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

    Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

    Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

    Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....

    "Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".

    В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...