"Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания в ДОУ посредством ознакомления дошкольников с народными играми Курского края"
методическая разработка

Веревкина Ольга Александровна

Применение игровых технологий с дошкольниками, используя народные игры Курского края

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Добрый день! Я, Веревкина Ольга Александровна музыкальный руководитель детского сада №126 города Курска.

2.Тема: «Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания в ДОУ посредством ознакомления дошкольников с народными играми Курского края»

Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться опытом как организовать работу  по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ и продемонстрирую применение игровых технологий в работе с дошкольниками, используя традиционные народные игры курского края.

3. Актуальность : Дети нового поколения, к сожалению, мало знают о родной стране, особенностях народных традиций и о своем городе. Все чаще мы слышим о равнодушии к близким людям. Мы обижаемся на тех, кто не проявляет сострадания к чужому горю. Ребенок не рождается добрым или злым, он чистый как лист бумаги. Все, что запишем, с тем и будем жить. От того, какие качества и знания ребенку привьют родители и педагоги, зависит его будущее и будущее нашей страны! Поэтому основная задача – как можно раньше начать воспитывать в детях любовь к родной земле.

Проблема: как научить детей любить свою Родину уважать её народные        

и историческую память?

 4. Цель: Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа, воспитание патриотических чувств через народные игры Курского края

ФГОС ДО обозначил основные задачи о формировании у детей представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных  ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

 4. С чего начать? Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, конечно же с игры! С народной игры! которая близка по духу русскому человеку, доступна и понятна детям.

         

5.Значимость народных игр

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились

 и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в       поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Отечеству и родному краю.

6. Задачи

  • создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через песенный фольклор, традиционные подвижные игры Курского края;
  • расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и настоящем, о его особенностях посредством знакомства дошкольников с народными курскими играми;
  • формировать чувство причастности к истории малой родины
  • развивать речь, коммуникативные качества используя все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
  • развивать интерес детей к Курским народным играм и умение в них играть;
  • способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей посредством внедрения народных игр в различные виды деятельности дошкольников.

7. Особенности курских народных игр

Русские народные игры развивают у детей инициативность, стремление к достижению цели, и складываются на основе социальных и духовных ценностей русского народа. В нар играх столько шуток,задора, ярких образов, любимых детьми считалок, закличек, зазывалок,  …

А ведь этим и богаты традиционные народные игры Курского края. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, характер народа. Т.о ребенок получает через игру разнообразную информацию Здесь мы можем помочь детям узнать о том, как росли, во что играли, как трудились их бабушки и дедушки.  Осуществляется связь и преемственность поколений.

8. Формы работы

Игры Курского края многофункциональны, их использование разнообразно: в  образовательной деятельности -занятия, досуги, развлечения, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей в детском саду и дома.

По содержанию курские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Классификация их разнообразна, условно можно разделить на семейные, трудовые, празднично-игровые.

Важно отметить  здоровьесберегающий компонент. Играя ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Такие игры помогают осуществить интегративный подход при

организации образовательного процесса и решить задачи в разных областях:

1) развивать мышление, воображение, активизировать умственную

деятельность, воспитывать, активность, (образовательная область

«Познавательное развитие»)

2) создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству,

формировать чувство причастности к истории Родины через

ознакомление с народными праздниками и традициями

( образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

3) развивать двигательную активность и физические качества

( образовательная область «Физическое развитие»)

4) знакомить с различными видами фольклора –

хороводы, народные песни, считалки, загадки и др. (образовательная область «Речевое

развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).

Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:

никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;

  • использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки,

игрушки)

  • создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;
  • быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
  • не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;
  • участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий

непосредственный интерес к ней;

  • создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой;

  Вывод: Применение игровой технологии использования народных игр Курского края в разнообразных сферах жизни ребёнка дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его знаний о своей малой родине, способствует воспитанию чувства гордости за свое Отечество и уважения к богатому культурно-историческому наследию своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Презентация к педсовету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Презентация к педсовету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...

Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...