Сообщение на методическом объединении на тему: «Технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников младшего возраста».
статья (подготовительная группа)

Сообщение на методическом объединении на тему:                           «Технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников младшего возраста».

    Все виды образовательной деятельности, в которые включены дети младшего дошкольного возраста, направлены на формирование важнейшего личностного новообразования – произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю!!!

   С самого раннего возраста у детей закладывается функция контроля за своими действиями (формируется произвольное движение, с 2 до 3 лет функции речи). В нашей группе находятся дети 3-4 лет! Один за другим дети включаются в игровые ситуации, предложенные воспитателем. Но не всем это сразу удается – есть ребята, к которым нужно подобрать «особый ключик»!

  Уже в этом возрасте (3-4 года) у детей появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Достигнув собственных первых успехов, видя успехи своих товарищей – дети учатся преодолевать трудности. Мы поощряем успехи детей, используя медали из Детского Календаря. Наша группа работает по программе «Миры детства- конструирование возможностей».

  В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна. Слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей реальные ощущения и способны запустить естественные механизмы их психики. Очень часто мы-воспитатели используем «Игры-превращалки», они являются основными помощниками в развитии саморегуляции у младших дошкольников.

   В нашей группе обучение детей всему проходит через игру. Играючи, ребенок овладевает умениями в каждой из сфер психофизической регуляции. Каждая же игра развивает сразу несколько сфер саморегуляции ребенка. 

 

 

Эмоциональная сфера:

   Способности детей в произвольной регуляции эмоций в младшем дошкольном возрасте мало развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Задача воспитателей учить понимать детей их эмоции, принимать и полноценно выражать их.  

Для этого мы проводим с детьми такие игры, как:

 «Угадай эмоцию» (Педагог на ушко водящему называет эмоцию «Сердитый мишка», «Радостный зайчик» - ребенок показывает, остальные угадывают.

«Я обиделся»! – один ребенок понарошку обижает другого, тот в свою очередь изображает обиду!

Учим определять эмоции героев сказок и даже эмоции природы за окном!

 

Коммуникативная сфера:

  Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность мы воспитатели стараемся развивать такими играми и упражнениями, как: «Ласковое имя» (Сначала дети говорят,  как ласково называет их мама. Потом называли ласково по имени своих друзей).

«Мирилки» - дети заучивают или воспроизводят мирилки, которые знают!

«Кому мяч»- воспитатель катит мяч ребенку и спрашивает: «Кто любит строить из кубиков больше всего?» Ребенок катит мяч воспитателю и называет Имя ребенка или говорит – мальчики или девочки!

Дети нашей группы уже в 3 года учатся принимать на себя роль!

Личностная сфера:

   Игра «Кто я»- в начале года мы учим детей называть свой пол: «Я – мальчик, Я- девочка». Описывать себя: «Я добрая, у меня светлые волосы, голубые глаза, я люблю играть в куклы». К концу года игра усложняется: дети сквозь окошко в листе бумаги смотрят на своего друга и описывают его! «Егор-он мальчик, любит строить из кубиков, у него очки!»

    В помощь развитию самосознания детей в нашем саду есть такие картинки на стенах. На них изображены лица детей-мальчиков и девочек. Дети, спускаясь по лестнице со второго этажа, занимают места возле картинок, которые они ассоциируют с собой! 

   В течении всего периода нахождения ребенка в детском (5 лет) саду мы формируем навыки самообслуживания согласно возрастным особенностям ребенка. Образцы формирования тех или иных навыков мы снимаем на видео и размещаем на страницах  Сайта нашей группы для родителей!

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

 

Волевая сфера:

 

   Подвижные игры с правилами - все вы их прекрасно знаете и мы тоже в них с детьми играем! "Солнышко и дождик», "Кот и мыши", «У медведя во бору», «Воробушки и кот», «Лохматый пес» - во всех играх дети учатся действовать по правилам!      

   На фото игра, которую мы проводим на занятиях по физической культуре – дети должны по команде бросить мяч и так же по команде бежать за ним.          

 

Психофизиологическая сфера:

  В любых настольных играх мы учим детей соблюдать правила игры! И если в начале года мы сами предлагали детям игры и выступали в роли ведущего, то с середины года дети сами организуются и выбирают водящего, которому подчиняются беспрекословно!

  В игре «Угадай, какой я» дети учатся изображать на своем лице эмоции – злость, радость, страх!

 Наш психолог Владлена Владимировна обучила нас приему расслабления для сброса психоэмоционального напряжения у детей. После того, как дети научились чему-то новому или сами научили чему-то героя, пришедшего к ним в гости, они ложатся на ковер, расслабляются, а герой поглаживает по спинке и называет ласково по имени каждого ребенка. 

  В нашей группе каждое утро происходит ритуал или «Утренний круг». Дети под одну и ту же песню встают в круг, берутся за руки и производят некие действия. Разучивают новые или с удовольствием повторяют уже полюбившиеся упражнения пальчиковой гимнастики или движения танца. Гимнастика и танцы подбираются согласно тематике недели! Такой ритуал придает детям уверенности (они делают что-то знакомое) и приводит к снятию психического напряжения!

 На видео мы с вами увидим, как дети под руководством психолога обучаются технике выразительного движения!

       В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор.

   Технологию Клубный час мы используем с 2018 года (будучи воспитателями детей старшего дошкольного возраста),  Эта технология позволяет детям приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.

  На фото вы видите «Ярмарку мастер-классов», на которой все педагоги делают короткий анонс своему мероприятию, а дети из всего представленного выбирают 3 самых интересных для них мастер-класса!

  Мы проводили несколько видов Клубных часов. «Деятельностный» - дети,  под незримым контролем взрослых, свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях, выбирают ту деятельность, которая им нравится.

  «Тематический»- каждый мастер класс был посвящен теме недели (согласно тематическому планированию). Как и в случае Деятельностного КЧ дети выбирали для себя 3 самых интересных мастер-класса, в которых и принимали участие!

«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по детскому саду, заходя в разные группы и наблюдая различную деятельность детей и педагогов. Они остаются в той группе, в которой их больше всего заинтересовало происходящее.

                               

После каждого КЧ дети оценивают свой опыт и свои чувства! (Что понравился, чему научился, кому помог, каким было твое поведение). Развивающее общение, такая технология, которая создает условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.

Исходя из опыта проведения  Клубных часов в нашем саду мы делаем выводы: педагогическая технология «Клубный час» дает свои положительные результаты.

Сегодня был первый опыт проведения КЧ с детьми младшего дошкольного возраста. У Гришаевой Т.Н. технология КЧ вводится со старшего дошкольного возраста. Мы сегодня рискнули и попробовали провести его с младшими дошкольниками.  Делать выводы мы можем с вами вместе, удалось или нет?! Можно и нужно ли вводить эту Технологию с младшего возраста?!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на методическом объединении на тему:                           «Технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников младшего возраста».

    Все виды образовательной деятельности, в которые включены дети младшего дошкольного возраста, направлены на формирование важнейшего личностного новообразования – произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю!!!

   С самого раннего возраста у детей закладывается функция контроля за своими действиями (формируется произвольное движение, с 2 до 3 лет функции речи). В нашей группе находятся дети 3-4 лет! Один за другим дети включаются в игровые ситуации, предложенные воспитателем. Но не всем это сразу удается – есть ребята, к которым нужно подобрать «особый ключик»!

  Уже в этом возрасте (3-4 года) у детей появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Достигнув собственных первых успехов, видя успехи своих товарищей – дети учатся преодолевать трудности. Мы поощряем успехи детей, используя медали из Детского Календаря. Наша группа работает по программе «Миры детства- конструирование возможностей».

  В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна. Слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей реальные ощущения и способны запустить естественные механизмы их психики. Очень часто мы-воспитатели используем «Игры-превращалки», они являются основными помощниками в развитии саморегуляции у младших дошкольников.

   В нашей группе обучение детей всему проходит через игру. Играючи, ребенок овладевает умениями в каждой из сфер психофизической регуляции. Каждая же игра развивает сразу несколько сфер саморегуляции ребенка.  

 

Эмоциональная сфера:

   Способности детей в произвольной регуляции эмоций в младшем дошкольном возрасте мало развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Задача воспитателей учить понимать детей их эмоции, принимать и полноценно выражать их.  

Для этого мы проводим с детьми такие игры, как:

 «Угадай эмоцию» (Педагог на ушко водящему называет эмоцию «Сердитый мишка», «Радостный зайчик» - ребенок показывает, остальные угадывают.

«Я обиделся»! – один ребенок понарошку обижает другого, тот в свою очередь изображает обиду!

Учим определять эмоции героев сказок и даже эмоции природы за окном!

Коммуникативная сфера:

  Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность мы воспитатели стараемся развивать такими играми и упражнениями, как: «Ласковое имя» (Сначала дети говорят,  как ласково называет их мама. Потом называли ласково по имени своих друзей).

«Мирилки» - дети заучивают или воспроизводят мирилки, которые знают!

«Кому мяч»- воспитатель катит мяч ребенку и спрашивает: «Кто любит строить из кубиков больше всего?» Ребенок катит мяч воспитателю и называет Имя ребенка или говорит – мальчики или девочки! 

Дети нашей группы уже в 3 года учатся принимать на себя роль!

Личностная сфера: 

   Игра «Кто я»- в начале года мы учим детей называть свой пол: «Я – мальчик, Я- девочка». Описывать себя: «Я добрая, у меня светлые волосы, голубые глаза, я люблю играть в куклы». К концу года игра усложняется: дети сквозь окошко в листе бумаги смотрят на своего друга и описывают его! «Егор-он мальчик, любит строить из кубиков, у него очки!»

    В помощь развитию самосознания детей в нашем саду есть такие картинки на стенах. На них изображены лица детей-мальчиков и девочек. Дети, спускаясь по лестнице со второго этажа, занимают места возле картинок, которые они ассоциируют с собой!  

   В течении всего периода нахождения ребенка в детском (5 лет) саду мы формируем навыки самообслуживания согласно возрастным особенностям ребенка. Образцы формирования тех или иных навыков мы снимаем на видео и размещаем на страницах  Сайта нашей группы для родителей!

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

Волевая сфера:

 

   Подвижные игры с правилами - все вы их прекрасно знаете и мы тоже в них с детьми играем! "Солнышко и дождик», "Кот и мыши", «У медведя во бору», «Воробушки и кот», «Лохматый пес» - во всех играх дети учатся действовать по правилам!      

   На фото игра, которую мы проводим на занятиях по физической культуре – дети должны по команде бросить мяч и так же по команде бежать за ним.          

Психофизиологическая сфера:

  В любых настольных играх мы учим детей соблюдать правила игры! И если в начале года мы сами предлагали детям игры и выступали в роли ведущего, то с середины года дети сами организуются и выбирают водящего, которому подчиняются беспрекословно!

  В игре «Угадай, какой я» дети учатся изображать на своем лице эмоции – злость, радость, страх!

 Наш психолог Владлена Владимировна обучила нас приему расслабления для сброса психоэмоционального напряжения у детей. После того, как дети научились чему-то новому или сами научили чему-то героя, пришедшего к ним в гости, они ложатся на ковер, расслабляются, а герой поглаживает по спинке и называет ласково по имени каждого ребенка.  

  В нашей группе каждое утро происходит ритуал или «Утренний круг». Дети под одну и ту же песню встают в круг, берутся за руки и производят некие действия. Разучивают новые или с удовольствием повторяют уже полюбившиеся упражнения пальчиковой гимнастики или движения танца. Гимнастика и танцы подбираются согласно тематике недели! Такой ритуал придает детям уверенности (они делают что-то знакомое) и приводит к снятию психического напряжения!

 На видео мы с вами увидим, как дети под руководством психолога обучаются технике выразительного движения!

       В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор.

   Технологию Клубный час мы используем с 2018 года (будучи воспитателями детей старшего дошкольного возраста),  Эта технология позволяет детям приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.

  На фото вы видите «Ярмарку мастер-классов», на которой все педагоги делают короткий анонс своему мероприятию, а дети из всего представленного выбирают 3 самых интересных для них мастер-класса!

  Мы проводили несколько видов Клубных часов. «Деятельностный» - дети,  под незримым контролем взрослых, свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях, выбирают ту деятельность, которая им нравится.

  «Тематический»- каждый мастер класс был посвящен теме недели (согласно тематическому планированию). Как и в случае Деятельностного КЧ дети выбирали для себя 3 самых интересных мастер-класса, в которых и принимали участие!

«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по детскому саду, заходя в разные группы и наблюдая различную деятельность детей и педагогов. Они остаются в той группе, в которой их больше всего заинтересовало происходящее.

                               

После каждого КЧ дети оценивают свой опыт и свои чувства! (Что понравился, чему научился, кому помог, каким было твое поведение). Развивающее общение, такая технология, которая создает условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.

Исходя из опыта проведения  Клубных часов в нашем саду мы делаем выводы: педагогическая технология «Клубный час» дает свои положительные результаты.

Сегодня был первый опыт проведения КЧ с детьми младшего дошкольного возраста. У Гришаевой Т.Н. технология КЧ вводится со старшего дошкольного возраста. Мы сегодня рискнули и попробовали провести его с младшими дошкольниками.  Делать выводы мы можем с вами вместе, удалось или нет?! Можно и нужно ли вводить эту Технологию с младшего возраста?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

            Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...

«Педагогическая технология«Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми....