Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bloki_denesha.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17» ГОРОДА АШИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Учитель-дефектолог:

Аскерова Г.А.

Аша 2017 г

Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллекта.

Задачи:

1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша.

2. Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша.

3. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша для детей с нарушением интеллекта.

Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на моем мастер-классе: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Слайд 2 Я работаю учителем-дефектологом в группе для детей с нарушением интеллекта. У моих детей нарушена эмоционально-волевая сфера. В первую очередь страдают такие психические   функции, как мышление и речь. Для развития этих процессов я использовала различные дидактические игры, упражнения, но не всегда получала желаемый результат.

В итоге я задалась вопросом: «С помощью каких дидактических средств следует формировать мыслительные процессы?»

Слайд 3 Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта  являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.

Слайд 4 Одной из таких игровых технологий является технология с использованием   логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.                                

«Блоки Дьенеша» - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей, поставленные в программе Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Слайд 5 Комплект дидактического материала состоит из фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Блоки Дьенеша используются для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

  Учитывая особенности моих воспитанников, я предположила, что именно блоки Дьенеша могут быть эффективным средством развития  детей с ОВЗ.  Они отличаются своей красочностью, яркостью, объемом, возможностью потрогать, пощупать, использованием разнообразных действий.

Переходим к практическим действиям, коллеги. Приглашаю двух участников.Предлагаю вашему вниманию игры для детей.                                                                                                                 Слайд 6

  1. «Поиск одинаковых фигур».  Это игры на знакомство с формой, цветом, величиной и толщиной.

а) найди фигуры такой же формы;

б) найди фигуры такого же цвета;

На начальной ступени предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством – обобщать, классифицировать или сравнивать по одному признаку.

Слайд 7 Затем предлагается более сложный вариант:

г) найди круги красного цвета;

д) найди круги красного цвета большого размера;

Эти игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя, тремя  свойствами, использую, следуя принципу постепенного наращивания трудностей.

Слайд 8

  1. «Подари  игрушку»

Для игры понадобятся игрушки: мишка и заяц. Надо разделить фигуры между ними:                                                                                                    а) чтобы у мишки оказались все круглые;                                                  б) чтобы зайцу достались все большие.                                

«Какие фигуры оказались  у мишки, а у зайки?»  Попробуйте разделить фигуры по-другому. Задания можно усложнять, добавляя свойства.

Слайд 9

  1. «Что лишнее?»

Это аналог игры «Четвертый лишний» на исключение предмета.              а) дорожка из красных фигур и одна желтая;                                            б) дорожка из кругов и одного квадрата.                                                            Эти игры на развитие внимания, памяти. Они учат детей обобщать, классифицировать, исключать.

Слайд 10

  1. «Цепочка»                                                                                                     От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более  длинную цепочку, учитывая следующее условие:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы;

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур.             Эти игры учат анализировать расположение предметов в пространстве. Развивают у детей внимание и восприятие.

Слайд 11

  1. « Угадай-ка»

Выкладывается несколько фигур, одна фигура исчезает или меняется на новую. Ребенок должен заметить изменения.

           а) Выложите в ряд  3  фигуры, запомните их. Какой фигуры не стало?

          б) Выложите в ряд несколько фигур. Что изменилось?

Слайд 12

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Все фигурки складываются в мешок. Предлагается достать на ощупь.

а) достань на ощупь  все круглые блоки (все большие или все толстые).

Слайд 13

           б)достань фигурку из мешка и охарактеризуй ее, не вынимая из мешка. Слайд 14

  1. «Игра с кругом»                                                                                                        На листе бумаги нарисован круг. Разложитефигуры в круге и за кругом по одному признаку.

а) разложите красные фигуры в круге, а синие за кругом;                               б) разложите большие фигуры в круге, а маленькие за кругом.                             Играя, дети учатся ориентировать на плоскости, соотносить фигуры по свойствам.

Слайд 15

  1. «Продолжи ряд»

Выложи фигуры в ряд, продолжи, чередуя их:

а) продолжи ряд, чередуя фигуры по цвету;

б) продолжи ряд, чередуя фигуры по форме;

Слайд 16  Для игр с блоками предлагаются альбомы с заданиями для детей разного возраста.

Слайд 17

  1. «Сделай картинку объемной»

Для игр с блоками предлагаются альбомы с заданиями для детей разного возраста.                                                                                                           Надо выбрать блоки такой же формы, цвета и размера, как на картинке, и наложить их на изображение.                                                                           а) построй ракету;

б) выложи клоуна.

Слайд 18

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.  Слайд 19                                                                                   

  1.  «Моделирование рисунков»

Для моделирования рисунков альбома используются стихи детских поэтов (А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака).Предлагаю выложить рисунок по содержанию стихотворения.

а) «Лошадка» А. Барто.

б) «Еж» Б. Заходер.        

Слайд 20                                                                           

 Эта игровая деятельность стимулирует развитие речи, инициативности и самостоятельности. После того, как ребенок научится накладывать блоки на картинки, он может выкладывать их на столе по образцу, затем выкладывать картинки по памяти, а может придумывать свои.

Слайд 21        

  1.  «Маленькие логики»                                                                                 Учимся определять фигуры по одному, двум признакам.                             а) «Дорожка к детскому саду».                                                                       б) «Сказочное солнышко».                                                                          Игры с блоками учат детей думать, следить за координацией движений, говорить,  способствуют развитию речи.

 Слайд 22

  1. «Переводчики»                                                 

 Следующий этап обучения – введение специального кода, графически изображающего свойства фигур, в качестве зрительного ориентира. Предлагаю игру,  где свойства блоков  изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном, величина – силуэтом домика. Форма – соответственно контурами фигур. Толщина – условным изображением человеческой фигуры.

Слайд 23

          а) «Лепим небылицы» 1

     б) «Лепим небылицы»  2

Слайд 24

В данном мастер-классе приведены лишь некоторые игры с логическими  блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Использование логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций. При систематической работе дети учатся более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине), учатся выявлять и абстрагировать свойства, владеть умственными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, учатся кодировать и декодировать информацию, а также учатся классифицировать с заданными свойствами, что способствует  развитию  мышления детей.

Слайд 25

На мой взгляд, мы сегодня плодотворно потрудились, и новые знания, приобретенные в ходе мастер- класса пригодятся вам в дальнейшей работе.

Спасибо за внимание, желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Задачи:Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);создание  условий для  формирования основ музыкаль...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Конспект мастер-класс для педагогов на тему: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект мастер-класс для педагогов на тему:«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...

Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...