Организация игровой деятельность в детском саду
учебно-методический материал

Кругова Светлана Александровна

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

«Профессиональная деятельность педагога-психолога в ДО»

 

на тему: «Организация игровой деятельность в детском саду.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugova_diplomnaya_rabota.docx106.55 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Институт современного образования»

(АНО ДПО «Институт современного образования»)

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

«Профессиональная деятельность педагога-психолога в ДО»

на тему: «Организация игровой деятельность в детском саду.»

Выполнил (а)  Кругова С.А.

Воронеж 2022

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

2

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

6

1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры в детском возрасте.

6

2. Структура игры и этапы ее развития.

10

3. Организация игровой деятельности детей в детском саду.

14

4. Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире.

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

24

Приложение №1 СХЕМА №1 "Разновидность игр в дошкольном возрасте"

26

Приложение №2 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

27

Приложение №3 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

28

Приложение №4 ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

30

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность исследования заключается в том, что игра имеет очень важное место в дошкольном мире, игра помогает осваивать окружающую реальность и обретать более естественный и доступный путь освоения знаний и умений. Однако есть вопрос о том, что её нужно рационально организовать и применять в процессе образования дошкольников, для чего требуется более подробное и детальное изучение.

        Игра - эффективное средство формирования дошкольной личности, морально-волевых способностей ребенка. Игра не просто развивает, воспитает и социализирует, а дает отдых, делает досуг интереснее, добавляя множество сюжетов, тем о жизни и работе человека, не теряя своей самоценности. Дети, не понимая этого сами, учатся в игре решать сложные жизненные проблемы.

        У каждого нового поколения детей меняется игровое пространство детства. Социализация современных бабушек и дедушек проходила на улице, где они дни напролёт гоняли мячи, играли в «салки», «прятки»,  прыгали на скакалках. Их дети уже не слишком активно участвовали в дворовой субкультуре. Современное поколение вообще предпочитают индивидуальные игры, компьютерные. Однако это предпочтение формируется во многом вечно спешащим взрослым: многие работающие мамы и папы просто не имеют времени, бабушки и дедушки живут отдельно, многие работают, да и воспитатели постоянно готовят детей в школу. Этот тренд характерен не только в нашей стране, но также и во всем мире. Ученые, педагоги в разных странах говорят, что необходимо вернуть право на игру детям.

         В условиях применения Федерального государственного образовательного стандарта для дошкольных образовательных программ существенное отличие - исключение из учебного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям детского развития на этапе детского дошкольного возраста. Для педагогов дошкольных учреждений актуальным становится поиск иных форм и методик работы с ребенком.

Ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте - игра. При правильной организации игра создаёт условия для того, чтобы развивать физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, формировать предпосылки для учебной деятельности, обеспечить социальную успешность ребенка. Три взаимосвязанных линии в развитии ребенка: ощущение-познавание-творение гармонично входят в естественную среду ребенка – игру, которая одновременно для него является развлечениями, способами познания мира человека, предмета, природы и сферой применения своих фантазий.

 При организации дошкольной игровой деятельности при введении ФГОС необходимо ориентироваться на нормативно-правовую документацию.

Эти документы являются принципиально новейшими документами модернизации дошкольной системы, такими как: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.05. 1995 61-19-12 «О психологических требованиях для игр и игрушек в современном мире»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 Марта 2014 года. 03-52-46 в 14-03. Основные требования по содержанию развивающейся среды дошкольных детей, воспитанных в семье, Федеральный закон от 29.12.2010 г. 436 ФЗ «О защите ребенка от информации, которая вредит его здоровью, развитию»; Приказ Министерства науки и высшего образования от 17.10.2013 г. 1155 "О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольных образовательных учреждений"; Постановление Главгосстрада Российской Федерации от 15 мая 2005 г. 2013 - 26" Утверждение СанПина 2. 4. 1. "Санитарно-эпидемиологическое требование к устройству и содержанию режима работы в дошкольных учреждениях". Эти документы вносят значительные изменения в определение юридического поля содержания дошкольной системы, раскрывают необходимость пересмотреть организационные и содержательные аспекты дошкольной системы, а также решают много вопросов, связанных с развитием дошкольной игровой деятельности.

Существенным изменением в игровой активности детей, отмеченном не только психологами, но и  большинством опытных педагогов дошкольного возраста, стало то, что в детском саду дети стали играть меньше, хуже, особенно снизилось  количество и длительность сюжетно-ролевых игр.

Игра «уходит» из детского сада.

Существует несколько причин для этого:

1. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без них развивать игру невозможно. Большую часть впечатлений детям дают телепередачи, качество которых, к сожалению, желает лучшего.

2. Игра является отображением жизни взрослых: играя ребенок им подражает, моделирует различные ситуации, взаимоотношения. Современные дети практически не видят своих родителей, даже не представляют кем они работают.

3. Взрослые не играют. Ребёнка игре нужно обучать..

4. Желание «угодить» родителям, и в результате педагоги делают только то, что «занимаются» с детьми и стараются дать детям больше знаний, к сожалению, времени на игру практически не отводится.

5. Скудность образовательной среды, которая не позволяет детям играть с использованием современных игрушек и игр.

Цель данной работы: изучить современную организацию игрового процесса дошкольников детского сада

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследованию сущности игры, её особенностей

2. Раскрыть психолого-педагогическое обоснование сущности игры в детском возрасте;

3. Рассмотреть изменения организации игровой деятельности на современном этапе развития общества.

Планируемый результат: раскрыта психологическая обоснованность сущности игрового процесса в детстве; представлена структура игрового процесса и стадии его развития; выявлены аспекты современной организации игрового процесса дошкольников детского сада; предложены рекомендации педагогам и родителям по организации игрового процесса современного ребенка.

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры в детском возрасте

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

Исследованиями в этой области занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Теорию становления игры и развития игровой деятельности изучали Л.C.Выготский [1, с. 20], Д.Б.Эльконин. Развитие игры в раннем возрасте детей исследовали С.Л.Новоселова, А.Н.Фролова и др. Основы игры со стороны психологии даны в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина [21, с. 45] и др. Основные положения – восприятие  игры как личностного понятия, средства социализации, приобщение ребенка к миру взрослых, культуре общества.

Игра зарождается из условий жизни ребенка, общества и отражает эту ситуацию. В ней происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым» (Д.Б.Эльконин).

В раннем детстве взрослые знакомят ребенка с окружающей средой, в ходе общения передают ему определенные опыты и знания о действиях с предметами, о взаимоотношениях между людьми. Ребенок закрепляет полученный опыт в играх, что крайне важно, чтобы полноценно развиваться.

В творчестве Л.С.Выготского игра является ведущей деятельностью, то есть определяет развитие ребёнка. Когда же она зарождается и когда становится ведущей деятельностью?  Ребенок в раннем возрасте может познать что-то, только действительно ощущая, пробуя, испытывая. Действия «в уме» для него пока не доступны, а к ним способен уже младший дошкольник. Откуда этот «ум» и, каким образом, возникает внутренний план действий? Он сформирован именно с помощью игры! Поначалу развернутые игровые действия заменяются жестами, потом словами, а потом начинается полностью игра-фантазия. К тому же только в играх значение объекта отвлекается от самого предмета. Все остальные действия ребенка реальны. И в игре действовать можно только с точки зрения значения и не самого предмета. Идеальное и материальное разделяются. Создается идеальное действо, закладываются основы теоретического  мышления, закрепляется, по мнению А.В.Запорожца, первый этаж общей ступени мышления человека. В этом и заключается главная роль игры в умственном развитии детей.

Один из самых крупных ученых и исследователей игр нашего времени, С. Л. Новоселова, дала одновременно  очень  образное  и точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». В игре почти, то есть в действиях, становится доступен весь мир. Малыш не может ездить на машине, а особенно управлять космическим кораблем, оказаться в горах или на севере, а тем более попасть  в прошлое или будущее. В игре всё возможно.

Игра является неотъемлемой частью для социальной подготовки ребенка, в этой игре он выбирает себе ролевые поведения, начинает разбираться во многих нюансах поведения человека. Учится соблюдать определенные правила поведения, а это значит, что без полной игры он не сформирует такого важного качества, как произвольность его  деятельности. По мнению известного психолога Л.И. Божович, игра - это механизм, переводящий потребности взрослого к потребностям самого ребёнка. Но игра не просто практическое овладение «будущими», взрослыми отношениями, благодаря хорошему проигрыванию своей роли. В процессе игры происходит формирование реального общения со своими сверстниками: умение договориться, слушать другого, порой пойти на компромисс или настаивать на своем для продолжения игры, а главное - чтобы игра была интересна всем!

Есть еще другие, очень важные качества, формируемые в самодеятельных играх дошкольников – активность, инициатива. Чтобы поддерживать интересную и захватывающую игру, ребенку необходимо приложить всю фантазию, уметь играть с любой мелочью, если возникает затруднение найти выход из любой ситуации, моделируя и переживая разные ситуации в действии. В игре ребенок, обладающий опытом такого вариативного подхода к различным проблемам, легко переносит его на другие сферы деятельности, а «недоигравший» часто  боится совершить ошибку.

Часто, воспитатели не всегда игровой деятельности уделяют должное внимание, а многие из родителей просто не понимают развивающий потенциал игры и ее роль в жизни дошкольников, нередко предпочитают игре иностранные языки, чтение, письмо, риторику, даже философию. На самом деле, чем больше ребенок знает и умеет, тем в более выгодных условиях он  будет в сравнении со своими собратьями. Впрочем, мы можем учить ребенка сколько хочется и чему хочется, но что будет усвоено из этого?

Л. С. Выготский, которого в психологии называют Моцартом, совершенно точно предсказал многие вещи, которые потом подтвердились экспериментально, по его словам, если в раннем возрасте ребенок не способен обучаться по взрослой программе, то школьник младших классов полностью способен. Дошкольник может обучаться по взрослой программе только в том случае, если программа становится своей. А при чем тут игра? Игровые формы делают многие задачи для ребёнка интересными и понятными. В первую очередь в самодеятельных детских играх, которые возникают по собственной инициативе ребенка, возникают те психические способности, без которых обучение просто будет невозможным. Во-вторых, играя, дети получают возможность попрактиковать полученные знания, при этом усваивая и понимая их. Без таких практических апробаций любое знание становиться абстрактным, ненужным и забывается. Для дошкольников важны игры, поступающие от него, собственная инициатива, сюжет, который он сам выдумывает – сюжетно-ролевые (режиссерские). В них он развивается всесторонне. Они появляются не на пустой площадке. Любая другая игра, инициатором которой является взрослый, льет воду на мельницу развития самодеятельной игры. Ребенку важно иметь игровую культуру во всей ее разнообразии: в ранних и младших дошкольных возрастах - сюжетные и образные игры, ребенок возвращается к тому, что видит вокруг, а затем появляется самодеятельная сюжетная игра, ребенок придумывает сюжеты, интересные ему, сам придумывает, в старших дошкольных возрастах - уже игры с правилами. Не стоит недооценивать и такие игры, как экспериментальные игры, различные народные игры, подвижные, досуговые.

Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Игра – это явление сложного и разностороннего характера. Игры могут быть разными (Приложение №1. Схема №1). Можно выделить следующие игровые функции:

Функция обучения – развитие общих учебных навыков и умений, например памяти, внимания, восприятия и т.д.

Функция развлечений - создать благоприятную атмосферу на занятии, превращать занятия, другие формы общения с детьми из скучных мероприятий в увлекательные приключения.

Коммуникационная функция – объединение детей с взрослыми, установление эмоционального контакта, развитие коммуникативных навыков.

Функция релаксации - снимает эмоциональное физическое напряжение, вызванное нагрузкой нервной системы ребенка в результате интенсивных занятий, труда.

Психотехнические функции - формирование навыков подготовки вашего психического состояния к более эффективному действию, перестройка психического состояния к интенсивному усвоению.

Самовыражение является стремлением ребенка к реализации творческих способностей в игре, полностью раскрытия своего потенциала.

Функция компенсации - создание условий для достижения личностных амбиций, которые трудно выполняются в реальном мире.

Игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации,  самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять,  а что отвергнуть в окружающем мире.

Хорошая игра для детей – это эмоциональная насыщенная игра, в которую ребенок полностью погружен. Чем больше круг, отображаемых в игре, явлений и событий, тем лучше. Таким образом, если дошкольник играет в парикмахерскую и полицию, больницу и школу, то  игры старшего возраста уже намного интереснее, связаны с приключениями, подвигами и путешествиями. Игра постепенно приобретает «многоаспектный» характер, ребенок не только придумывает сюжет, но и развивает его. Игра  может длиться достаточно длительное время: от дней до недель, даже месяцев включая в себя, новые знания, новые объекты и новых героев. Ребенок активно создает предметный мир в своей игре, если это режиссерская игра или какой-то её атрибут, если это сюжетно-ролевая игра. Здесь игра так тесно сочетается с продуктивной деятельностью, что уже практически невозможно их разграничить. Рисование, творческие работы становятся действительно мотивированными – значимыми самому ребенку, расширяя его знания и наделяя опытом, сам процесс изготовления игрушек, хоть замедляет игру по времени, часто открывает новую возможность для создания сюжетной истории.

2. Структура игры и этапы ее развития.

Основные структурные элементы игры: замысел игры, сюжет или содержание игры; действия игры; ролевые действия; правило, которое диктуется самим игровым сюжетом и создается детьми, или предлагается взрослым. Эти компоненты тесно связаны.

Игровой замысел–общее определение того, как  и во что будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. Игры по игровому замыслу можно разделить на группы:

отражающие бытовые явления (игры в «больницу», в «школу», в «парикмахерскую» и т.д.);

отражающие созидательный труд (строительство магазина, стройка дома...);

отражающие общественные мероприятия, традиции (праздники, чаепитие, путешествия и т. д.).

Такое разделение их конечно условно, поскольку игра может содержать отражение различных жизненных событий.

Сюжет игры – представляет собой ее живую ткань, определяет развитие, выбор и взаимосвязь игровых действий, отношения детей друг к другу во время игры. Содержание игры делает ее более интересной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурная особенность и центр игры - роль, выполняемая ребенком. В зависимости от того, какое значение имеет роль в игре, многие игры получают название ролевой или сюжетно-ролевой. Роль постоянно соотносится с человеком или животным, с воображаемыми действиями, поступками, взаимоотношениями. Ребенок входит в свой образ и играет определенную роль. Но дошкольник не только играет, он живет в этом образе, верит в реальность игры. Изображая, например, полицейского, он отражает не все его действия, а только те особенности, которые нужны в процессе игры: ищет преступника, носит пистолет, заботится о мирных людях. В процессе игры ребятами (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются определенные правила, регулирующие поведение и взаимоотношения  игроков. Они делают игры более организованными, придавая им устойчивость, закрепляя их содержание и определяя дальнейшее развитие и совершенствование.

Роль осуществляется в игровых действиях, которые, прежде всего, воспроизводят реальные действия, но при развитии ребенка они приобретают все более общий и сокращенный характер, сохраняя логику и последовательность их выполнения. После этого они смогут перейти во внутренний план посредством этапа их речевого выполнения, ребенок больше не действует на игровой предмет, а говорит о действиях.

В играх могут быть использованы предметы в форме изобразительных игрушек (предметы, представляющие собой уменьшенную копию реальных вещей, специально созданных, чтобы организовать игру ребенка), так и в форме замены одного предмета другим (с соответствующим переименованием). Замещение является важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой игры.

Наконец, еще одним компонентом структуры сюжетной игры является реальная взаимосвязь играющих детей как партнеров в совместном игровом процессе. Функции реального взаимодействия включают в себя планирование игрового сюжета, распределение ролей, игровых предметов, контроль развития сюжета, выполнения ролей со стороны сверстников-партнеров, коррекцию их. Если игровое отношение определяется содержанием ролей, выполненных детьми, их реальное отношение зависит от особенностей развития личности.

Все эти элементы структуры игры имеют более-менее типичный характер, но имеют разные значения и различные взаимосвязи в разных играх.

Как развивается игра в детстве дошкольников?

Известный психолог Д.Б.Эльконин связывал развитие игр с динамикой развития ребенка. У детей развитие игры проходит четыре стадии.

Первая стадия. Основное содержание игры - действия с объектами. Они выполняются в определенном порядке, хотя часто они нарушаются. Сюжетная цепочка действий выражает сюжетный характер. Основными сюжетами являются бытовые сюжеты. Действия являются однообразными, часто повторяющиеся. Роли не обозначены. На первой стадии сюжетно - ролевой игры дошкольники играют охотно вместе со своими родителями. Самостоятельные игры кратковременны. Обычно стимулом для возникновения игр являются игрушка или предмет-заменитель, который был использован в игре ранее.

Вторая стадия. Как и на первой стадии, основная часть игры заключается в действиях с объектом. Однако сейчас эти действия фиксируются последовательно, в зависимости от роли, которую уже обозначают словом. Правилом становится последовательность действий. Первое взаимодействие участников происходит на основе игры в общую игрушку. Носит кратковременный характер. Основными сюжетами являются бытовые сюжеты. Игра повторяется многократно. Дети используют любимые игрушки. В игре принимают участие 2-3 игрока.

Третья стадия. Основным содержанием игры остаются действия с объектами. Однако их дополняют действия, направленные на установление контактов с игроками. Роли чётко обозначены, распределены вплоть до начала игрового процесса. Игрушки выбраны и добавляются по ходу игры в зависимости от роли. Логика и характер действий, их направление определяются ролями и становятся основными правилами. В игре чаще происходит совместное действие, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Увеличивается время игры. Сюжет становится более разнообразным: дети в игре отражают не только жизнь, но труд взрослого человека, яркие явления общественности.

Четвертая стадия. Основным содержанием игры является отражение взаимоотношений и взаимодействия взрослых. Тематика игры разнообразна: ее определяют не только прямой, но опосредованный опыт детей в обыгрывание сцен литературного произведения, кинофильма, телепередачи и так далее. Игры являются совместными, коллективными. Объединения участников устойчивы. Они построены на интересах детей к одним и тем же играм, или на личных симпатиях. Игры в одном содержании не только продолжают повторяться, но развиваются, расширяются, существуют на протяжении длительного времени. Теперь в игре есть подготовительный этап: распределение ролей, выбор игрового материала, а порой и изготовлением игрушек-самоделок. Количество участников в игре - до 5 человек.

На четвертой стадии, т.е. до старшего дошкольного возраста ярко проявляется индивидуальная особенность игры и игрового творчества каждого ребёнка.

3. Организация игровой деятельности детей в детском саду

Основными проблемами детской игровой деятельности являются организация эффективной игровой площадки и грамотная организация детской игровой деятельности.

В игре есть комплексный метод управления. Он был предложен  С. Л. Новоселовой,  Е.В. Зворыгиной.

На данный момент в практике детских учреждений такой метод часто используется при условии наличия и взаимодействия следующих условий педагогической деятельности: активной деятельности детей, направленной на знакомство с окружающим; обучающих игр; своевременного изменения предметно-игровой среды, активного общения педагога и детей в процессе самой игры.

1. Планомерное обогащение детского опыта. В жизни, в ходе занятий, в прогулках, чтении книг, просмотре передач, ребенок осознает назначение предмета, смысл действия людей, смысл их отношений, формирует первые эмоции и нравственные оценки. Все это служит основой возникновения задумки игры и постоянного обогащения её содержания.

2. Чтобы переводить реальный опыт в игру, условный  план, для того, чтобы детям удалось усвоить способы воспроизведения реальности в игре, используют дидактические, театральные и другие обучающие игры. В них должны быть элементы инновации, вводящие детей в условную ситуацию и эмоционально приобщающие к  процессу овладения знаниями.

3. Своевременные изменения в игровой среде, подбор игрового материала и игр, способствующих закреплению в детской памяти недавних впечатлений от знакомства с окружающим и обучающих игр, которые учат детей самостоятельности и творчеству при решении игровых задач, что стимулируют дошкольников к разному способу воспроизведения реальности в игре. Предметно-игровая среда должна меняться, учитывая практический и игровой опыт детей. Важно не просто расширить тематику игр и игрушек, а подбирать ее по принципу различных степеней обобщенности изображения.

4. Чтобы закрепить в самостоятельной игре опыт деятельности, приобретенный детьми, необходимо общение с взрослыми в процессе игры. Коммуникация должна быть направлена на развитие прогрессивных способов решения игровых задач в каждом возрастном периоде. Педагог для этого усложняет проблемные игровые ситуации, учитывая  конкретный практический опыт детей и игровую среду.

Все элементы комплексной подготовки к формированию игры являются взаимосвязанными и одинаково важны в работе с ребятами разных возрастов. Достигнутые в результате такой подготовки уровни развития игрового процесса на данном возрастном этапе позволяют педагогу двигаться дальше с учетом новых возможностей своих детей.

Ранее говорилось, что одна из причин «ухода» игры из дошкольного учреждения - стремление воспитателей и педагогов  максимально приближать воспитательно-образовательный  процесс в детском саду к «школьной» модели. Практически всё время, а также внимание педагоги уделяют детским занятиям, забывая про важность самостоятельной игры в детском саду и её значение в развитии детей. «У нас нет времени на игру! Его очень мало», — говорят педагоги и воспитатели.

Время для игры есть. Оно заложено в любой комплексной программе дошкольного воспитания. При анализе программ и предлагаемых режимов дня, инструктивном письме «О требованиях к гигиене» и новым СанПиНам можно сделать вывод о том, что время на игру детей в детских садах отведено в режимах дня. Детям разной возрастной группы на игру дается от 3ч 15мин до 3ч 30мин. Главная цель педагогов - правильно использовать это время, всецело поощрять детей к самостоятельной игре, участвовать в ней и помогать детям овладеть новыми способами игр.

Рассмотрев руководство игрой дошкольников, можно сделать следующие выводы:

1. Игра должна быть независимой от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. У ребенка должна быть возможность освоить все более сложный  «язык» игры — общие способы его осуществления, которые увеличивают свободу творческого реализации собственных задумок.

2. Игра - это совместная деятельность педагога с детьми, где педагог является партнером по игре ребенку, игра на всех возрастных этапах - самостоятельная деятельность детей.

4. Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире

Кроме того, под воздействием стремительного развития жизни в обществе появились тенденции усилить его самостоятельность и одновременно признаются особые права ребенка, утверждает Фридман Л.М. Кроме того, под воздействием стремительного развития жизни произошли существенные изменения отношений между людьми и условиями жизни детей, которые не могли не сказаться на игре дошкольников.

Уже сейчас игра становится однообразнее и ограничена, в основном, семейной темой. Игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни, по мнению Н. Михайленко и Н.Короткова [12, с. 5]. Более того, у шестилетнего ребенка значительно снижаются игры на сюжеты, относящиеся к трудовой деятельности взрослых.

Педагоги и психологи в последнее время отмечают, что уровень ролевых игр для дошкольников снижается. Дети играют меньше, чем 20-30 лет тому назад.  Игры стали более однообразными и примитивными. Это, видимо, потому что дети становятся все более отдаленными от взрослого, не видят, не понимают взрослой деятельности, плохо знают их трудовые и личные отношения. В итоге, не смотря на огромное количество игрушек, сюжета для игры нет. При этом отмечается, что современный дошкольник предпочитает воспроизводить сюжеты, полученные из телесериалов, брать в свои игры роли телегероев. Это означает, что наше дошкольное поколение, которое слишком много проводит время у телеэкрана, лучше знает жизнь и отношения иностранных персонажей в фильме, чем окружающих  их настоящих взрослых. Впрочем, это не изменяет суть игры, ведь при всем разнообразии сюжетов за ними скрыта принципиально одна и та же тематика – деятельность человека, его действия и взаимоотношения.

За последние десять лет социокультурная ситуация в жизни ребенка существенно изменилась. В последние годы наблюдается разрыв поколений детей с родителями (А.Л.Венгер,  В.И.Слободчиков, Б.Д. Эльконин).. Постоянная занятость родителей уменьшает их роль в детском воспитании, что влечет за собой отчуждение детей и взрослых. В настоящее время наблюдается явный недостаток эмоционального и содержательного отношения с родителями, а также положительных отношений со сверстниками.

Сейчас в мире появились новые профессии, для детей суть которых закрыта (менеджер, специалист программного обеспечения, визажист, бровист, дизайнер и т.д). Характер взрослого поведения в таких случаях в игре невозможно смоделировать. В мире взрослых всё так усложнилось, что делает его закрытым  для детского понимания, а сфера возможности детского участия в работе взрослых практически свелась к нулю. В связи с этим утрачивается представленность идеального образа взрослости, совместная жизнь с взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка (Б.Д. Эльконин).

В современном мире также сокращается реальная способность включения дошкольников в совместные действия и общения со старшими детьми. Дети разных возрастов мало общаются, общение с соседями во дворах становится редким. Всё это мешает естественной передаче игровой активности от поколения  к поколению. В современном детстве активно внедряется новая информационная технология. По мнению ЮНЕСКО, 93%  детей сидят у телеэкранов более трех часов в сутки. Современные ребята в возрасте 3-5 лет смотрят телевизор около  28 часов в неделю. Телевизор, видео, компьютерные игры становятся обычной формой отдыха и основным источником впечатлений для ребёнка.

Что может быть источник содержания сюжетно-ролевой игры для дошкольников?  На этот вопрос есть разные мнения.

Р.И. Жуковская и Д.В. Менджерицкий утверждают, что творческий ребёнок играет, когда содержимое игры захватывает его ощущения. Таким образом, необходимо определять источники для развития содержания детской игры, формирования богатого воображения, развития ролевых действий. Р.И. Жуковская выделяет два типа источника: непосредственный детский опыт, возникающий стихийно, и опыт, организуемый  педагогом.

По словам Р.И.Жуковской и Д.В.Менджерицкой, стихийный опыт ребёнка является важным источником, но нередко поверхностным, поэтому взрослому нужно корректировать и направлять ребёнка.

Опыт, организованный взрослыми, представляет Р.И. Жуковская в несколько направлений: игрушки, экскурсии, прогулки, ответы на детские вопросы, чтение художественной литературы.

Н. Я. Короткова и Н. А. Михайленко в своих исследованиях придерживаются иной точки зрения об источниках содержания сюжетной игры: « ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций». К тому же свобода его определяется глубиной и широтой знаний, представлений об окружающем, обладанием способов деятельности, позволяющих воплотить знания в игру.

Современная жизнь ребенка наполнена телевизором, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками, различными секциями. У ребенка очень мало времени на игру дома и в детском саду. Между тем детям нравится играть, для них игра — самый любимый вид деятельности. Есть игры, которые не меняются многие десятки лет:  «Больница», « магазин», «детский сад», «чаепитие». Дошкольники XXI века играют в новые сюжетно-ролевые игры: «Салон сотовой связи», «Модельное  агентство», «Банк», «Кидбург» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста  играют в  военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры для детей отражают новый подход к новым ценностям, включая материальное благосостояние семьи, человека, новую социальную роль взрослых «Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель». Можно сказать, что в детских играх часто бывают трудности, характерные для современного периода, такие как необходимость заработать деньги.

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей, которое проявляется в том, что педагоги запрещают некоторые игровые темы, игрушки, которые делают игру ребенка закрытой от взрослых, чем раньше. Характерная особенность субкультуры современных детей происходит под воздействием формирующих влияний СМИ. Телевидение оказывает наибольшее воздействие на воображение дошкольников, что порождает стереотипизацию образов (Человек-паук, Барби и Кен, Синегаловый, телеведущая и т.д). На выбор роли и игрового сюжета влияет то, что происходит в реальности.

Часто игра связана с манипуляцией яркими, модными игрушками. Создавая игры, ребята опираются на телевизионную информацию и компьютерные игры.

Также игра сводится к накопительству, поскольку собрать всю коллекцию игрушек (скрепыши, сказочный патруль и др.)  в детской субкультуре считается достойным.

Парадоксом является то, что дети часто не умеют играть, не умеют развивать  игровой сюжет. Это во многом связано с тем, что ребенок в саду находится в окружении сверстников, детей, которые играют также как и он сам. Общение с детьми на территории двора ограничено из-за необходимости обеспечения безопасности на улице ребенка. Игровые опыты не передаются от старшего поколения к  младшему, ребята не успевают полностью проникнуть в «дух игры». Современный ребенок не может научиться играть. В этой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но, как известно, если ребята не умеют играть правильно, виноват сам педагог, то есть его низкий уровень игровой грамотности, игровой культуры. Обучением игры является механизмом естественной поддержки воспитателя ребенку. Он включает в себя прямое взаимодействие педагога с детьми во время игры, наблюдение за игрой дошкольников, изучение возможностей детской игры и перспектив ее развития. Воспитатель должен быть привлекательным для ребенка игровым партнёром, приносящим новое содержание и новые умения в детской игре.

Многие ученые, серьёзно встревожены о тенденции исчезновения игр из жизни детей, особенно в  старшем дошкольном возрасте. Анализ опыта работы дошкольных учреждений свидетельствует о глубоком противоречии между признанием роли игры в развитии дошкольника и очевидным выбором в пользу обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Творческим, сюжетным играм уделяют немного времени и их содержание часто не совпадает с особенностями субкультуры современных детей. Руководство дошкольными играми в детских садах несет отпечаток излишне дидактического характера и выполняется в соответствии с учебными занятиями. Таким образом, игра не является источником осознания внутренней силы малыша. Это влечет за собой необратимые потери в развитии психики ребёнка.

В итоге, можно отметить, что самодостаточная сюжетная игра для детей показывает, что она должна занимать одну из главных позиций педагогического процесса детского садика. Для этого необходимо применять специальные педагогические технологии, основанные на идее о сопровождающем взаимодействие педагога с ребенком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях игра теряет свою позицию. Детство теряет смысл уникального возрастного периода, где настоящим источником развития является игра и живое общение. Современные дети все реже включены в отношения взаимодействия, взаимопомощи, партнерские отношения. Редукция игры у дошкольников может оказать наиболее печальное влияние на личностное развитие подрастающих поколений.

Однако, зная про эти общепризнанные аргументы, игра продолжает вытесняться из системы дошкольного образования.

Причины того, почему игра уходит из детства дошкольников достаточно понятны. Во-первых, это незнание развивающего значения детской игры. Все чаще игра рассматривается среди взрослых как развлечения, как бесполезное занятие, противостоящее целенаправленному обучению и освоению полезных навыков. Этому во многом способствует ориентация взрослых (родителей, педагогов, специалистов) на обучение дошкольников. Приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее образование для многих родителей представляет собой более важное и полезное детское занятие, нежели игра. В то же время образование является преимущественно овладением знаниями и приобретением образовательных навыков, в основном чтением, счетом, письмом. Приоритет знания и учебного процесса вытесняют игру из жизни и учебного процесса детей дошкольного возраста.

Особое внимание уделяется и позиции родителей: формированию отношения к игре в качестве способа развития детей. В обществе возрастает ценность раннего интеллектуального достижения, однако значимость межличностной и моральной формы личности, которая так необходима для игрового процесса, уменьшается.

Недооценка родителями и воспитателями ведущей роли игры отрицательно сказывается на уровне игрового процесса, а также на развитии в целом личности современного дошкольника.

Стратегия воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях должна быть направлена, в первую очередь, на полноценное развитие игры, так как именно в игре зарождается и изначально развивается главные личностные новообразования дошкольного возраста. И мы,  взрослые  обязаны создать необходимые условия, для благоприятного развития игровой деятельности.

Полученные данные заставляют задуматься о создании более серьезных и ответственных отношений к играм дошкольников – как педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игр у дошкольников может оказать наиболее печальное влияние на личностное развитие подрастающих поколений. Ведь произвольность - не только поддержание позы неподвижности, и не только действия по правилам. Это осознание своего поведения, самостоятельности, ответственности, самоконтроля, внутренней свободы. Лишившись игры, дети всё это теряют. В результате поведение их остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от взрослого человека. Стратегия воспитания дошкольников должна не форсировать сроки начальной школы, а в первую очередь полноценно развивать игру, потому что именно здесь зарождается и изначально развивается главное личностное образование.

По результатам этой аттестационной работы можно сделать следующий вывод: игровая активность современных дошкольников будет эффективно развиваться при следующих условиях:

- организация богатой и доступной предметно-игровой среды в группе

 с достаточным количеством игр, игровых материалов, учебных пособий и т.д. по числу детей;

- коррекция игрового окружения группы, направленная на стимулирование развития игрового процесса;

 - создание эмоционально-благоприятной обстановки;

- организованность достаточного времени для организации игрового процесса в  воспитанно-образовательной деятельности;

- достаточная площадь для организации разных видов игры;

- организация предметно-игровой среды, учитывая половые, индивидуальные и возрастные особенности детей;

- создание условий для индивидуальной, групповой и коллективной игры;

- обеспечение информацией и впечатлениями для обогащения  жизненного опыта детей которые можно реализовать в играх;

- свободный выбор для детей любых игр;

- создание условий, позволяющих обогащать семейный опыт;

- повышение уровня компетентности педагогов по организации детской игровой деятельности.

В приложении к данной работе предложены методические рекомендации для педагогов и родителей, а также правила игр для дошкольников, составленные на основе используемой литературы и личного опыта работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, - 1966.
  2.  Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. М., - 2002.
  3. Головченко И.А. Игровая деятельность - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста/ И.А. Головченко//Конференция: Детство, отрочество, юность в контексте научного знания [Электронный ресурс], - 2013.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, - 2008.
  5. Гурченко, В. Дошкольная педагогика / В. Турченко. — М. : Флинта ; НОУ ВПО МПСИ, - 2012.
  6. Калинченко А. В. Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие, М., - 2004.
  7. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. Пособие для воспитателей/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, - 2010.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., - 2009.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», - 2000.
  10. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Согомоньян Н.В., Мордвиненко Н.Э. Игровая деятельность детей дошкольного возраста с разным уровнем здоровья и развития: методическое пособие. М, - 2010.
  11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., - 2009.
  12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., - 2015.
  13. Недоспасова В.А. Растем играя. М., - 2004.
  14. Некрасова В. А. Растем играя: сред. и ст. дошк. Возраст» Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: Просвещение, - 2004.
  15. Пенькова Л.А., Коннова «Развитие игровой активности дошкольников» Методическое пособие-МТЦ Сфера , - 2010.
  16. Степанова О.А. «Развитие игровой деятельности ребенка», Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, - 2009.
  17. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, - 2014.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Перспектива, - 2014.
  19. Шмаков С.А. Природа и структура игры // Проблемы воспитания, - 2011.
  20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., - 1999.
  21. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб, пособие / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, - 2008.

Приложение №1

СХЕМА №1

 "Разновидность игр в дошкольном возрасте"

https://pandia.ru/text/78/441/images/image003_140.gif

Приложение №2

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по организации игровой деятельности детей

1.  Педагогам следует стараться не тратить время, отведенное для игры.

2.   Создание игровой среды в зависимости от возрастных особенностей, учитывая уровень детского развития, игровой процесс должен быть динамическим. Игрушки и предметы, используемые для сюжетно-ролевой игры должны  располагаться в легкодоступных для детей местах. Детям должна быть предоставлена возможность создать игровую среду самостоятельно.

3. Большое место в руководстве детей занимают косвенные приёмы руководства, которые не мешают играть, поскольку только самостоятельные сюжетно-ролевые игры наибольшим образом способствуют развитию малыша.

4.   Воспитатель должен руководить игрой, основываясь на наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой воспитанников.

5. Педагогу нужно как можно чаще предлагать ребёнку роль «взрослого». Это стимулирует развитие самостоятельности детей.

Воспитателю следует обратить внимание на следующие вопросы:

- обеспечение условий возникновения, развития игрового процесса достаточного количества времени, наличие площадки для проведения игрового процесса, необходимых игровых пособий и правильного их расположения в группе, обогащение детьми впечатлений и хорошего самочувствия;

- знание методики руководства игрой; методов и приемов, направленных на поддержку и повышение эмоционального и положительного состояния ребенка; обеспечение игровой активности; своевременный переход с одной игры на другую, каким методом и приемом это достигается; направление детей к игре.

Приложение №3

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Позаботьтесь, чтобы ребенок обладал как можно более разнообразными играми и игрушками, которые нужно осознанно покупать, а  не накапливать беспорядочно.

2. Заранее договоритесь с ребенком о хранении и уходе за игрушками. Подумайте о том, как временно сохранить детские конструкции и строения. За нехваткой места для длительной демонстрации  «празднуйте результат» наградите автора аплодисментами, можно сделать зарисовку и так далее – а только потом уберите игрушки на хранение.

3. Вспомните о детстве и расскажете ребенку, как играли вы и ваши друзья.

При заинтересованности ребёнка, научите его.

4. Интересуйтесь, во что дети играют в детском саду. Понаблюдайте за играми дома.

5. Уважайте личность ребенка, соблюдайте поэтапность развития игрового процесса и не старайтесь искусственно его ускорить.

6. Тактично и ненавязчиво предложите ребёнку помощь в формировании игровой атмосферы. «Может, тебе понадобится  кастрюля для того, чтобы приготовить обед? Хочешь, я тебе помогу сделать для машины гараж?» и так далее. Отказ ребёнка воспринимать как должное, однако сообщите своему ребёнку, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь

7. Будьте инициативны, выражайте искреннее желание принять участие в игре.

8. Получив от ребенка согласие на Ваше участие в игре, интересуйтесь «А кто я буду?» и безусловно, благодарно примите свою роль.

9. В случае не понимания сюжета игры и желаний ребенка,

уточните у него.Это связано с характеристикой персонажа, его поведение и так далее. («Что я хочу сказать - доброе или злое?»)

10. Вживаясь в роль, проявляйте самостоятельность и инициативу, пытайтесь мотивировать действия того персонажа, которого вы играете. Если будут сложности, не теряйтесь, продолжайте играть и  спросите ребенка, что делать дальше.

11. После окончания игры вы выразите благодарность ребенку и выразите надежду, что он снова пригласит вас поиграть.

12. Уважайте детские игры.

13. Выражай одобрение, восхищение, что ребята могут играть самостоятельно «Какая ты  умница! Как тебе удаётся всё это самому придумать?"

14. Сопереживайте чувствам детей в игре - научитесь видеть смешные вещи, которые кажутся им смешными, грустить там, где грустно ребёнку и так далее.

15. Привлекайте внимания ребенка к педагогически ценным, эстетическим игрушкам и играм.

Приложение №4

ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Перед началом игры, подумай, во что ты будешь играть.

2. Задумайся, какие игрушки тебе понадобятся для игры.

3. С кем начал играть, с тем и завершай игру.

4. Играйте дружно.

5. К игрушкам относись бережно.

6. Игрушки должны содержаться в порядке.

7. Разговаривай с другом спокойно, по доброму.

8. если твой товарищ играет, не мешай!

9. Играй самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной организации игровой деятельности в детском саду

Почему наши дети разучились играть? Что мы можем сделать, чтобы вернуть  интерес  к игре....

Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду

Об использовании народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду....

Организация игровой деятельности в детском саду

консультация для педагогов и родителей...

Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду.

Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду....

Организация игровой деятельности в детском саду

Организация игровой деятельности в детском саду...

Организация игровой деятельности в детском саду

Организация игровой деятельности в ДОУ...

Успешная организация игровой деятельности в детском саду

необходимость организации игровой деятельности...