Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста на примере групп компенсирующей направленности»
статья

Черемных Марина Сергеевна

Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_mnemotablitsam.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста

на примере групп компенсирующей направленности»

Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп. При работе с детьми, мы увидели, что речь детей односложная, возникали трудности в правильном построении даже простых предложений, чему во многом способствовал бедный словарный запас детей. На ряду с этим, диалогическая речь в основном также характеризовалась бедностью. Дети не могли грамотно для своего возраста сформулировать вопрос, построить краткий ответ, у детей возникали большие трудности с пересказом хорошо известных им текстов. В старшей группе продолжали сохранятся трудности с построением диалогической речи, а также трудности с созданием обязательного или сюжетного рассказа. В подготовительной к школе группе сохраняются у ряда детей некоторые трудности с грамотным построением монологической речи.

Почему выбор пал именно на мнемотехнику, спросите вы. Именно она удобна в использовании в период дошкольного детства, когда преобладает наглядно – образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, факты и явления, близкие к жизненному опыту. Мнемотехника включает в себя два главных фактора, которые облегчают процесс становления связной речи детей дошкольного возраста. Первый фактор – наглядность, и второй фактор – создание плана, как последовательного размещения в предварительной схеме конкретных элементов высказывания.

Как любая другая работа, работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Мы свою работу с детьми начинали с простейших мнемоквадратов. Это графическое или частично графическое изображение предмета, явлений природы, персонажей сказки и т.д. В качестве символов – заместителей нами были использованы предметные картинки, которые Вы видите на слайде, а также силуэтные изображения и геометрические фигуры.

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Таким образом, мы начали с детьми схематически зарисовывать предложения. Это стало следующим нашим шагом.

Глядя на такие схемы дорожки дети стали легко воспроизводить информацию.

 «В небе гром, гроза – закрывай глаза. Грома нет – трава блестит, в небе радуга горит». Это еще один пример мнемодорожки.

Мнемотаблица – это схема из нескольких мнемодорожек. Сейчас Вашему вниманию мы представим несколько мнемотаблиц, для заучивания стихотворений. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат. И дети, имея перед глазами такую карточку- символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

На представлены два способа кодирования информации с помощью предмечтных картинок и графический способ кодирования. Говоря о размере мнемотаблицы, следует сказать, что в старшей группе мы составляли мнемотаблицы, начиная с 9 до 16 квадратов. А в подготовительной к школе группе уже до 25 квадратов. Теперь я передаю слово Наталье Александровне, она расскажет, как мы работали с мнемотаблицами.

Как мы работали с мнемотаблицами: на начальном этапе мы предлагали готовую план – схему. Затем мнемотаблицы мы рисовали и раскрашивали вместе с детьми с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела на доске и т.д.

Только после этого в подготовительной к школе группе дети стали рисовать таблицы сами.

Также в своей работе мы используем лэпбук, который мы изготовили сами. Дети с большим интересом обучаются по нему в игровой форме. С которым Вы можете ознакомиться и посмотреть.

На данном слайде представлены мнемодорожки чистоговорок и загадок, которые мы использовали в своей работе.

Для составления рассказов о временах года в своей работе мы использовали два вида мнемотаблиц: первое для составления рассказов по схеме о конкретном времени года, и второе: будет сложное, когда рассказ составляется для общей всех времен схеме. Следует заметить, что начинали мы с мнемотаблиц из цветных предметных картинок. В старшем возрасте к концу года таблицы стали не цветными, из графических символов.

Данные мнемотаблицы используются нами в подготовительной к школе группе при составлении устного и описательного рассказа о предмете, дети, как правило, не испытывают затруднения в последовательности его изложения.

На ранних этапах использования мнемотаблиц, дети пересказывали совместно с воспитателем. Однако на данный момент, дети пересказывают самостоятельно, прибегая к незначительной помощи взрослого.

В заключении хотелось бы сказать, что область применения данной техники достаточно широкая. Мнемотехнику можно использовать для запоминания песен, при играх – драматизациях, при отгадывании загадок, в математике, изображение последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т.д. Мы поделились с Вами опытом работы с детьми в группах компенсирующей направленности, но Вы также можете использовать данную инновационную технологию при работе с детьми в группах общеразвивающей направленности. Используйте мнемотехнику в работе с детьми. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности.

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности....

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"

Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современ...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывани...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ

Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.  В логопедичес...

Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей  « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминани...