Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии на тему

Поволоцкая Светлана Анатольевна

              Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей  дошкольного образования является развитие речи у детей. Педаагоги используют различные приёмы и методы для активизации речевой активности. Фольклор способствует развитию слухового внимания, дикции, чёткой, эмоционально выразительной речи, автоматизации плохо проговариваемых звуков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детский игровой фольклор16.23 КБ

Предварительный просмотр:

           Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей  

                                            дошкольного возраста

         Дошкольное учреждение – первое и главное звено в системе народного образования. Овладение родным языком является одним из главных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи. Поэтому актуальной задачей в современном дошкольном учреждении является развитие речевой активности детей. Педагоги на своих занятиях используют разные формы, методы и приёмы для развития коммуникативной функции.

                               

В работе над четкостью дикции используются чистоговорки. Они заучиваются наизусть, но можно применять и такой прием, как отраженная речь.

Для более быстрого запоминания чистоговорок применяются зрительная опора, забавные рисунки.

Также используются такие жанры игрового детского фольклора, как считалки. пестушки (песенки, которыми сопровождается уход ребенка, используются при формировании у детей культурно-гигиенических навыков), потешки, заклички (обращения к явлениям природы), прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказочки, загадки.

Рекомендуемый комплекс жанров детского фольклора активизирует речевую деятельность детей, развивает слуховое внимание, фонематическое восприятие, способствует развитию чёткой, интонационно выразительной речи, а также автоматизирует плохо проговариваемые детьми звуки.

                                       КРИЧАЛКИ

Песня воробья

Чио-чио,

Фью-фью-фью!

Чик-чирик,

Чью-чью-чью!

Песня иволги

Фить-пирю,

Спать пора!

Фить-пирю,

Спать пора!

Крик перепела

Турл-ва-ва,

Турл-ва-ва

Под полоть

Под полоть!

Песня коростеля

Кряхть! Кряхть!

Дёрг-Дёрг!

Драть-драть!

Здесь, здесь!

Тпруська! Тпруськ!

Песня соловья

Тимох-тимох,

Клёх, клёх!

Сурик-ко-ко!

Сурик-ко-ко!

                                                               СЧИТАЛКИ

Катилася торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

Шла кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду.

И кричала: ку-ку, мак,

Отжимай один кулак!

Трынцы-брынцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы,

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

ПРИБАУТКИ

Лунь

У нашего луня,

У милого друга,

Сорок кадушек

Солёных лягушек,

Сорок амбаров

Сухих тараканов,

Пятьдесят поросят-

Только ножки висят.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

                            ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтобы годот года

Давала нам погода:

Тёплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка.

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Ветер-ветерецо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

Ах ты,радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам вёдрышко.

Чтобы деткам погулять, Чтоб телятам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.

Пальчиковая гимнастика, как известно,  способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психологических процессов, а также коммуникативности.

Умения перевоплощаться формируются у детей в диалоге при использовании ими перчаточных кукол (кукол бибабо, театра на рукавичках, пальчикового театра) При проведении такой работы осуществляется активизация словаря, закрепляется правильное произношение звуков в свободной речи, отрабатывается возможность произвольно менять темп речи. Высоту, силу и модуляцию голоса, использовать различные виды интонации для того, чтобы как можно более точно передать характер своего персонажа. Таким образом, дети постепенно готовятся к участию в театральных постановках.

Воспитание  театром способствует развитию эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, коммуникации. Участие в театрализованной деятельности расширяет познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия,

нравственного воспитания детей.

Занятия пальчиковым театром способствуют развитию тонких движений пальцев рук, что, в свою очередь, стимулирует речевое развитие детей.

На занятии взрослый рассказывает сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи фигурок из пальчиков изображают ее участников: Цыпу, Щенка, Зайчика.

Необходимо помнить о самом главном. Эмоциональное подкрепление состояния успешности – важная составляющая методического подхода в коррекционной работе с любым ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

quot;Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающег...

План по самообразованию "Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР"

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь я...

Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...

Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...

Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».

Программа  саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей...