«Логические блоки Дьениша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
материал

Филиппова Родика Михайловна

выступление на гмо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема заседания ГМО №2
«Логические Блоки Дьениша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста »

Тема представленного опыта: «Логические Блоки Дьениша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста »

Филиппова Родика Михайловна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Семицветик»

г. Новый Уренгой

2024 год

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое.

В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

  Мастер- класс  « Использование логических блоков Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников» Подготовила воспитатель: Иванова Виктория Анатольевна

      Логические блоки Дьенеша – уникальная методика интеллектуального развития дошкольников, подготовки их к школе. Игры развивают математическое и логическое мышление, раскрывают творческие способности ребенка, улучшают пространственную ориентацию. Играть с детьми можно на протяжении всего дошкольного периода с постепенным усложнением заданий.
Выглядят блоки Дьенеша как объемные геометрические объекты, напоминающие те, из которых дети обычно строят домики. Однако это не просто конструктор, а материал для целой серии развивающих и обучающих игр.

В комплекте 48 неповторяющихся форм. Каждый объект отличается от остальных хотя бы одним из 4-х параметров:

  • геометрией – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • окраской – красный, синий, желтый;
  • величиной – крупный, маленький;
  • объемом – толстый, тонкий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура, характеризуется четырьмя свойствами .

То есть комплект состоит из 4-х групп фигур по 12 штук в каждой. Группы блоков Дьенеша позволяют организовывать множество увлекательных игр, которые учат дошкольника анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию. Комплект дополнен карточками с иллюстративными, схематичными и шаблонными изображениями, а также описаниями заданий.

Блоки Дьенеша для дошкольников: схемы

Готовые карточки и задания востребованы, с их помощью дошкольнику проще знакомиться с геометрическим формами. Ориентируясь по схематическому изображению, ребенок составляет картинку.

Дети младшей возрастной группы кладут блоки прямо на схему.

Дошкольники постарше выкладывают фигуры рядом со схематическим изображением.

В процессе игры с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать.

С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие

В процессе игры с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие

Методика Дьенеша подразумевает 6 обучающих этапов, зависящих от возрастных способностей детей:

  • игра без правил – ребенок учится работать с блоками, у него формируются математические представления;
  • игра по правилам;
  • занятие со сравнительным анализом;
  • репрезентация – ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на обретенные знания;
  • творческие занятия, проводимые в соответствии с логическими представлениями;
  • формализация – тот уровень занятий, при которых дошкольник уже способен делать выводы и обоснования.


Цель игр Дьенеша – формирование логического и математического мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • обучение навыку анализа форм, сравнения их по определенным параметрам;
  • творческое и интеллектуальное развитие;
  • развитие умения логически мыслить, строить цепочки мыслей, выказывать предположения;
  • формирование ответственности, усидчивости, прилежания;
  • развитие речи, расширение индивидуального словаря.

Использование блоков Дьенеша актуально в детсадах, то есть занятия предназначены для детей 2-8 лет.

Младшая группа

Для детей младшей возрастной группы подходят примитивные игры, в которых нужно группировать и разделять объекты по параметрам.

1.Отыщи одинаковый

Педагог показывает фигуру. Игрок должен отыскать такой же объект по одному параметру: геометрии или цвету. Например: показан желтый треугольник. Значит, нужно найти либо красный и синий треугольники, либо другие фигуры желтого цвета.

2.Отыщи непохожий

Противоположное предыдущему задание. Требуется отыскать фигуры, которые отличаются от продемонстрированного элемента по определенному параметру: величине, окраске, геометрии.

3.Покорми игрушек

Для игры нужно посадить на стол кукол или мягкие игрушки. Блоки Дьенеша будут едой. Педагог объясняет, что игрушки хотят кушать, но для каждого из них предназначена своя еда. Например, плюшевый медвежонок кушает большие желтые фигуры, а кукла Маша – маленькие синие. Задача играющих – правильно подобрать блоки для каждой игрушки.

Средняя группа

Дошкольники средней возрастной группы могут играть со схемами и картинками. Желательно выбирать творческие игры с блоками Дьенеша, чтобы воспитанники максимально задействовали фантазию.

1.Игра с картинками

Для игры нужно купить либо распечатать цветные картинки, изображающие разные объекты в геометрическом представлении. Задача ребенка – правильно наложить на картинку блоки. Например, изображенное автомобильное колесо – это круг. Значит, наложить нужно круглый блок.

1.Построй ряд

Игра замечательно развивает умение анализировать.

Нужно положить несколько блоков так, чтобы сформировалась четкая последовательность. Играющий должен понять, какую фигуру поставить следующей. Например, красный круг, за ним синий. Следовательно, третьим будет желтый круг. Или такая комбинация: круг, квадрат, треугольник – все красные. Значит, четвертой фигурой будет красный прямоугольник.

3.Что лишнее

Игра учит группированию объектов по определенным признакам.

Педагог раскладывает перед ребенком 3 или 4 фигуры. Одна должна быть лишней, то есть не имеющей с остальными ни одного общего признака. Игрок должен указать на неправильный объект, объяснить свое решение.

Когда ребенок начнет с легкостью справляться, усложните задание: положите 6 фигур, среди которых две должны быть неправильными.

Старшая группа

Готовящимся к школе детсадовцам логические блоки Дьенеша помогают совершенствовать математические навыки. Дети учатся счету, сравнению, сопоставлению.

Дом

Для игры схематично изобразите дом. В каждой комнате живет геометрическая фигура, ее там нужно нарисовать. В некоторых комнатах не должны жить определенные блоки, там нужно нарисовать зачеркнутые фигуры. Задача воспитанников – правильно распределить блоки по комнатам.

Отыщи клад

Педагог раскладывает перед игроком блоки. Ребенок отворачивается, чтобы воспитатель мог спрятать под одним из разложенных объектов монету. Чтобы отыскать клад, игрок задает вопросы. Например: «Клад под красным блоком?». Ведущий отвечает: «Нет». Значит, исключаются объекты красного цвета, под ними монеты нет. Далее: «Клад под круглым блоком?». Ведущий: «Да». Значит, нужно искать среди круглых фигур. И так, пока клад не будет найден. Найдя клад, игрок сам становится ведущим, прячет монету для другого участника.

Путешествие

Для увлекательной игры нужно подготовить игровое поле: старт один, далее дорожка разветвляется на множество тропинок. В начале каждой тропинки должен быть изображен дорожный знак, указывающий, какой блок может по ней идти. Если проход для блока запрещен, ему придется отправиться по другой тропинке.

К примеру, сначала дорога разделяется надвое: по левой ветке идут большие блоки, по правой – маленькие. Далее следует разветвление по цвету. Желательно, чтобы в конце каждого пути было нарисовано какое-нибудь интересное место – конечная цель путешествия: школа, кафе, пляж, магазин, аптека.



Игра с блоками плавно перетекает в моделирование русской народной сказки нашей любимой - «Теремок»

        (Воспитатель вместе с участниками мастер-класса вспоминает русскую народную сказку «Теремок»).

        Воспитатель:

- Стоял в поле теремок. Кто первый подошел к теремку? (мышка-норушка)

А Мышка была такой: треугольная, маленькая, желтая, тонкая.

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

- Что спросила мышка? (Терем-теремок! Кто в тереме живет?)

- Что произошло дальше? (Никто не отозвался, и стала мышка в нем жить).

- Кто пришел дальше? (лягушка)

(Остальные герои рассматриваются по этому принципу; блоки дети выкладывают перед собой слева направо; воспитатель выполняет те же действия, что и дети).

Лягушка – квакушка будет какой: круглая, маленькая, красная, толстая.

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

Зайчик - попрыгайчик: прямоугольный, маленький, синий, тонкий.

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

Лисичка - сестричка: треугольная, большая, желтая, тонкая.

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

Волчок – серый бочок: квадратный, большой, синий, тонкий.

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

        Воспитатель:

- Вот они все в теремочке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Медведь какой: прямоугольный, большой, красный, толстый.

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

https://sun9-25.userapi.com/impf/c855432/v855432523/f765b/bCHwBpAJ33U.jpg?size=960x720&quality=96&sign=5bfb86fc4811223eee8aca0243d4b67a&c_uniq_tag=HLnThCzpRT76UwmVyUoJkzqEPI8aRWTBIWzZZCS0fbA&type=album

- Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

- Что заревел медведь?

          Воспитатель:

- Медведь полез в теремок. Лез-лез – никак не мог влезть. На крышу полез, теремок под ним и развалился.

        Когда работаем с детьми, у каждого ребенка своя коробка с блоками, и при рассказе сказки мы не навязываем, какими будут герои сказки.

Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе.

Игра «Вопрос – ответ»

1. Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?

Ответ: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»

2.Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьенеша?

Ответ: работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.

3. Что развивают у ребёнка блоки Дьенеша?

Ответ: развивают логического мышления.

4.Знаете ли вы, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?

Ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.

5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьенеша речевому развитию ребёнка?

Ответ: игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.

6.Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

Ответ: в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек); настольно-печатных играх (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»); сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками), «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично «Поезд», «Автобус» (билеты, места); конструкторских играх: построение плоскостных конструкций (домик, дорога, река, мост, забор и т. д)


Благодарю за внимание. Желаю удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....

Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...