Главные вкладки

    «Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».
    материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Венгеренко Анна Васильевна

     

    Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.

    Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

    Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

    Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

    Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

    Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования старших дошкольников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент «умение учиться», который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования.

    Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

    В своей работе мы поддерживаем и стимулируем любознательность и познавательную активность детей, побуждаем интерес к разным сферам действительности, удовлетворяем потребность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой умственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в группе создана развивающая предметно - пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.

    Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение строятся с учетом «зоны ближайшего развития». Гуманистическая позиция педагога состоит в том, чтобы принять ребенка таким, каков он есть, с тем опытом, который у него имеется и учетом этого сделать его полноправным участником ООД. На каждом возрастном этапе между детьми существуют индивидуальные различия, которые мы учитываем при составлении игр и занятий. Задания могут выполняться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Место и время занятий мы выбираем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, сетки занятий. Только индивидуально – дифференцированный подход позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. К детям разного пола, разного типа темперамента нужен особый подход, они нуждаются в дифференцированных воспитательных воздействиях. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов.

    Но несмотря на всё, в нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение  образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками  с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

    Наша задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно.

    В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска  в моем случае  стала  тематическая папка или «лэпбук».

    Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

    Согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к обучению грамоте».

    Большинство детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

    Одна из задач дошкольных учреждений – это совершенствование работы по развитию речи детей в непосредственной образовательной деятельности. Обеспечение готовности детей к дальнейшему развитию, школьному обучению.

    Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательной деятельности:

    1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

    •  понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
    •  развитие связной диалогической и монологической речи;
    •  обогащение и уточнение словаря;
    •  развитие грамматического строя речи;
    •  развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
    •  развитие мелкой моторики

    2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

    3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

     Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения с взрослыми.

    Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения с взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.

    Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.

    Поэтому в своей работе мы используем следующие средства развития речи:

    •  общение взрослых и детей;
    •  культурная языковая среда, речь воспитателя;
    •  обучение родной речи и языку на занятиях;
    •  художественная литература;
    •  различные виды искусства (изобразительное, музыка, кукольный театр);
    •  занятия по другим разделам программы.

    Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка.

    Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) мы стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Объясняем родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок. Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки, дидактические игры и упражнения, открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей. Совместно готовим детей к праздникам и досугам, организуем выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочиняем сказки, рисуем к ним картинки.

    Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания детям в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.

    Основанием преемственности между детским садом и школой являются:

    •   развитие любознательности;
    •  развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
    •  формирование творческого воображения, направленного на  интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
    •  развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками).

    Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    На основе целевых ориентиров составлены планируемые результаты освоения образовательной программы детского сада. Они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и при соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

    Реализация принципа преемственности между детским садом и школой в развитии речи, обучение родному языку является важнейшей проблемой российского образования. Перспективность и преемственность во многом определяют эффективность его усвоения.

    Встречаясь с педагогами начальной школы, мы обсуждаем и проблемы в развитии речи детей. Например: иногда дети хорошо пересказывают небольшие рассказы и составляют рассказы по картинкам, но затрудняются составлять рассказы из личного опыта. В дальнейшей работе стараемся исправить имеющиеся недостатки. Для их устранения используем метод моделирования, рассказы по схемам, опорным картинкам, различные дидактические игры. Использование таких заданий и игр, приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные коммуникативные умения и навыки.

    Успех в освоении родного языка во многом зависит от того, насколько учитываются связи в овладении разными сторонами речи — фонетической, лексической, грамматической. По мнению специалистов, преемственность и перспективность являются обязательными элементами систематичности в обучении родному языку, поэтому необходимо соблюдение следующих условий:

    Ø единые теоретические принципы и подходы к изучению проблемы развития речи;

    Ø знание учителями начальной школы методики и программы развития речи дошкольников;

    Ø  ознакомление воспитателей дошкольных образовательных учреждений с программой обучения грамоте и развития речи в начальной школе;

    Ø развитие познавательной активности и самостоятельности дошкольников и учащихся начальных классов;

    Ø формирование коммуникативных умений и навыков.

    Важным условием преемственности в обучении родному языку является продолжение всех направлений работы по развитию речи и понимание того 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

    Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...

    Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

    Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...

    Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

    Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

    Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

    Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....

    "Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".

    В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...

    Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

    Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...