Мастер класс для воспитателей ДОУ «Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Калачёва Т.П.

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klass.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

для воспитателей ДОУ

«Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.  

Задачи:

1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

3.Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

 

Оборудование: стулья, по количеству участников, пустой спичечный коробок, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», 6 листов А4, фломастеры, конспект.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент (5 мин.). 

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

А.М.Горький.

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

 Перед Вами предметы: пустой спичечный коробок, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.

(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).                               

- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной

-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.

А сейчас поиграем:

1.Потешки.

Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли?

Это стихотворное произведение, которое сочинил народ, оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей.

Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Потешки  способствуют развитию речи, произвольной памяти.

Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируют  работу мозга.

Например: Учим умываться, создавая у детей положительные эмоции:

- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!

- Буль-буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться!

С помощью потешек также изучаем части тела:

- Ротик мой умеет кушать,

- Нос дышать, а ушки слушать,

- Глазоньки моргать-моргать,

- Ручки – все хватать-хватать.

Загадки: Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу поделиться на две команды, одна команда присядет, где желтый квадратик, а другая где синий. И так у кого желтый квадратик тот начинает, а синий дает ответ. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -   близнеца.  Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.

 

  1. Нет ног, а хожу,                                       1. Кто ходит ночь

     Рта нет, а скажу.                                           И ходит день.

     Когда спать,                                             Не зная, что такое лень?        

     Когда вставать.

 

  1. Не портной, а всю жизнь                          2. Ползун ползёт,

с  иголками ходит.                                        Иголки везёт.

                                                                       

  1. И комковато,                                               3.Меня режут – трут,                                        

И ноздревато,                                                  Колотят – бьют,

И мягко, и ловко,                                            А я всё терплю-

А всех милее.                                                   Людям добром плачу.

  1. Ночью не спит,                                            4.А у нашей Анютки

Мышей сторожит.                                           Зверь в атласной шубке,

                                                                           Возле печки греется,

  1. Красные лапки,                                                 без водички моется.

Длинная шея.

Щиплет за пятки –                                        5. В воде купался,

Беги без оглядки.                                               Да сух остался.

  1. В городе Тит стоит,                                       6.Сам не берёт

Ничего не говорит,                                            И воробьям не даёт.

Сам с грядок не берёт                                  

 И воронам не даёт.

  1. Растёт она вниз головой,                               7.Белая морковка  

Не летом растёт, а зимой.                                  Зимой растёт.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

  1. Шёл я мимо,                                                     8.То блин, то полблина,

Видел диво:                                                          То та, то эта сторона.

Над домом у дорожки

Повисло пол лепёшки.

  1. Сидел на заборе,                                                 9. Не ездок,

Пел да кричал,                                                         А со шпорами,

А как все собрались,                                               Не сторож,

Взял да замолчал.

                                                                                А всех будит.

                             Игра «Скажи по-русски».

Пословицы:  Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества.  Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания?

  1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
  2. Детская философия.
  3. Без страдания нет наград.
  4. Первый из них всегда обречён.
  5. Один старый и два новых.
  6. Кредиторы ждать не любят.
  7. Все пошли – и ты догоняй.
  8. Чужая рубашка опасна для жизни.
  9. Будней – то пять, а выходных – два.
  10. Конфликт поколений в курятнике.
  1. Баба с воза – кобыле легче.
  2. Устами младенца глаголет истина.
  3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  4. Первый блин комом.
  5. Старый друг лучше новых двух.
  6. Долг платежом красен.
  7. Семеро одного не ждут.
  8. Своя рубаха ближе к телу.
  9. Делу время – потехе час.
  10. Яйца курицу не учат.

Конкурс пословиц.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.

1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).

3.Поработал до поту – ..... (поел в охоту).

4.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).

5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).

 

 Сказки:   Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их?

1. Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси - лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

 2. «Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются схематические изображения эмоций:

(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.

Участники по очереди берут карточку.

Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

                                       

3. «Модели сказок».

Мастер: А сейчас попробуем по модели определить сказку. Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .

  • Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;
  • Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;
  • Лиса – оранжевый круг;
  • Заяц – белый круг;
  • Волк – серый круг;
  • Медведь – коричневый круг;
  • Петух – красный круг.
  • После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

А сейчас разминка подвижная игра «Мотылек» -

Русская народная игра, отражающая отношение человека к природе.

Умение красиво и плавно двигаться

Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

(ребенок бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(А. Ануфриева)

(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком.

 

Поиграли и возвращаемся в мир взрослых. И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился. 

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.

Творческих всем успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

            Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В последние годы возросло количество детей с нарушениями речи. Поэтому именно сейчас, стало актуальным объяснить воспитателям и их помощникам-родителям из каких компонентов складывается правильная , ч...

Мастер-класс для воспитателей "Цветик-семицветик" на тему "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания"

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, устано...