Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Быкова Светлана Александровна

Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграфом своей работы я взяла слова Иммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Темп нашей жизни ускоряется и с каждым годом новые технологии, и способы распространения информации охватывают все сферы нашей жизни. Современному человеку нужно суметь адаптироваться в постоянно меняющейся реальности, что бы свободно ориентироваться в этом беспрерывном потоке информации иначе он просто не сможет найти себе «место под солнцем»

Таким образом, задача дошкольного образования заключается в том, что бы не просто вложить в умы детей базовые знания по общим дисциплинам, а научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательной активности детей.

Проблемой познавательной активности занимались многие ученые:

Л.С. Выготский рассматривал познавательное развитие как обучение детей, которые пребывают в роли учеников. Однако рядом всегда должен быть учитель, передающий опыт. Лишь в этом случае познавательное развитие будет успешным для ученика.

 Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность рассматривается авторами как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Известно, что источником познавательной активности является познавательный интерес. 

А что можем сделать мы взрослые, чтобы у детей появился интерес к обучению? Разумеется, нужно сделать так, чтобы процесс обучения стал занимательным.

Так же не нужно забывать, что ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка, позволяют ему почувствовать себя личностью, развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему. И нам, взрослым, нужно стараться организовать процесс обучения и воспитания через игру.

В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Ценность данного пособия заключается в том, что с его помощью можно в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения. А именно сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

Свою  работу я  начала старшей группе. Мониторинг по познавательному развитию на начало учебного года помог выявить, что дети не уверены  в решении проблемных ситуаций, им тяжело даются сравнение, обобщение, классифицирование.  Затрудняются в умении кодировать и декодировать информацию, моделировать и замещать свойства предметов. Не испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Тогда я решила в своей работе использовать логические блоки Дьенеша.

Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:

1.     Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

2.     Трех цветов (красные, синие, желтые)

3.     Двух разных видов размеров  (большие и маленькие, толстые и тонкие)

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. 

Занятия проходят в несколько этапов. 

 Свободная игра. Цель – научить ребенка решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.

Затем малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые». Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.

Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.

Последнему этапу мы уделили много времени.

На этом этапе мы учим детей кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор  ребенку задавали условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Теперь в игре используются  карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина): цвет обозначается пятном размер – силуэт домика (большой, маленький), форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Вводить логические карточки в игру нужно постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Когда дети научаются кодировать и декодировать информацию, используя эти символы. Мы знакомим их  с карточками, которые обозначают   отрицание свойств (т.е какое то свойство перечеркнуто крестиком). И кодируя информацию, мы говорим, например, «не круг», «не синий», «не тонкий» и т.д.

Прежде чем начать работать с блоками и условными символами – схемами, нами были подобраны игры и создана картотека игр с логическими блоками Дьенеша. Некоторые из этих игр я бы хотела представить вашему вниманию.

 «Занимательные обручи»

Сначала игра проводится с одним обручем. Перед началом игры выясняем, какая часть игрового пространства находится внутри обруча и вне его. Устанавливаем правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагаю детям два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Затем игру усложняю и даю уже два обруча (красный и желтый). Обручи кладу так, что бы они пересекались. И  предлагаю детям игровую ситуацию: (обручи  – грядки, а блоки  – цветы) нужно засадить цветами грядки так, чтобы внутри красной грядки оказались все красные цветы, а внутри желтой  -  все круглые. Предлагаю детям подумать,  какие цветы  должны быть внутри двух грядок (круглые красные).

Игру можно усложнить, предложив детям три разноцветных пересекающихся обруча. Сначала предлагаю детям поставить игрушку на любое из мест в обручах, и назвать, где она находится. Например, находится внутри всех трех обручей, или

внутри желтого и красного, но вне синего,

внутри красного и синего, но вне желтого,

внутри желтого и синего, но вне красного,

внутри желтого, но вне красного и синего,

внутри красного, но вне желтого и синего,

внутри синего, но вне красного и желтого,

вне всех обручей.

Таким образом, мы выяснили, какая  часть игрового пространства и где находится.

Игровые ситуации могут быть самые разные: например можно грядки засадить цветами, разложить угощение по тарелочкам, застеклить окошки стеклышками и т.д.

«Накорми котенка»

Ход игры: Предлагаю детям накормить котят котлетами. Но какой котлетой накормить они узнают раскодировав информацию зашифрованную с помощью схем, которые располагаются на ширме. Надо найти нужный блок – котлету и положить котенку в миску. Сначала кодирую по одному свойству, потом по два и т.д. А когда дети овладеют навыками раскодировки - предлагаю им самим попробовать закодировать и раскодировать информацию. (Один ребенок с помощью схем кодирует информацию, а другой ее раскодирует)

«Укрась дерево»

Ход игры: Я предлагаю детям украсить дерево разноцветными фонариками или флажками. (в роли фонариков или флажков выступают блоки Дьенеша).  На дереве расположены схемы – шифры, на которых закодирована информация, раскодировав которую, ребенок узнает какой фонарик или флажок должен здесь быть. Игра также проводится от простого к сложному. Сначала задаю по одному свойству, затем по два и т.д.

Игровые ситуации тоже могут быть разные: например, на дереве сидят птички и я предлагаю детям их покормить зернышками. А какими зернышками – мы узнаем раскодировав информацию.

 «Выкладываем дорожки»

Предлагаю детям выложить дорожку из плиток. Каждой плитке соответствует символ. Дети смотрят на положение плитки на схеме  №2 и находят соответствующий ей символ на схеме № 1.

 «Рассели по домикам»

Я даю детям таблицы в виде домиков с разным количеством этажей, на которых изображены знаки подсказки, а так же набор логических блоков. Я прошу деток помочь расселить фигуры по своим домикам. Знаки – символы подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и каждом подъезде дома. Раскодируя информацию о жильцах дома, дети называют, в каком по счету подъезде и на каком этаже живут фигуры (например: в первом подъезде на втором этаже живет не синий, не квадрат. Т.е это может быть круг, треугольник или прямоугольник, по цвету: желтый или красный)

Таким образом, организовывая обучение и воспитание в игровой форме с помощью блоков Дьенеша, я стала замечать, что дети ознакомились с приемом сравнения, анализа,  классификации. Начали испытывать устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого. Все это послужит успешной подготовке к школе.

Результат нашей работы позволяет сделать вывод, что использование игрового метода в целях формирования познавательной активности у дошкольников является весьма действенным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...