Что такое эгоизм?
консультация

Кукшина Надежда Константиновна

В статье описывается детский эгоизм и пути его преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_detskiy_egoizm.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое эгоизм?

Эгоизм - это такое поведение, при котором человек учитывает только свои

интересы и выгоды и его не волнуют интересы и проблемы других людей, такие люди не знают что такое сочувствие и сопереживание. Все маленькие дети изначально эгоисты, а какими они вырастут зависит от того каким будет воспитание детей дошкольного возраста, нами родителями, и какой пример мы им подадим своим поведением.

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная

ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом.

Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне

естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша,

заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие.

Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, желания которого — закон.

Учёные, внёсшие вклад в детскую психологию

Дании́л Бори́сович Элько́нин

Советский психолог, автор оригинального

направления в детской и педагогической

психологии, член-корреспондент АПН СССР.

Ма́я Ива́новна Ли́сина

Советский психолог, доктор психологических

наук, профессор. Разработала новое

направление в детской психологии,

ориентированное на изучение младенческого

возраста.

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев

Русский и советский психиатр, невропатолог,

физиолог, психолог, основоположник

рефлексологии и патопсихологического

направления в России, академик.

Влади́мир Никола́евич Мя́сищев

Советский психиатр и медицинский психолог,

исследователь проблем человеческих

способностей и отношений, основатель

ленинградской школы психотерапии. Был

учеником В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского.

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются с двух лет.

Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

будет ли он понимать чужие желания и чувства?

научится ли он сочувствовать людям?

будет ли он бескорыстно помогать?

или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний?

Причины детского эгоизма

Слепая любовь родителей.

В центре внимания — ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень –

положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.

Несамостоятельность ребёнка.

Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия самостоятельно, это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере.

Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.

Стимулирование успехов.

Сделаешь математику — куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

Родителей всегда глубоко трогают таланты и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма:

непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны ни адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии,

сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Цель – эгоцентризм.

В том случае, если целью воспитания в семье было формирование завышенной самооценки и эгоцентризма, то у ребёнка будет воспитана ориентация только на себя, на собственные потребности, интересы, чувства. Во взрослом возрасте такая повышенная концентрация на собственном «Я», абсолютное равнодушие к окружающему миру, интересам людей и общества может впоследствии привести к отчуждению и восприятию мира как враждебного.

Дарим подарки, отдаём лучшее.

Обычно эгоистическая направленность сознания ребёнка закрепляется в таких семьях, где родители весь смысл жизнедеятельности семьи ориентируют лишь на удовлетворение потребностей ребёнка. Такая модель поведения родителей приучает ребёнка к постоянному ожиданию подарков, немедленному реагированию на желания, увеличению капризов и изощрённости прихотей. Родители не подозревают, что воспитывают в ребёнке потребителя, способного только брать и ничего не производить.

Освобождаем от труда и самообслуживания.

Вред приносит желание родителей освободить ребёнка от любых физических

усилий, будь то труд или самообслуживание. Так вырастают иждивенцы. Крайне противоположная позиция родителей также вредна: равнодушие и постоянная строгость к ребёнку способствует формированию такого же отношения у него к людям: бездушного, холодного.

Выполняем за детей их дела.

Так вы лишаете детей проявления инициативы и формируете отрицательное

отношение к труду.

Демонстрируем личный негативный пример.

Учим нравственности, внимательности, доброте, щедрости, при этом проявляя личные эгоистические качества? Вряд ли будет польза от теории, не

подтверждённой на практике.

Подкупаем детей.

Оплата домашних дел или школьных оценок – не лучший метод воспитания.

Ребёнок должен оценивать свои поступки, достижения или промахи, а не их

денежную стоимость. Материальное поощрение в детском возрасте

способствует снижению энтузиазма и истинного творческого начала.

Слишком интенсивно воспитываем.

Постоянные назидания влияют на снижение самооценки ребёнка, подавляют

личность, ведут к общей незрелости.

Как бороться с эгоизмом?

Приучайте ребенка к добрым делам. Добрые поступки должны быть направлены на окружающих. Можно сделать кормушку для птиц или помочь перейти бабушке через дорогу. Еще он должен понимать, что такие действия должны быть бескорыстными.

Стимулируйте к общению со сверстниками. Например, пригласите в гости его друга, ведь вдвоем можно заняться поделками или поиграть в машинки.

Приучайте ребенка к самостоятельности. Пусть сам справляется с теми задачами, что ему под силу.

Можно предложить ребенку посмотреть фильм или почитать книгу с

положительными героями. Обычно это заставляет задуматься о своих поступках и поведении.

Важно поощрять малыша, когда он радуется чужим победам.

Можно завести домашнее животное. Он будет учиться заботиться не только о себе, но и о других, понимая, что их желания и потребности тоже важны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...