Рабочая программа (ПО ФГОС )
рабочая программа

Сапожникова Кристина Николаевна

Рабочая программа ( ПО ФГОС)  

СоставСоставлена на основе примерной  общеобразовательной программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._rabochaya_programma_2022_-2023.docx103.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Бошняковский детский сад»
филиал находящийся по адресу
д.Комарово Свободы ул ., 7

    Утверждаю

И.О Заведующий МБДОУ

«Бошняковский детский сад»

С.Н. Козыркина

 «____»_____________2022

Рабочая программа (по ФГОС)

 разновозрастной группы (3-7 лет)

на 2022 – 2023  учебный год

Составлена на основе

примерной  общеобразовательной

программы  дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

МОЗАИКА-СИНТЕЗ

Москва, 2014

Составитель: воспитатель

Сапожникова К.Н.

                                                           2022 год

Филиал находящийся по адресу д.Комарово Свободы ул., 7.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….……….3

1.1 Пояснительная записка………………………………………….…………3

1.2 Цель и задачи рабочей Программы……………………………….............4

1.3  Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы ……………………………………………………………………..5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ   ……………………………….………7

2.1 Основные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста ( от 3 до 7 лет)….………………………………………………..…...7

2.2. Особенности  образовательного процесса в разновозрастной группе............................................................................. ……………………...11

2.3. Задачи воспитания и развития по образовательным областям………..12
2.4. Региональный компонент………………………………………………..15
2.5. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования..17

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………..18

3.1. Списочный состав группы……………………………………………….18 3.2.  Социальный паспорт семей……………………………………………..18

3.3. Режим  дня………………………………………………………………...18

3.4. Планирование образовательной деятельности…………………………19

3.5. Сетка – расписание НОД………………………………………………...20

3.6. Годовые задачи…………………………………………………………...21
3.7. Учебно – методическое обеспечение………………………….. ………22

3.8. Условия реализации рабочей образовательной программы        разновозрастной группы ……………………………………………………..25

3.9.Формы работы по образовательным областям………………………….27

3.10. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников …..……………..29

3.11.Формы работы с родителями…………………………………………...30

3.12.Годовой план работы с родителями разновозрастной группы.………47

3.13. Взаимодействие с другими учреждениями……………………………34
3.14. Развивающая предметно – пространственная среда. ………………...34

3.15. Список литературы……………………………………………………...37

 

                                           1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

         Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя разновозрастной группы детского сада.

Основываясь на этих положениях, разработана рабочая программа образовательной работы для разновозрастной группы, предполагающая реализацию положений ФГОС, направленных на психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребёнка и организацию образовательной деятельности ДОО в соответствии с новыми нормативными документами в системе дошкольного образования.

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения

индивидуального  развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Рабочая программа рассчитана на 2022 – 2023  учебный год.

Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы разработана в соответствии с:

• Конституцией РФ, ст. 43, 72.

• Конвенцией о правах ребенка (1989 г.).

• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»№ 273 от 29.12.2012 г

•Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)

• Типовым положением о ДОУ.

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Уставом МБДОУ  «Бошняковский детский сад»

  Рабочая образовательная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому,  художественно –эстетическому и физическому, а также единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и

гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

1.2. Цель и задачи рабочей Программы

- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- Формирование основ базовой культуры личности;

- Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

- Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Реализация целей осуществляется:

-  в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.

- Обеспечение познавательно, социально-нравственного, художественно-

эстетического и физического развития детей.

- Обеспечение рациональной организации и реализации приоритетных направлений в ДОУ.

- Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

- Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой).

- Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей.

- Повышение компетентности родителей в области воспитания.

- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей

- Воспитание у детей любви к матери, Родине, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу.

1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы

  Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программных требований всех возрастных групп, умения сопоставлять их с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно  распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Педагог должен так спланировать и организовать учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, чтобы привлечь каждого воспитанника к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Содержание рабочей образовательной программы разновозрастной группы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.

Рабочая образовательная программа разновозрастной группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим

методикам, способствующим формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития.

Непосредственно – образовательная деятельность с детьми, в основе

которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в разновозрастной  группе.

         Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении

предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам! ») и

обогащения его деятельности новым содержанием.

          Выполнение программных задач происходит путем использования

основной образовательной единицы педагогического процесса -

развивающей ситуации – форме совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения

определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных

особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому

построению всего образа жизни детей.

         Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определѐнными ФГОС ДО. 

Организация образовательной деятельности (ООД) с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в разновозрастной группе.

Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам! ») и обогащения его деятельности новым содержанием.

Выполнение программных задач происходит путем использования комплексно – тематического планирования, в форме совместной деятельности педагога и детей и взаимодействия с семьями воспитанников, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания, с учѐтом возрастных особенностей и интересов детей. Предпочтение отдаѐтся игровому построению всего образа жизни детей.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художетственно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Значимые характеристики:

Разновозрастная группа делится на две подгруппы: младше-средняя (от 3 до 4 лет), старше-подготовительная (от 5 до 7лет).

         Содержание воспитательно - образовательного процесса строится с учетом возрастных особенностей детей каждой возрастной группы.

 

                             










                           2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

             2.1  Основные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (от 3 – 7 лет)

             Возрастные особенности детей   младшей группы (2-4 лет).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться

устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Дети четвертого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают

два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

                               

                              2.2.  Особенности  образовательного процесса

в разновозрастной  группе

        Особенности планирования образовательного процесса в

разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм и методов, используемых в работе с детьми одновременно младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В данной рабочей программе предлагаются варианты объединения детей общей тематикой образовательного процесса, с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста. В освоении темы участвуют дети младшего, среднего и старшего возраста, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой подгруппы детей. Такое тематическое содержание, которое одинаково значимо для детей разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. При одинаковом содержании деятельности дети решают разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне, соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Планирование построено на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому освоение содержания всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной, познавательно-исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании.

Предусмотрена такая организация образовательного процесса, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой деятельности со сверстниками и детьми другого возраста.

2.3. Задачи воспитания и развития

по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие.

            Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

              Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

           Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

             Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

            Формирование готовности к совместной деятельности.

            Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности

к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.

            Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие.

             Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

              формирование познавательных действий, становление сознания;            развитие воображения и творческой активности;

           формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),  о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля,  как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие.

         Владение речью как средством общения.

         Обогащение активного словаря.

         Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

          Развитие речевого творчества.

           Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

          Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

           Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия

и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

           Становление эстетического отношения к окружающему миру.

           Формирование элементарных представлений о видах искусства.

           Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

           Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

             Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктив-но-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие.

 
       Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих

видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с

выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Задачи:

           развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;

             накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

            формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

       сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков.  

                                      2.4. Региональный компонент

Характеристика основных направлений программ.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.

Занятия проводятся – 1 раз в неделю, во вторник, во 2 пол. дня.

Материал программы строится на раскрытии причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

- становление у детей ценностей бережного отношения к природе и её обитателям;

- знание опасных объектов в природе;

- становление у детей ценностей бережного отношения к строению человеческого организма, понимание целостности человеческого организма;

- понимание ценностей здорового образа жизни;

- знание безопасного поведения в доме, во дворе, на улице, в общественном транспорте;

- знание круга опасных предметов, понимание последствий неосторожного общения с ними;

- понимание детьми, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;

- развитие самостоятельности и ответственности;

- развитие умения вести себя в различных ситуациях.

Программа включает шесть разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества:

1. Ребенок и другие люди  

1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений

1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми             

1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого

1.4. Ребенок и другие дети, в том числе подростки

1.5. Если чужой приходит в дом

1.6. Ребенок как объект сексуального насилия

2. Ребенок и природа

2.1. В природе все взаимосвязано

2.2. Загрязнение окружающей среды

2.3. Ухудшение экологической ситуаций

2.4. Бережное отношение к живой природе

2.5. Ядовитые растения

2.6. Контакты с животными

2.7. Восстановление окружающей среды

3. Ребенок дома

3.1. Прямые запреты и умения правильно обращаться с некоторыми предметами

3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности

3.3. Экстремальные ситуации в быту

4. Здоровье ребенка

4.1. Здоровье - главная ценность человеческой жизни

4.2. Изучаем свой организм      

4.3. Прислушаемся к своему организму

4.4. Ценности здорового образа жизни

4.5. О профилактике заболеваний

4.6. Навыки личной гигиены      .

4.7. Забота о здоровье окружающих

4.8. Поговорим о болезнях

4.9. Инфекционные болезни

4.1.0.   Врачи – наши друзья

4.11.   О роли лекарств и витаминов

4.12.   Правила первой помощи

5. Эмоциональное благополучие ребенка

5.1. Психическое здоровье

5.2. Детские страхи

5.3. Конфликты и ссоры между детьми

6. Ребенок на улицах города

6.1. Устройство проезжей части

6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов

6.3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов

6.4. Правила езды на велосипеде

6.5. О работе ГИВДД

6.6. Милиционер-регулировщик

6.7. Правила поведения в транспорте

6.8. Если ребенок потерялся.


2.5.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

•        Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•        ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

•        ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

•        ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств

•        и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

•        у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•        ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

•        ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

         Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Списочный состав группы

№ п/п

Ф.И. ребёнка

Дата    рождения

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

10

3.2. Социальный паспорт дошкольной группы

 

Состав семьи:

полные

неполные

многодетные

Малообеспеченные

Неблагополучная семья

3.3.  Режим дня

          Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

          Режим дня в ДОУ скорректирован с учётом работы нашего учреждения

 (9 часовое пребывание, разновозрастная группа)  соблюдается в

соответствии  с функциональными   возможностями детей, их возрастом

и состоянием здоровья.

Режимные моменты

Время

1

Прием детей, игры по интересам, индивидуальная работа.

7.30 – 8.20

2

Утренняя гимнастика.

8.20 – 8.30

3

Первый завтрак.

8.30 – 8.50

4

Игры, самостоятельная деятельность детей, подготовка к занятиям.

8.50 – 9.00

5

НОД 1, НОД 2.

9.00 – 10.00

6

Второй завтрак

10.00 – 10.20

7

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд на участке).

10.20 – 11.30

8

Возвращение с прогулки

11.30 –11.45

9

Подготовка к обеду, обед, развитие навыка самообслуживания

11.45 –12.20

10

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.20 –15.00

11

Подъём, воздушные и  водные процедуры.

15.00 - 15.20

12

Организационная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

15.20 – 15.30

13

 Уплотненный полдник

15.30 –16.00

14

Игры, совместная деятельность воспитателя с ребёнком, прогулка, уход детей домой.

16.00 –16.30


3.4. Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе

Разновозрастная группа (3-7 года)

Базовый вид деятельности

Периодичность

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Познавательное развитие

2 раза в неделю

Развитие речи

1раз в неделю

Рисование

1 раза в неделю

Лепка

1 раз в 2 недели

Аппликация

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

ИТОГО:

10 занятий в неделю

3.5 СЕТКА-РАСПИСАНИЕ НОД


Средняя группа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

  1. Окружающий  

Мир.  

  1. Аппликация/

Лепка

  1. Развитие речи
  2. Физкультура
  1. Музыка
  2. Математика
  1. Рисование  
  2. Физкультура
  1. Музыка

Старшая Подготовительная группа

  1. Окружающий мир
  2. Аппликация/
    Лепка
  1. Развитие речи
  2. Физкультура
  1. Музыка  
  2. Математика
  1. Рисование  
  2. Физкультура
  1. Музыка  
  2. Обучение грамоте

3.6.ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ

Основная цель: создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Педагогическая работа дошкольного учреждения направлена на решение следующих годовых задач:

 1. Способствовать воспитанию и обучению детей, формируя основы безопасности их собственной жизнедеятельности.

 2. Способствовать воспитанию детей в духе нравственности и патриотизма через приобщение ребенка к истории и культуре родной страны и  родного края.

3.Совершенствовать работу с семьей с целью психолого-педагогической поддержки родителей и повышения их компетентности в вопросах воспитания, развития, охраны и укрепления здоровья детей.

3.6. Учебно – методическое обеспечение

Перечень программ

Программы:

  1. Н.Е. Веракса   От рождения до школы. – М. Мозаика-Синтез, 2015 г.
  2. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Н.Н. Авдеева,

О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. СПб.: Детство-Пресс,2004.

   

Образовательная деятельность в соответствии  с  образовательными областями с учетом используемых программ  и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.

Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»

Список

литературы

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: МозаикаСинтез, 2007

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Мозаика – Синтез 2008г

Т.Ф.Саулина. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Мозаика-Синтез Москва 2010г

 К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Мозаика-Синтез Москва, 2011

Образовательная область «Познавательное развитие»

Список

литературы

  • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016 г.
  • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду средняя группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016 г.
  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением

старшая группа.- М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015 г.

  • Дыбина О.В. Ознакомление с окружающим миром  подготовительная группа.- М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014 г.
  • Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных

математических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий – М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016

  • Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных

математических представлений в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий – М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012

  • Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных

математических представлений в средней  группе детского сада. Конспекты занятий – М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016

  • Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий –М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2007
  • Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.
  • Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
  • Н.А.Рыжова. Экологическое образование в детском саду. М.: Педагогический институт «Первое сентября», 2006.
  • Л.Г.Селихова. Ознакомление с окружающим миром (5-7 лет). М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  • Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.— М.:Мозаика-Синтез,2010.
  • Н.Николаева. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

Образовательная область «Речевое развитие»

Список

литературы

  • Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. —М.;
  • Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Старшая разновозрастная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  • А.Г.Арушанова. Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение. — М.; Мозаика-Синтез. 2008.
  • А.Г.Арушанова. Формирование грамматического строя речи. Речь и речевое общение. — М.; Мозаика-Синтез. 2008.
  • И.А.Морозова. М.А.Пушкарева. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. М.; Мозаика-
  • Синтез, 2008.
  • А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Истоки диалога. - М.; Мозаика-Синтез. 2008.
  • Л.Н.Шляпцева. Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. Учебное пособие. – Канск. 2000.
  • Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. — М., 2005.
  •  Наталия Сергеевна Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет. - М.; Мозаика-Синтез. 2012.

Образовательная область «Физическое развитие»

Список

литературы

  • Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2008
  • Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких. / М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2009
  • Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • С.Н. Теплюк« Занятия на прогулке с малышами» Москва 2005г. Мозаика-Синтез — М.; Мозаика-Синтез, 2009.
  • Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2010.
  • Е.А.Ульева. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2012.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Список

литературы

  • Зацепина  М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016
  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий. – М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2016
  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Конспекты занятий. – М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2016
  • Саккулина Н.П., Комарова Т.С. изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей – 2-е изд – М: Просвещение, 1982
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе
  • детского сада. Конспекты занятий – М.МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016
  • Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальные праздники в детском саду. –М., «Пр Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2-7 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2006 (методическое пособие).
  • Лыкова И.А. Детское художественное творчество «Соленое тесто». ООО ИД «Цветной мир», 2015
  • Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет, 3-4 лет».— М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  • Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007
  • Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского

сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  • Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет». — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • И.А.Лыкова. ИЗО в детском саду планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  Старшая группа.– М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.
  • И.А.Лыкова. ИЗО в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.– М.: «КАРАПУЗ», 2009.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
  • Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 6-7лет». – М.: Мозаика- Синтез, 2008.
  • Е.В.Краснушкин «Изобразительное искусство для дошкольников (натюрморт, пейзаж, портрет)». — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
  • Г.С.Швайко «Занятия по ИЗО в детском саду. Конспекты». М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2004.

3.7. Условия реализации рабочей образовательной программы разновозрастной группы

        Создание и обновление предметно-развивающей среды в дошкольной разновозрастной группе связано с ее влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Разновозрастная группа представляет собой систему пространств, в которой развёртываются определённые функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и их полноценным развитием и рассматривается как объект проектирования.

Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. Предметно - развивающая среда строиться на основе учета принципов построения развивающей среды.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год начало учебного года и конец учебного года (в сентябре и в мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги и медицинский работник. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Периодичность мониторинга – 2 раза в год (1-2 недели сентября, 3-4 недели мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей.

Оценка знаний:

  - Высокий уровень – имеет четкие, информативные представления - 4

  - Средний – имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления – 3

  - Низкий уровень – представления недостаточно дифференцированные, отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает - 2

  - Низший уровень – представления о своей жизнедеятельности не сформирован или отрывочны, нереалистичны - 1 

Результаты мониторинга отражаются в диагностике. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей.  

Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы воспитателя с детьми разновозрастной группы 3 – 7 лет в соответствии  с ФГОС ДО

         Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половины дня.

В первой половине дня воспитатель планирует:

Беседы;

Дежурства в уголке природы;

Утреннюю гимнастику;

Упражнения на развитие мышц и моторики артикуляционного аппарата; Пальчиковые игры;

Повторение песенок, потешек, стихотворений, пословиц, поговорок и т.д.; Привитие культурно-гигиенических навыков;

Рассматривание предметов и иллюстраций;

Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;

Индивидуальную работу;

Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми:

Образовательная деятельность по изучению произведений живописи: картин, иллюстраций, альбомов;

Беседы;

Экспериментирование;

Индивидуальную работу;

Работу с родителями (беседы, консультации);

Чтение произведений художественной литературы с продолжением; Развлечения, досуги;

Наблюдение в природе и явлений общественной жизни.

Принципы календарного планирования на основе перспесктивно- тематического :

Приоритет игровых форм взаимодействия взрослого с ребенком;

Системность и последовательность;

Соответствие возрасту и программному содержанию;

Учет индивидуальных психологических особенностей детей.

Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интересным содержанием, необходимыми и интересными темами. В зависимости от обстоятельств могут вноситься изменения. Последовательность игр, упражнений может меняться в течение дня.

3.9.Формы работы по образовательным областям

Направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Формы работы

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Социально-коммуникатив

ное

  • игровое упражнение
  • индивидуальная игра
  • совместная с воспитателем игра
  • совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
  • игра
  • чтение
  • беседа
  • наблюдение
  • рассматривание
  • чтение
  • педагогическая ситуация
  • праздник
  • экскурсия
  • ситуация морального выбора
  • поручение
  • дежурство.
  • индивидуальная игра.
  • совместная с воспитателем игра.
  • совместная со сверстниками игра
  • игра
  • чтение
  • беседа
  • наблюдение
  • педагогическая ситуация.
  • экскурсия
  • ситуация морального выбора.
  • интегративная деятельность
  • праздник
  • совместные действия
  • рассматривание.
  • проектная деятельность
  • просмотр и анализ мультфильмов,
  • видеофильмов, телепередач.
  • экспериментирование
  • поручение и задание
  • дежурство.
  • совместная деятельность

взрослого и детей тематического

характера

Речевое развитие

  • рассматривание
  • игровая ситуация
  • дидактическая  игра
  • ситуация общения.
  • беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами
  • природы, трудом взрослых).
  • интегративная деятельность
  • хороводная игра с пением
  • игра-драматизация
  • чтение
  • обсуждение
  • рассказ
  • игра
  • чтение.
  • беседа
  • рассматривание
  • решение проблемных ситуаций.
  • разговор с детьми
  • игра
  • проектная деятельность
  • создание коллекций
  • интегративная деятельность
  • обсуждение.
  • рассказ.
  • инсценирование
  • ситуативный разговор с детьми
  • сочинение загадок
  • проблемная ситуация
  • использование

    различных видов театра

Познавательное развитие

  • рассматривание
  • наблюдение
  • игра-экспериментирование.
  • исследовательская
  • деятельность
  • конструирование.
  • развивающая игра
  • экскурсия
  • ситуативный разговор
  • рассказ
  • интегративная деятельность
  • беседа
  • проблемная ситуация
  • создание коллекций
  • проектная деятельность
  • исследовательская деятельность.
  • конструирование
  • экспериментирование
  • развивающая игра
  • наблюдение
  • проблемная ситуация
  • рассказ
  • беседа
  • интегративная  деятельность
  • экскурсии
  • коллекционирование
  • моделирование
  • реализация проекта
  • игры с правилами

Художественное- эстетическое

развитие

  • рассматривание эстетически

     привлекательных предметов

  • игра
  • организация выставок

     изготовление украшений

  • слушание соответствующей

     возрасту народной,

     классической, детской музыки

  • экспериментирование со

    звуками

  • музыкально-дидактическая игра
  • разучивание музыкальных игр и танцев
  • совместное пение.

  • изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
  • создание макетов, коллекций и их оформление
  • рассматривание эстетически

     привлекательных предметов

  • игра
  • организация выставок
  • слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки

  • музыкально – дид. игра
  • беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
  • интегративная деятельность
  • совместное и индивидуальное

                 музыкальное  исполнение

  • музыкальное упражнение.
  • попевка. распевка
  • двигательный, пластический

танцевальный этюд

  • танец
  • творческое задание
  • концерт- импровизация
  • музыкальная  сюжетная игра

Физическое развитие

  • физкультурное занятие
  • игровая беседа с элементами
  • движений
  • игра
  • утренняя гимнастика
  • интегративная деятельность
  • упражнения
  • экспериментирование
  • ситуативный разговор
  • беседа
  • рассказ
  • чтение
  • проблемная ситуация

  • физкультурное занятие
  • утренняя гимнастика
  • подвижные игры
  • беседа
  • рассказ
  • чтение
  • рассматривание
  • интегративная деятельность
  • контрольно- диагностическая

    деятельность

  • спортивные и физкультурные

    досуги

  • спортивные состязания
  • совместная деятельность

     взрослого и детей

    тематического характера

  • проектная деятельность
  • проблемная ситуация

3.10. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Закаливающие мероприятия в дошкольной  группе:

     Ежедневная утренняя гимнастика в дошкольной разновозрастной группе (весенне – летний период на улице);

-физкультминутки во время НОД;

-физкультурные занятия (в носках);

-прогулки: дневная, вечерняя;

-сон с доступом воздуха +16 - +19;

-хождение босиком;

-утренний приём на улице в летнее время;

-солнечные ванны;

-дыхательная гимнастика;

-элементы обширного умывания;

-воздушно-температурный режим;

-воздушные ванны;

-облегчённая одежда;

-мониторинг детского развития.

3.11. Формы работы с родителями

             В разновозрастной группе родители принимают активное участие в

жизни группы. Педагоги используют различные формы работы с родителями:

Традиционные:

• родительские собрания

• консультации (устные, письменные (папки-передвижки, ширмы);

• беседы;

• анкетирование

• утренники;

• оформление информационных стендов, буклетов, памяток.

• ведение социальных паспортов  воспитанников .

Нетрадиционные:

• участие родителей в творческих конкурсах, проектах, массовых мероприятиях:  в утренниках, в смотрах-конкурсах, в выставках рисунков;

• совместные развлечения детей и родителей ;

• родительская газета;

• презентация детского сада;

•мастер-классы

• информация о детском саде на сайте в Интернет.

Работа с родителями  

Цель: вовлечение детей и родителей в деятельность, направленную на установление доверительных отношений. 

Задачи:  1.Создать атмосферу общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

  2.Создать условия открытости образов в пространстве группы

(информация родителей о предстоящих темах недели, детском продукте,

ожидаемой помощи родителей, участие родителей в мероприятиях, деятельности, режимных моментах и т.д.)  

3.Внедрить в работу нетрадиционные формы взаимодействия с родителями и детьми. 

 Ожидаемый результат:

•Между педагогами и родителями установятся доверительные отношения, что приведёт к созданию благоприятного климата для развития детей.  

•У родителей возникнет интерес к процессу воспитания и обучения детей.  

•У педагогов повысится профессиональный уровень.

• У детей появится положительная мотивация посещения детского сада.


































3.12. Годовой план работы с родителями разновозрастной группы от 3 до 7 лет на 2022-2023 учебный год

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

1.Родительское собрание  «Задачи воспитания и обучения на учебный год»

2. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей

3. Памятка для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»

4. Анкетирование родителей «Участие родителей в образовательной деятельности детей»

5. Оформление наглядной информации «Уголок для родителей»; сетка занятий; режим дня; учебный план.

6. Беседы на тему: «Права и обязанности родителей»

Октябрь

1. Памятка «Об опрятности и аккуратности»

 2. Консультация «Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста»

 3. Памятка «Профилактика гриппа и ОРВИ у детей» 4.Оформление папки-передвижки «Золотая осень»  

5. Консультация для родителей «Возрастные особенности ребёнка 6-7 лет»

 6.  Памятка по усилению бдительности в целях недопущения террористических актов

Ноябрь

1. Консультация «Учим ребенка общаться»

 2. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

3. Беседа «Игры с детьми на свежем воздухе» 4.Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц

5. Памятка на тему: «Бережем свое здоровье или Правила доктора Неболейко»

6. Оформление папки-передвижки ко Дню матери

Декабрь

1. Оформление родительского уголка на зимнюю тему «Здравствуй, гостья Зима!»

2. Подготовка к Новогоднему празднику (оформление группы)

 3. Подготовка подарков на Новый год

 4. Папка-передвижка «Скоро, скоро Новый год!»

5. Родительское собрание «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора»

6. Анкетирование родителей «Растем здоровыми»

Январь

1. Консультация «Если ребенок кусается»

2. Консультация на тему «Характер вашего ребенка зависит от вас»

3. Беседа на тему: «Гиперактивный ребенок»

 4. Беседа на тему: «Безопасность детей – наше общее дело»

 5. Папка-передвижка на тему: «Ключи к здоровью вашего малыша»

6. Оформление папки-передвижки «Осторожно, гололед!»

Февраль

1. Выставка детских рисунков «Мой папа лучше всех»

2. Консультация «Роль отца в воспитании сына»

 3. Консультация «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться»

 4. Консультация «Нарушение сна у ребенка»

 5. Рекомендации родителям «Как преодолеть детские страхи»

 6. Совместное изготовление родителей с детьми снежных построек на участке

Март

1.Оформление родительского уголка на весеннюю тему «ВеснаКрасна снова в гости к нам пришла»

2. Выставка рисунков на тему: «Мамочка любимая»

3. Подготовка к весеннему празднику  8 Марта

4. Советы для родителей «Подготовка детей к школе»

5. Беседа для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем?» Семь правил для всех (В. Леви)

6. Памятка для родителей «Поздравляю с 8 Марта! Учим ребенка делать подарки»

Апрель

1. Консультация «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях»

2. Консультация «Правила дорожного движения для детей. Безопасность на дорогах»

 3. Папка-передвижка «Праздник Светлая Пасха!»

 4. Консультация «О переходе детей в 1 класс»

 5. Беседа на тему «Секреты воспитания вежливого ребенка»

 6. Беседа на тему «Домашний игровой уголок»

Май

1. Памятки для родителей «Рекомендации родителям будущих школьников»

 2. Папка-передвижка «День Победы»  

 3. Консультация «Моя семья – моя крепость»  

4. Консультация «Профилактика детского травматизма в летний оздоровительный период».

5. Памятка родителям будущих первоклассников

 6. Родительское собрание «Итоги года. Вот и лето…»

3.13. Взаимодействие с другими учреждениями

 

           Дошкольная группа взаимодействует с:  
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.14. Развивающая предметно-пространственная среда

         Особенности организации основной образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связаны со стилем поведения воспитателя. Освоение программ детьми происходит в индивидуальном темпе (исходя из принципа минимакса: материал даётся по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения).

Партнерская форма основной образовательной деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности: максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждения, исследовании. При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

«Уголок двигательной активности» 

  • Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, скакалки,обручи.

  «Уголок познания»

  • Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы (шар, куб, круг, квадрат).
  • Лото, домино в картинках.
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт).
  • Крупная геометрическая мозаика.
  • Предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, по форме и размеру.
  • Пирамидки  из уменьшающихся по размеру одноцветных колец.
  • Сборно-разборные игрушки.
  • Наборы разрезных картинок (5-8 частей).
  • Кубики с предметными картинками.
  • Домик с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур.
  • Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками.
  • Стержни для нанизывания с цветными кольцами.
  • Мозаика (цветная, крупная, мелкая).
  • Наборы разрезных и парных картинок.
  • Чудесный мешочек.
  • Пазлы.

 «Уголок речевого развития». 

  • Дидактические наглядные материалы;
  • Предметные и сюжетные картинки и   др.
  • Книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой;
  • «Чудесный мешочек» с различными предметами.
  • Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.
  • Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».

Материалы для изодеятельности. 

  • Бумага тонкая и плотная, картон.
  • Цветные карандаши (12 цветов), гуашь (12 цветов).
  • Круглые кисти, подставка под кисти.
  • Цветные мелки, мольберт.

«Центр игры».

  • Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения).
  • Игрушки, изображающие предметы труда и быта. Ролевые атрибуты к играм –имитациям и сюжетно –ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия.(например, «Шофер»).
  • Игрушки – двигатели (коляски и тележки; автомобили (15-20 см)).
  • Зона для сюжетной игры – приготовление еды.
  • Кукольный уголок: гостиная – комната: мягкая мебель.
  • Спальня: кроватки разных размеров.
  • Кухня: кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька.
  • Магазин: весы, бутылочки маленьких размеров из пластика.

 «Уголок театра»

  • Разные виды театра (настольный, на ширме, пальчиковый).
  • Маски, шапочки.

«Центр музыки». 

  • Музыкальные игрушки .
  • Магнитофон.
  • Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений.


























3.15.
  Список используемой литературы

  1. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова М.Мозаика-Синтез.2016
  2. «Конструирование из строительного материала» Л. В. Куцакова М.Мозаика-Синтез.2015
  3. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина М.Мозаика-Синтез.2015
  4. «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенникова  М.Мозаика-Синтез.2015
  5. «Педагогический мониторинг» Ю.А. Афонькина Волгоград издательство «Учитель» 2016
  6. «Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» старшая группа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой Мозаика-Синтез.2016
  7. «Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова. - М.Мозаика-Синтез.2016
  8. «Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаева М.Мозаика-Синтез.2016
  9. «Формирование элементарных математических представлений » И.А. Помораева, В.А. Позина. М.Мозаика-Синтез.2016
  10. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  11. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.
  12. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.
  13. Программа «От рождения до школы». /Под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  14. Экологическое воспитание дошкольников. Н.Николаева.  – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы"

Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа  по программе "от рождения до школы" делала сама смотри мож кому пригодиться!...

Рабочая программа (по ФГОС) воспитателя старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена на основе: примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы"

Целевые ориентиры на этапе          завершения дошкольного образования.• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз-личные виды движений (бег, лазанье, пер...

Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы"

Целевые ориентиры на этапе          завершения дошкольного образования.• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз-личные виды движений (бег, лазанье, пер...

Рабочая программа по ФГОС в старшей группе по программе Вераксы.

Ежедневное планирование сентябрь- ноябрь...

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы"....