Парциальная программа "Здравствуй, малыш!"
рабочая программа (младшая группа)

Франчик Валерия Леонидовна

Система адаптационных мероприятий для вновь прибывших детей и их семьям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdravstvuy_malysh.docx463.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 423 комбинированного вида

«Золотой ключик»

Принято

Педагогический совет №

От «___»_____________2020

 

Утверждаю

Заведующий МКДОУ

_____________________Чистова Е.В.

Парциальная программа

«Здравствуй, малыш!»

Система адаптационных мероприятий

для вновь прибывших детей раннего возраста и их семьям

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ! | Детский сад №88 «Слонёнок»

Автор – старший воспитатель Франчик Валерия Леонидовна

Новосибирск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел ………………………………………………..

3

I

Пояснительная записка ………………………………………...

3

1.1.

Актуальность Программы……………………………………….

4

1.2.

Цель и задачи Программы……………………………………….

6

1.3.

Принципы работы………………………………………………..

3

1.4.

Возрастные особенности детей раннего возраста……………..

7

1.5.

Особенности адаптационного периода…………………………

11

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы………………

13

1.7.

Диагностика адаптационной работы в ДОУ…………………...

13

II

Содержательный раздел………………………………………

14

2.1.

Программное содержание……………………………………….

14

2.2.

Список парциальных программ и технологий, обеспечивающих реализацию Программы……………………..

15

2.3.

Методы реализации Программы………………………………..

17

2.4.

Этапы и план реализации Программы………………………….

18

2.5.

Перспективное планирование занятий на I этапе реализации Программы……………………………………………………….

20

2.6.

Перспективное планирование образовательных ситуаций на II этапе реализации Программы………………………………...

22

III

Организационный раздел……………………………………..

25

3.1.

Организация работы по реализации Программы………………

25

3.2.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы……………………………………………………….

27

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста……………………………….

28

Список литературы………………………………………………

30

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему: чувство психологической защищенности,  доверие к миру, эмоциональное благополучие, формирование базиса личностной культуры,  развитие его индивидуальности. 

Нормативно - правовое обеспечение осуществляется на основе следующих документов:

- Конвенция о правах ребенка;

- Закона Российской Федерации 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155;

- Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";

- Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573.

-  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 39 «О внесении изменения в Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 № 61292).

- Устав МКДОУ «Детский сад № 423 «Золотой ключик»;

- Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 423 «Золотой ключик»;

-  Положение о работе групп раннего возраста в адаптационный период.

  1. Актуальность программы

Актуальность темы адаптации детей к дошкольному учреждению обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки  комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой,  поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение  – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому саду в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение, является ничуть не менее резким и травмирующим событием, но остаётся без внимания педагогов и психологов.

Приходя в детский сад, дети раннего возраста часто испытывают трудности в адаптации. Одна из причин — это сильная привязанность к маме и отрыв от неё вызывает бурный протест ребенка, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный. Малыши испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. В возрасте 1,5 – 3 года ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Поступая в детский сад, у малышей происходит ломка привычек, серьезная перестройка всего организма: из домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Покидая рамки ближайшего окружения, у детей происходит резкая смена условий: необходимость соблюдения режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками и взрослыми. Приспособление организма к новым условиям социального существования и новому режиму часто сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Актуальной проблемой в настоящий момент является недостаточные знания родителями возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. Поэтому часть родителей считает детей очень маленькими и неспособными чему-либо научиться. Другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания являются проявлением одаренности ребенка. Только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим. Как правило, у таких детей адаптационный период проходит в легкой степени. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства, объединяющего семью и детский сад.

Проблему по профилактике  дезаптации детей раннего возраста призвана решить система мероприятий по адаптации вновь прибывших детей к условиям  детского сада  (далее – адаптационная группа). Для исключения негативных последствий: нежелание ходить в детский сад, стойкое стрессовое состояние и т. д., педагогам и родителям следует объединить свои усилия, установить партнерские отношения, выработать единые требования и подходы, которые будут способствовать успешному процессу адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.  

  1. Цель и задачи программы.

Создание единого благоприятного образовательного пространства ДОУ и семьи, повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации детей к новым социальным условиям.

Задачи:

  1. Разработать систему мероприятий, направленную на успешную  адаптацию ребенка к детскому саду.
  2. Способствовать возникновению у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру в целом и детскому саду в частности.
  3. Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса для детей раннего возраста в ДОУ.
  4. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания, развития и адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, снижая тем самым родительскую тревожность.
  5. Стимулировать интерес родителей к вопросам педагогики и психологии и желание создавать благоприятные условия  собственному ребенку для своевременного и полноценного развития в условиях детского сада.
  6. Выявить детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений для оказания им ранней помощи.
  7. Использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ.

  1. Принципы работы.

- Вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы родителей  в зависимости от социальных потребностей;

- Научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;

- Непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста;

- Преемственность – воспитание детей в раннем и дошкольном возрасте,  как единая система семейного и общественного воспитания.

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – необходимость учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и  дифференцировать приемы педагогического воздействия.

  1. Возрастные особенности детей раннего возраста

Ранний возраст - период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

•        развитие предметной деятельности;

•        развитие общения со взрослыми;

•        развитие речи;

•        развитие игры;

•        приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

•        развитие общения со сверстниками;

•        развитие личности;

•        физическое развитие.

Это подразделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга. Охарактеризуем каждое из этих направлений развития ребенка.

- Развитие предметной деятельности.

Овладение действиями с предметами - ведущее направление психического развития в раннем возрасте.

На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Малыш пытается есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек, вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее и пр. Такие действия психологи называют орудийными, поскольку они предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определенного результата. Смысл орудийных действий ребенок не может понять самостоятельно, его открывает для него взрослый. И выполнить такие действия малышу бывает чрезвычайно трудно. Поэтому он постоянно обращается к взрослому за помощью или приглашает к совместной игре.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы Если на втором году жизни, подражая старшим, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину их действий, например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя мусор, не обращая на это внимание, то к концу раннего возраста главным для него становится получение правильного результата: теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы он стал чистым. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельной деятельности, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

- Развитие речи.

Свои первые слова малыш произносит уже в конце первого - начале второго года жизни, но активно пользоваться речью начинает, как правило, после полутора лет. Психологи связывают возникновение активной речи с открытием ребенком того факта, что каждый предмет имеет свое название. Бесконечные вопросы «это что?» и такие же бесконечные называния различных предметов и в самом деле отражают особый интерес малыша к миру вещей и к их словесному обозначению.

Речь развивается в двух направлениях. Первоначально происходит становление так называемой пассивной речи: малыш начинает понимать обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить. В раннем возрасте пассивная речь развивается очень быстрыми темпами. Дети проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Малыши проявляют интерес не только к тому, что говорят взрослые, но и к тому, как они говорят: ребенок внимательно прислушивается к сочетанию разных звуков, изменению ритма и интонации речи взрослого.

Позже возникает активная речь - самостоятельное использование слов. До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей период пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух-двух с половиной лет, понимая все, что говорят ему взрослые, правильно выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова, продолжая объясняться с окружающими с помощью лепета и жестов. Овладение активной речью нередко носит характер «взрыва» - еще вчера ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить невозможно.

Специфика детской речи объясняется особенностями мышления ребенка на этом переходном этапе развития. Речевое мышление только начинает складываться, мысль ребенка пока еще находится в зависимости от конкретной ситуации, которую он воспринимает. Словарь быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух - трех слов. Некоторые дети уже в этом возрасте говорят предложениями и фразами. На третьем году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь становится основным средством общения, разнообразятся и усложняются поводы обращения ребенка посредством речи к взрослому. К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время.

- Развитие игры.

Одно из важных направлений в развитии детей раннего возраста - становление сюжетной игры. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Желание подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности - процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, “понарошку” может действовать как взрослый. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов. Сюжетную игру в этом возрасте называют процессуальной, потому что основной интерес ребенка сосредоточен на многократном повторении одних и тех же игровых действий, отражающих предметную сторону деятельности взрослых.

При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребенка. Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлеченно, игра становится все более самостоятельной и содержательной.

Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием (вопросами, обращениями к ребенку от имени персонажей, побуждениями к речевому общению с ними) полноценному развитию игры.

- Художественная деятельность.

Художественная деятельность у детей формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для ее появления и развития, заметить и поддержать устремления ребенка. Главное на данном возрастном этапе - не само по себе овладение умениями рисовать, играть на музыкальных инструментах, петь и т. д., а интерес, удовольствие и радость малышей в таких занятиях. Приобщение ребенка к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами Ребенок экспериментирует с бумагой, карандашом, глиной, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает «открытия», узнает, что краска оставляет след на бумаге, кусочек глины может принимать причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают разнообразные звуки.

Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, песенке или танце. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствуют освоению ребенком миром человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

- Развитие личности.

На протяжении раннего возраста происходят важные изменения в личности ребенка. Эти изменения прежде всего связаны с развитием предметной деятельности и общения со взрослыми. В самостоятельных занятиях, играх малыш все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном результате действия. Ребенок становится все более настойчивым и самостоятельным при достижении поставленной цели. Если полуторагодовалый малыш, вытирая салфеткой стол «как мама», лишь повторяет внешний рисунок ее движения, не обращая внимания на то, что на столе остаются крошки или же смахивает их на пол, то к трем годам он старается действовать аккуратно. Его действия становятся по настоящему целенаправленными. Он старается доводить до конца то, что начал. И он очень гордится тем, что у него так хорошо все получается. В этом возрасте у детей зарождается новое личностное качество - гордость за достижение. В общении со взрослым развиваются такие личностные качества ребенка, как инициативность, настойчивость, доброжелательность. Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко обнаруживаются в фактах осознания своего «я», в употреблении личных местоимений и притяжательных прилагательных (ребенок все чаще произносит, обращаясь к взрослым «моя», «мое», «мне»), формированию чувства собственного достоинства. Одновременно с этим в поведении малыша все ярче проявляется желание действовать независимо от взрослых. К концу раннего возраста это стремление находит своё выражение в словах «Я сам». Отсутствие уважения к личности ребенка, требования беспрекословного подчинения воле родителей - самые распространенные причины детского негативизма и упрямства. Не менее важная причина - невнимание взрослых к успехам малыша. Это не значит, что ребенку нужна одна лишь похвала. Если его все время только хвалить независимо оттого, что и как он делает, ребенок не будет иметь ориентиров для развития.

Кризисный возраст может протекать вполне благополучно, без негативных проявлений в поведении ребенка, если родители налаживают полноценное сотрудничество с малышом, участвуют в его играх, поддерживают в трудных ситуациях, разделяют его радости и огорчения, дают возможность проявлять самостоятельность, хвалят за нее.

- Физическое развитие.

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. К полутора годам ребенок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. К концу второго года малыш может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать через невысокое препятствие, подниматься и спускаться по лестнице, горке, подлезать под скамейку, перелезать через перекладину. Трехлетний ребенок умеет бегать, кружиться на месте; влезать на стул, спрыгивать с него; подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, перепрыгивать через небольшое препятствие.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

  1. Особенности адаптационного периода

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

- возраста;

- состояния здоровья и уровня развития ребенка;

- биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);

- психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).

 Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации – поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменение реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.

 Всякое изменение внешней среды ведет к напряженной адаптации. Говоря, о разных проявлениях напряжения, следует учитывать ее тяжесть.

Адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести, тяжелую.

 При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ. Похудение либо вообще не наблюдается, либо оно очень незначительно. В данном случае напряженная адаптация является незакономерной, как и при всяком существенном изменении микросоциальной среды, во время которого организм ребенка справляется с возникшими трудностям и без каких-либо отрицательных последствий.

 При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. Если раньше у него отмечалось похудение, то за это время восстанавливается первоначальный вес. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней, т.е. это заболевание нетяжелое, протекающее без осложнения. Если ребенок на протяжении первого месяца дней отсутствует в группе по болезни, то, естественно, его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца. Заболевание, возникающее как проявление патологической адаптации, свидетельствует в данном случае превышении возможностей организма ребенка к микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции все же нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.

 Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При  этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическом состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

У детей:

- безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада;

- проявление  самостоятельности и активности ребёнка;

- появление интереса к общению со сверстниками;

- повышение уровня речевого, интеллектуального и социального развития;

- проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ:

- лёгкая адаптация при поступлении в дошкольную организацию;

- снижение заболеваемости у детей в период адаптации, посещавших занятия.

У родителей:

- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста;

- расширение знаний о возможностях своего ребёнка;

- овладение способами организации детской деятельности в домашних условиях;

- установление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;

- создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

  1. Диагностика адаптации ребёнка в ДОУ

Своевременная диагностика особенностей адаптации ребенка к ДОУ позволит создать для него в группе наиболее благоприятные условия, избежать адаптационных срывов.

         Комплекс диагностических методик включает анкеты для родителей, экспериментальные процедуры, позволяющие выявить психологические трудности ребенка, возникающие в процессе адаптации к ДОУ, а также схему стандартизированного наблюдения за ребенком.

Для анализа эффективности работы по Программе используется Методика «Успешность адаптации детей 2-3 лет в условиях дошкольного учреждения». А. Остроуховой, анкета для родителей «Готовность вашего ребенок к поступлению в детский сад» (Н.В. Соколовская) и, на заключительном этапе «Анкета ожиданий» (Приложение № 1).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Программное содержание

Программа построена в соответствии с «Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивает:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • интеллектуальное развитие ребенка;
  • создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание программы делится на блоки.

  1. Знакомство с помещениями группы и детского сада. Воспитатели знакомят детей и их родителей с помещениями группы, с их функциональным назначением: приемной, игровой комнатой, туалетной комнатой, спальней.
  2. Знакомство с правилами поведения в ДОУ. Воспитатели знакомят детей с ритуалом приветствия, прощания, учат общаться с окружающими детьми и взрослыми. Знакомят с  требованиями – мыть руки, убирать игрушки, складывать одежду в шкаф, ставить стул и т.д. При этом педагоги стараются вызвать положительное отношение детей и родителей к соблюдению необходимых правил поведения в детском коллективе.
  3.  Музыкально-художественная деятельность детей. Как правило, дети впервые знакомятся с музыкальными инструментами, учатся слышать музыку, двигаться под музыку. Воспитатели и музыкальный работник побуждают детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям. Родители активно участвуют в деятельности, увлекая ребенка своим положительным эмоциональным настроем.
  4.  Продуктивная деятельность, в ходе которой воспитатель привлекает детей исследованию свойств пластилина, моленного теста, красок. Объясняет родителем о необходимости помощи больше словом и советом, и меньше своим непосредственным участием.
  5.  Двигательная деятельность. Главной задачей педагогов является развивать положительный настрой на занятия физкультурой и правильному  взаимодействию во время двигательной деятельности.
  6.  Предметная деятельность. Действия взрослых направлены на то, чтобы вызвать интерес ребенка к различным предметам и материалам, желание их исследовать, действовать с ними. Учат малышей действовать индивидуально и элементарно взаимодействовать с другими детьми по поводу игрового материала.
  7.  Коммуникативная деятельность. Воспитатель и родители  содействуют развитию понимания речи, а также вызыванию речевой реакции. Пополняют активный словарь малыша на основе расширения представлений об окружающей действительности.
  8.  Игровая деятельность. Взрослые учат детей отражать в игровой деятельности свой опыт, обыгрывать доступные пониманию сюжеты под руководством взрослого, отражая в сюжете отдельные игровые действия.
  9.  Восприятие художественной литературы. Вид деятельности, который используется в интеграции с другими видами детский деятельности. Потешки и небольшие стихи сопровождают практическую деятельность детей.

2.2.   Список программ и технологий, обеспечивающих реализацию содержания.

Направления деятельности

Методическое обеспечение

Художественно – эстетическое развитие.

Бабунова Т.М. «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.

Давыдова О.И., Майер А.А. Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005 г.

Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста».

Королева Т.В. «Игры с красками». Москва «Сфера» 2009 г.

Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.

Картушина М.Ю. «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст»

Физическое развитие

Фисенко М.А. «Физкультура. Первая младшая группа». Волгоград «Корифей» 2008 г.

Картушина М.Ю. «Развлечения для самых маленьких». Москва «Сфера» 2008 г.

Проценко Т.А. «Оздоровительные игры для малышей». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 

Познавательно – речевое развитие

Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста». Санкт - Петербург «Детство – Пресс»  2011 г.

Жердева Е. В. «Дети раннего возраста в детском саду. Возрастные особенности, адаптация, сценарий дня». Ростов-на-Дону «Феникс»  2080 г.

Шанина С., Гаврилова А. «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год.

Социально – личностное развитие

Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 года. Социальное развитие, окружающий мир». Москва «Сфера»  2009 г.

Айрих О.А. «Эмоциональное развитие детей в первой младшей группе». Волгоград «Издание»  2008 г.

Речевое развитие

Карпухина Н.А. «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». «Воронеж» – 2010 г.

Шанина  С., Гаврилова А. «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год.

Жердева Е.В.'' Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня)'‘. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  1. Методы реализации Программы

При работе с  семьями воспитанников используются следующие методы:

При проведении занятий и работе с детьми:

Словесные методы - обеспечивают живое общение между педагогом и детьми, способны вызвать эмоциональный отклик.

Практические методы - дают возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Наглядные методы: используются, когда необходимо распознать, определить характеристики, характер изменений или преобразование предмета, установить состояние объекта по отдельным признакам:. 

2.4. Этапы и план реализации программы

Подготовительная работа

Цель: создание условий для реализации системы мероприятий по адаптации вновь прибывших детей раннего возраста к условиям детского сада.

Сроки

Мероприятие

Ответственный

Май-июль

Изучение нормативно-правовой базы

Заведующий

Заместитель заведующего по УВР

Старшие воспитатели

Май-июль

Изучение методической литературы

Старшие воспитатели

Август

Кадровое обеспечение

Заведующий

Август

Принятие и утверждение «Положения о работе групп раннего возраста в адаптационный период»

Заведующий Заместитель заведующего по УВР

1 этап

Цель: На основе проведенной диагностики и анкетирования родителей организовать деятельность создать условия для развития партнерских отношений с семьями будущих воспитанников ДОУ, обеспечивающих успешную адаптацию детей и повышение компетентности родителей в области воспитания детей раннего возраста.

Август

Родительское собрание установочное «Малыши уже большие» (Приложение 2)

Заведующий

Заместитель заведующего по УВР

Старшие воспитатели

Педагог-психолог

Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду» (Приложение 1)

Педагог-психолог

Социальная анкета (Приложение 1)

Заместитель заведующего по УВР

Воспитатели

Занятия адаптационной группы

(Приложение 3)

Старшие воспитатели

Воспитатели

Специалисты

Диагностика детей (Приложение 1)

Педагог-психолог

Консультации индивидуальные и стендовые (Приложение 4)

Старшие воспитатели

Педагог-психолог

Информационные буклеты (Приложение 5)

Старшие воспитатели

2 этап.

Цель: установление партнерских отношений с семьями воспитанника и  своевременного оказания психолого-педагогической помощи в вопросах создания благоприятных условий для полноценного развития их малыша.

Сентябрь-декабрь

Совместные мероприятия с родителями (Приложение 6)

Старшие воспитатели

Воспитатели

Специалисты

Сентябрь-

Размещение программы на сайте учреждения

https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/education.html

Заключительный этап. Контрольно-оценочный

Цель: выявить результативность проведенных мероприятий, обобщить опыт и представить его на педагогическом совете.

Декабрь

Родительское собрание

Заведующий

Заместитель заведующего по УВР

Старшие воспитатели

Педагог-психолог

Заключительное анкетирование «Анкета ожиданий» (Приложение 1)

Старшие воспитатели

Заключительная диагностика

Педагог-психолог

  1. Перспективное планирование занятий на I этапе реализации Программы (Приложение № 3)

занятия

Тема

Задачи

Давайте познакомимся. Это наша группа

1.        Познакомиться с детьми и их родителями.

2.        Познакомить детей с групповыми помещениями и их назначением.

3.        Создать позитивную и доброжелательную атмосферу, способствующую возникновению у ребенка чувства доверия.

4.        Развивать элементарные навыки действий с мячом.

Это наша группа

1.        Напомнить детям о помещениях группы, помочь ориентироваться.

2.        Создать условия, способствующие формированию доверия к своим воспитателям.

3.        Помочь распределить предметы по цветам.

4.        Познакомить с восковыми мелками и рисованию ими.

Играем с мячиком

1.        Учить ориентироваться в пространстве и на своём теле, способствовать развитию крупных мышц.

2.        Знакомить со свойствами соленого теста.

Рисуем красками

1.        Развивать координацию действий ребенка с речью взрослого.

2.        Формировать умение элементарно действовать с мячом, сравнивать большой и маленький мячи.

3.        Развивать ориентировку на себе и вокруг себя.

4.        Формировать представления о цветах, умение различать красный и зеленый цвета.

5.        Познакомить с кисточкой и краской

Моем стульчики

1.        Учить детей ориентироваться на стульчиках.

2.        Учить согласовывать существительные с глаголами и использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

3.        Воспитывать интерес к труду.

4.        Создать условия для знакомства со свойствами воды.

5.        Помочь в установлении тактильных ощущений при действии с тёплой, горячей и холодной водой

Музыкальное занятие

1.        Развивать умение ориентироваться на собственном теле, координацию речи и моторики, крупную моторику.

2.        Развивать музыкальный слух и чувство ритма, способность повторять за взрослым простейшие движения под ритмическую речь.

3.        Развивать предметную моторику и предметное мышление.

Игрушки нашей группы

1.        Развитие музыкальности, способности слушать пение взрослых, повторять за взрослыми простейшие движения.

2.        Способствовать координации моторики и речи.

3.        Развивать крупную моторику, способность перешагивать предметы, высоко поднимая ноги, способность ползать.

  1. Перспективное планирование образовательных ситуаций на II этапе реализации Программы (Приложение № 6)

Мероприятие

Задачи

Сентябрь

Изготовление фотоальбома «Моя семья»

  1. Научить детей называть членов семьи
  2. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи
  3. Организовать совместную деятельность по изготовлению фотоальбома для группы

Мастер-класс «Мячик из носочка»

  1. Организовать совместную деятельность с мамой и изготовить мяч из носка.
  2. Организовать в дружной атмосфере совместную игру мам и детей с новыми мячиками
  3. Развивать координацию движений у детей.

 Играем с мамой в «Дом» - сюжетно-ролевая игра

1.        В совместной с мамой игре побуждать детей воспроизводить семейные отношения и творчески их интерпретировать;

2.        Создать условия для отражения в игре выполнение домашних обязанностей;

3.        Воспитывать чувство взаимопонимания, заботы о ближних.

4.        Развивать диалогическую речь.

«Чудеса из природного материала» - продуктивная деятельность

  1. Создать условия для развития творческих способностей детей и взрослых.
  2. Закрепить приемы отщипывания пластилина и скатывания маленьких шариков между ладонями круговыми движениями.
  3. Вызывать положительный эмоциональный  отклик на совместную работу.

Октябрь

Кукольный спектакль «Репка» - мамин театр

  1. Организовать вместе с мамами показ кукольного спектакля для детей
  2. Пробуждать интерес детей к фольклорным произведениям и театральным постановкам
  3. Вызвать эмоциональный отклик на появление знакомых героев, закреплять знание знакомой сказки.
  4. Создать радостное настроение в ходе совместной деятельности мам и детей.
  5. Прививать детям культуру восприятия театрализованных действий.

Музыкальный досуг «Осень, осень, в гости просим»

1.        Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное настроение

2.        Развивать эмоциональную отзывчивость детей и взрослых, побуждать их активно участвовать в развлечении.

3.        Укреплять знания детей об этом времени года.

4.        Формировать знания примет осени.

«Булочки для магазина» - лепка из соленого теста атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин»

  1. Развивать тактильные ощущения детей
  2. Создать условия для отражения своих представлений о хлебо-булочных изделиях в лепке
  3. Организовать изготовление вместе с мамами атрибутов для игры в «Магазин»

Играем с мамой в «Магазин» - сюжетно-ролевая игра

  1. В совместной с мамой игре побуждать детей воспроизводить сюжет похода в магазин.
  2. Создать условия для отражения в игре различных ролей: продавца и покупателя.
  3. Использовать в игре изготовленные в совместной деятельности атрибуты
  4. Развивать диалогическую речь.

Ноябрь

«Ладушки» - играем в пальчиковые игры

  1. Развивать связную речь через фольклорные тексты, используемых в пальчиковых играх.    
  2. Развивать общую, мелкую, речевую моторику.
  3. Воспитывать культуру общения и эмоциональную отзывчивость.

Физкультурное развлечение «Вместе с мамой мы играем»

1.        Развивать координацию движений и умения согласовывать действия со словами

2.        Развивать движение кистей и пальцев рук, соотносящих движений рук, подражательных движений, общей и мелкой моторики.

3.        Совершенствовать навыки основных видов движений: бега, ходьбы, метании лазании;

4.        Продолжить формировать навык ориентировки в пространстве

5.        Вызвать положительный эмоциональный отклик на проведение досуга с родителями

«Кукольный спектакль «Мамы и малыши» - мамин театр

  1. Развивать у детей умение следить за действиями персонажей, адекватно реагировать на них.
  2. Создать доброе  и радостное настроение в ходе совместной деятельности мам и детей.
  3. Прививать детям и взрослым культуру восприятия театрализованных действий.

Мастер-класс «Кукла из ткани»

  1. Создать вместе с мамой  традиционную славянскую обережную куколку для игры.
  2. Через совместное творчество родителей и детей приобщать малышей к традициям народной культуры;
  3. Воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций.

Декабрь

Досуг «День рождение группы» с видео

  1. Создать радостное настроение в ходе совместного мероприятия.
  2. Организовать небольшие посильные выступления детей.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения к своих друзьям.
  4. Вызвать желание играть вместе подаренными игрушками.
  5. Продемонстрировать детям и родителям фильм из жизни детей в детском саду.

«Первые снежинки» - совместный коллаж

  1. Создавать предпраздничное новогоднее настроение в ходе совместной деятельности детей и родителей.
  2. Создать условия для освоения детьми способов рисования красками.
  3. Использовать украшенные снежинки для оформления группы.
  4. Стимулировать продолжение деятельности и предложить украсить снежинками свой дом.

«Украшение на ёлку» - продуктивная деятельность

  1. Расширять представления о зиме, новогоднем празднике, ёлке – символе нового года.
  2. Воспитывать в ходе выполнении поделок аккуратность, эстетичность
  3. Вырабатывать навык работы с цветной бумагой
  4. Знакомить детей при помощи родителей с приемами аппликации
  5. Вовлечь детей в совместное творчество с родителями.

Новогодний утренник

1.        Привлечь детей и взрослых к активному участию в празднике.

2.        Создать радостную, дружескую атмосферу, праздничное предновогоднее настроение.

3.        Формировать чувство сопричастности к общенародному празднику.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 

  1. Организация реализация Программы

На первом этапе первым шагом работы адаптационной группы должно стать родительское собрание, на котором представляется информация об адаптационной группе, о режиме работы, а также краткая информация об особенностях детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. На этом собрании родители получают буклеты с информацией о режиме работы детского сада, о специалистах, дополнительных услугах и т. д.

Перед началом работы группы проводится анкетирование родителей с целью первоначального ознакомления с семьями воспитанников, с уровнем развития навыков самообслуживания будущих воспитанников и опросом мнения родители по поводу готовности ребенка к детскому саду.

На первых занятиях присутствует педагог-психолог нашего детского сада, который проводит первоначальное тестирование детей в форме наблюдения. Для получения информации о каждом ребёнке: особенностях характера родителям предлагается заполнить анкету.

На основе мониторинга совместно с психологом и специалистами разрабатывается перспективный план, который является основой для проведения цикла занятий.

На первом этапе дети вместе с родителями посещают детский сад 2 -3 раза в неделю в вечернее время, с 18-00 до 18-30. Образовательная ситуация (далее – ОС) длится 30 минут. По определению Т. И. Бабаевой «образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка». ОС организуется совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и состоят из нескольких, которые охватывают все образовательные области.

В процессе ОС дети вместе с родителями лепят из солёного теста, моют мячи, рисуют, играют с мячами, двигаются под музыку и многое другое.  Родителям предлагается показать детям способ действия, затем дать возможность действовать самим, проговаривая «под руку» все действия своего ребёнка. Родители участвуют в продуктивной деятельности, по возможности только вербально.

Музыкальная, физкультурная и продуктивная части подчиняются основной теме блока занятий.

Примерное расписание занятий:

3 и 4 неделя августа

Вторник

18.00-18.30

Среда

Четверг

На втором этапе, когда дети начинают ходить в детский сад полный день, мероприятия с родителями проходят раз в неделю по четвергам, с 18-00 до 18-30 и становятся более разнообразными: мастер-классы, мамин кукольный театр, совместная продуктивная деятельность, развлечения, сюжетно-ролевые игры и игры в центре сенсорики. Всего 16 занятий.

Примерное расписание занятий:

Сентябрь-декабрь

Каждый четверг

18.00-18.30

За время адаптационного периода проводятся родительские собрания: «Кризис трех лет: понять и помочь», «Рисунок – форма детского мышления».

На заключительном этапе проводится анкетирование родителей и диагностика детей.

Осуществление программы на всех этапах предполагает прямую связь педагогов, работающих с детьми и родителями, с другими специалистами дошкольного учреждения:

  • заведующий учреждением осуществляет общее руководство реализации программы;
  • заместитель заведующего решает организационные вопросы, связанные с проведением занятий;
  • старший воспитатель осуществляет методическое сопровождение цикла занятий и мероприятий;
  • воспитатель непосредственно проводит все занятия и мероприятия с детьми и родителями;
  • психолог проводит наблюдение за детьми и родителями, а также оказывает консультативную помощь педагогам и родителям;
  • музыкальный руководитель работает непосредственно с детьми и родителями, проводит музыкальную часть занятия;
  • инструктор по физическому воспитанию проводит часть занятия, методом наблюдения оценивает физическое состояние детей на момент поступления в группу адаптации, на конец посещения группы, проводит сравнительный анализ физического состояния детей, посещавших группу и не посещавших её, а так же оказывает консультативную помощь педагогам;
  • медицинский работник оценивает динамику заболеваемости детей, посещавших группу и не посещавших её.

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Материально-техническое обеспечение

Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенных средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и потребностей дошкольников. Для реализации Программы необходимы условия:

  1. В образовательном процессе необходимо использовать педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
  2. Организация воспитательной работы должна предусматривать наличие условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
  3. Необходимо использовать дополнительный материал для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, художественными произведениями и т.д.
  4. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
  5. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

Для реализации Программы в ДОУ имеется:

  • средства ИКТ: интерактивная доска и проектор для демонстрации родителям презентаций, видеороликов, ноутбук;
  • оргтехника;
  • музыкальный зал с фортепиано и с музыкальными инструментами: погремушки, колокольчики, бубны т.д;
  • спортивный зал с необходимым оборудованием и достаточным количеством разнообразного инвентаря;
  • аудиотека с музыкой;
  • оборудованная развивающая предметно-пространственная среда в группе (Приложение 7);

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста (Приложение № 7).

Содержание предметной среды в группах должно отвечать принципу целостности образовательного процесса. Образовательный процесс организуется согласно тематическому планированию и наполняемость среды должна меняться в соответствии с темой недели и месяца. Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Групповая комната  в детском саду представлена тремя основными  зонами:

1. Рабочая

2. Активная

3. Спокойная

При построении развивающей среды в группе я учитываются  принципы построения развивающей среды:

- принцип открытости и доступности;

- гибкого зонирования;

- стабильности–динамичности развивающей среды;

- полифункциональности;

- безопасности.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Это позволяет детям реализовывать свои представления и замыслы в играх и продуктивной самостоятельной деятельности.

         Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации’’- М.: ТЦ Сфера .2008.
  2. Айрих О.А. «Эмоциональное развитие детей в первой младшей группе». Волгоград «Издание» 2008 г.
  3. Бабунова Т.М. «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.
  4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. «Учитель» – 2006 г.
  5. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 года. Социальное развитие, окружающий мир». Москва «Сфера» 2009 г.
  7. Давыдова О.И., Майер А.А. Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
  8. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель». - ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.
  9. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. Ростов на Дону Феникс – 2008.
  10. Заводчикова О.Г. Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение. 2007.
  11. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю Социальная адаптация малышей в ДОУ. М.: ТЦ Сфера,2011. -128 с.- (Библиотека Воспитателя)
  12. Иванова Т.В. Адаптация ребенка к ДОУ. «Корифей» – 2009.
  13. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. «ТЦ Сфера» – 2008 г.
  14. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. «Воронеж» – 2010.
  15.  Королева Т.В. «Игры с красками». Москва «Сфера» 2009 г.
  16. Кочетова Н.П., Григорьева Г.Г., Груба Г.В.: Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей. - Просвещение, 2007 г
  17. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого–педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2010
  18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008.
  19. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. «ТЦ Сфера» – 2005 г.
  20. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
  21. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. - СПб. ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО -ПРЕСС '',2009.
  22. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста». Санкт - Петербург «Детство – Пресс» 2011 г.
  23. Овчинникова Т. С., Черная О. В., Баряева Л. Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика КАРО, 2010
  24. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. - Гамма Пресс 2000, Лада, 2005
  25. Павлова Л.Н. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трех лет. «Мозаика - синтез» Москва – 2003 г.
  26. Петрова И.А.: Музыкальные игры для дошкольников. - Детство-Пресс, 2011 г.
  27. Проценко Т.А. Оздоровительные игры для малышей. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.
  28. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста.
  29. Разенкова Юлия, Андросова М. Н., Груничева Светлана, Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками, мячом… – со всем, что под рукой с рождения. - ЛитРес, 2015
  30. Русаков А.С. '' Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. '‘ - СПб. Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010.
  31. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада (управление процессом, диагностика, рекомендации). «Волгоград» – 2010г.
  32. Севостьянова Е: Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ, М, 2005
  33. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. - М.: МОЗАИКА_ СИНТЕЗ, 2010.
  34. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику рук/ Ткаченко Т.А.-М.: Эксмо, 2010.
  35. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Санкт - Петербург, Детство-пресс 2012.
  36. Фисенко М.А. «Физкультура. Первая младшая группа». Волгоград «Корифей» 2008 г.
  37. Шанина С., Гаврилова А. «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год.
  38. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет. Волгоград: Учитель,2009.
  39. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Москва 2009 год.
  40. Сто лучших пальчиков игр / Сост. В.Г. Дмитриева. - Москва: АСТ, 2015
  41. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ сост. Т.В.Калинина [и др.]- Волгоград: Учитель, 2013.
  42. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст: Пособие для воспитателя дет. сада /Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.Н. Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой - М.: Просвещение, 1985.
  43. Приглашает детский сад! (О группах кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
  44. "Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. ФГОС ДО"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа «Малыши играют в шахматы» (автор: В.Г.Гришин)

Парциальная программа «Малыши играют в шахматы» (автор: В.Г.Гришин)...

Парциальная программа «Малыши играют в шахматы»

Парциальная программа по обучению детей игре в шахматы...

Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет "Малыши-крепыши"

        Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет "Малыши-крепыши"...

"МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ" парциальная программа физического развития детей 3–7 лет О.В. Бережнова, В.В. Бойко

Малыши-крепыши» — это современная интегративная развивающая программа нового поколения, обеспечивающая физическое развитие детей 3–7 лет в контексте преемственности дошкольного и на...

Парциальная программа "Малыши играют в шахматы"

Парциальная программа "Малыши играют в шахматы"...

Парциальная программа "Малыши-Карандаши"

Парциальная программа "Малыши-Карандаши" по художественной деятельности для детей старшей возрастной группы. Содержит целевой, содержательный и организационные разделы....