Использование игровых педагогических технологий в практической деятельности педагога.
статья

ЦЕЛЬ МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СТРЕМЛЕНИЕ К  МАКСИМАЛЬНОМУ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, УСИЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ДИФФИРЕНЦИРОВАННОМУ  И ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ ВНУТРЕННЕГО МИРА ДЕТЕЙ, К ТОМУ ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Эффективность использования в практической деятельности современных образовательных технологий.

Требования, предъявляемые к воспитателю, обусловлены современным состоянием общества ,социокультурной ситуацией, модернизацией дошкольного образования.

Цель моей профессиональной деятельности - стремление к максимальному уровню развития компетентности в области личностных качеств, усиление способности к дифференцированному и индивидуализированному восприятию внутреннего мира детей, к тому чтобы занимать по отношению к ним гуманистическую позицию в ходе образовательного процесса. Стремлюсь к саморазвитию, к самосовершенствованию и повышению навыков самоорганизации своей профессиональной деятельности. Все это позволяет мне реализовывать свою педагогическую деятельность на уровне профессионального мастерства.

Мое педагогическое кредо– помочь детям стать личностями. Воспитывать детей - это большая ответственность. Перед педагогом не просто ребенок, а будущий инженер, политик, врач или просто рабочий. Каким он будет? Добрым, сильным, открытым, чувственным, или замкнутым, раздражительным, агрессивным. Такие серьезные задачи решает на первый взгляд легкая, игривая профессия воспитателя. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому что такая атмосфера способствует раскрытию индивидуальности ребёнка.

 Игровые педагогические технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности. Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

При использовании игровых технологий в образовательном процессе, стараюсь создавать доброжелательностью обстановку, осуществлять эмоциональную поддержку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Игра полезна для развития детей, создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью игровых технологий, которые я использую  в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

 В своей деятельности использую следующие виды игровых технологий:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические

Сюжетно-ролевые игры. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В своей группе я организую следующие виды сюжетно-ролевой игры:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, поликлиника, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
  • Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
  • Игры на темы литературных произведений, кино- и телепередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

Результат: Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия. Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

Режиссерские игры, в которых воспитанники  говорят за куклу, выполняют разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу («Кукла Маша принимает гостей», «Маша и Миша делают ремонт»).

Театрализованные игры. Театрализованные игры – разыгрывание сказки («Репка», «Волк и семеро козлят», «Кот в сапогах») и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.Результат: Развитие способности быстро воспринимать текст, развитие поэтического слуха, помогает глубже понять идею произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства.

Строительно-конструктивные игры– разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения из конструктора, кубиков, настольного, строительного материала и оберегают их.

Также применяю игровой набор «Дары Фрёбеля».Комплект легко согласовывается с общеобразовательной программой ДОУ. Комплект является составной частью развивающей образовательной среды.Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Результат: В старшей и подготовительной группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления. В процессе строительных игр учу детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под моим руководством воспитанники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п. Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Дидактические игры(«Где такой же домик», «Что кому?», «Разрезанные картинки», «Натюрморт», «Сундук пирата», «Мой аквариум», «Чей нос?» и т.д.) – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.Результат: Содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.Результат:Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Результат применения игровых педагогических технологий: В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Занятия в форме игры интересны и занимательны, дети с удовольствием вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс. Воспитанники, проигрывая разные варианты, вырабатывает собственную стратегию поведения. Игра раздвигает границы возможностей детей, формирует внутренний план действия. Действие, сворачиваясь, ложится в основу обструкци.

технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природы отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Стремлюсь создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются технология сотрудничества. С помощью нее реализую  принцип демократизации образовательно-воспитательного процесса, равенство в отношениях с воспитанниками, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Совместно с детьми мы создаем условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, костюмы, персонажи, развлечения).

Результат. Выявление темпов развития позволяет мне поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.                                                                                                            

 Подготовила воспитатель МБДОУ д.сад№18 Осколкина О.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание вос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание вос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ...

«Волк и семеро козлят» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием игровых педагогических технологий во второй младшей группе

«Волк и семеро козлят»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием  игровых педагогических  технологий   во второй...

Педсовет "Внедрение информационно-коммуникативных технологий в практическую деятельность педагогов", уровень ДОУ, 2016г.

30 ноября 2016 года в  детском саду №51 прошел педсовет на тему "Внедрение информационно-коммуникативных технологий в практическю деятельность педагогов", на котором воспитатель, Шишова...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по Познавательному развитию во второй младшей группе по теме: «Весёлый автобус» с использованием ИГРОВЫХ педагогических технологий

Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур, посредством дидактических игр и игровых заданий....