Мастер класс для воспитателей ДОУ «Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное – из уст в уста.
Народное – автор – народ.
Творчество – создано в результате труда.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
для воспитателей ДОУ
«Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
3.Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Оборудование: стулья, по количеству участников, пустой спичечный коробок, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», 6 листов А4, фломастеры, конспект.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент (5 мин.).
«Изучайте фольклор, учитесь на нем.
Без знания прошлого нет будущего»
А.М.Горький.
Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное – из уст в уста.
Народное – автор – народ.
Творчество – создано в результате труда.
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.
Перед Вами предметы: пустой спичечный коробок, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.
(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.
Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).
- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной
-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.
А сейчас поиграем:
1.Потешки.
Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли?
Это стихотворное произведение, которое сочинил народ, оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей.
Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Потешки способствуют развитию речи, произвольной памяти.
Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируют работу мозга.
Например: Учим умываться, создавая у детей положительные эмоции:
- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!
- Буль-буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться!
С помощью потешек также изучаем части тела:
- Ротик мой умеет кушать,
- Нос дышать, а ушки слушать,
- Глазоньки моргать-моргать,
- Ручки – все хватать-хватать.
Загадки: Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу поделиться на две команды, одна команда присядет, где желтый квадратик, а другая где синий. И так у кого желтый квадратик тот начинает, а синий дает ответ. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.
- Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень?
Когда вставать.
- Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
с иголками ходит. Иголки везёт.
- И комковато, 3.Меня режут – трут,
И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее. Людям добром плачу.
- Ночью не спит, 4.А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
- Красные лапки, без водички моется.
Длинная шея.
Щиплет за пятки – 5. В воде купался,
Беги без оглядки. Да сух остался.
- В городе Тит стоит, 6.Сам не берёт
Ничего не говорит, И воробьям не даёт.
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
- Растёт она вниз головой, 7.Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
- Шёл я мимо, 8.То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол лепёшки.
- Сидел на заборе, 9. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож,
Взял да замолчал.
А всех будит.
Игра «Скажи по-русски».
Пословицы: Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания?
- Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
- Детская философия.
- Без страдания нет наград.
- Первый из них всегда обречён.
- Один старый и два новых.
- Кредиторы ждать не любят.
- Все пошли – и ты догоняй.
- Чужая рубашка опасна для жизни.
- Будней – то пять, а выходных – два.
- Конфликт поколений в курятнике.
- Баба с воза – кобыле легче.
- Устами младенца глаголет истина.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Первый блин комом.
- Старый друг лучше новых двух.
- Долг платежом красен.
- Семеро одного не ждут.
- Своя рубаха ближе к телу.
- Делу время – потехе час.
- Яйца курицу не учат.
Конкурс пословиц.
У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз.
Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.
1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).
2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).
3.Поработал до поту – ..... (поел в охоту).
4.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).
5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).
Сказки: Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их?
1. Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси - лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
2. «Отгадай настроение сказочных героев»
Вам предлагаются схематические изображения эмоций:
(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)
На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.
Участники по очереди берут карточку.
Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.
3. «Модели сказок».
Мастер: А сейчас попробуем по модели определить сказку. Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .
- Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;
- Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;
- Лиса – оранжевый круг;
- Заяц – белый круг;
- Волк – серый круг;
- Медведь – коричневый круг;
- Петух – красный круг.
- После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
А сейчас разминка подвижная игра «Мотылек» -
Русская народная игра, отражающая отношение человека к природе.
Умение красиво и плавно двигаться
Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
(ребенок бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)
Тетя вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева)
(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком.
Поиграли и возвращаемся в мир взрослых. И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.
Творческих всем успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"
Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
В последние годы возросло количество детей с нарушениями речи. Поэтому именно сейчас, стало актуальным объяснить воспитателям и их помощникам-родителям из каких компонентов складывается правильная , ч...

Мастер-класс для воспитателей "Цветик-семицветик" на тему "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания"
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, устано...

