«Возрастные особенности детей с ЗПР 5- 6 лет»
консультация (старшая группа)

Сарызина Оксана Юрьевна

Развитие моторики

В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений.

Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину.

Ребенок затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено.

Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм.

Сенсорно-перцептивная деятельность

В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами.

Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков.

Испытывает существенные трудности при составлении ряда из предметов разной величины.

Интеллектуальная деятельность

Может считать, испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов.

На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов.

Знает времена года, дни недели, считает их, но родовые и видовые представления сформированы недостаточно.

Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с предварительной инструкцией педагога.

У большинства детей затруднен пересказ сюжета сказки, в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях - в связи с недоразвитием лексико-грамматического строя языка.

 

 

Игровая деятельность

Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок предпочитает индивидуальные игры групповым. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию.

Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

Поведение

Может проявлять несдержанность эмоций.

При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача.

Затруднено выполнение правил поведения.

У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками.

Навыки

Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_5-6_let_s_zpr.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Возрастные особенности детей с ЗПР 5- 6 лет»

«Игра»

В возрасте 5 - 6 лет дети с ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем в среднем возрасте. У детей появляются сюжетные игры с 1-2 детьми. Они предпочитают подвижные игры. Дети могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.

У детей отмечаются трудности в формировании мотивационно – целевого компонента игры: трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла или его отсутствие, узкая вариативность при поиске путей его реализации, отсутствие потребности в совершенствовании своих действий, направленность на осуществление каких – либо действий, а не реализацию замысла игры.

 «Труд»

Дети выполняют несложные двухступенчатые инструкции, но не могут выполнить трехступенчатую инструкцию, часто не доводят начатое дело до конца. Нарушен поэтапный контроль своей деятельности, дети не способны оценить результаты своего труда и обосновать оценку. Навыки самообслуживания сформированы частично.

 «Продуктивная деятельность»

Обогащается содержательное исполнение рисунка, совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Большинство детей изображают человека из трех частей, с наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей, могут рисовать основные геометрические фигуры. У некоторых детей появляется сюжетное рисование.

Дети начинают вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.

В лепке дети осваивают основные приемы. Большинство детей испытывают затруднения при изображении мелких деталей.

Усложняется конструирование. Дети могут заниматься конструированием и обыгрывать постройку более 10 минут. Постройки включают в себя большее количество деталей, однако большинство детей испытывают затруднения при планировании последовательности действий.

Некоторые дети испытывают трудности во всех видах изобразительной деятельности.

 «Двигательная сфера»

Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте все лучше удерживают равновесие, могут подпрыгивать на двух ногах, балансировать на одной ноге, перешагивать через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

«Познавательные процессы»

У большинства детей восприятие становится более дифференцированным, целостным, они составляют картинки из частей, знают 6 основных цветов, основные геометрические фигуры, подбирают предметы по цвету и форме.   

У некоторых детей 5-6 лет с ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность, целостность, нарушено или недостаточно сформировано восприятие цвета. Такие дети с трудом составляют картинки, разрезанные по диагонали.

Объем внимания и запоминания увеличиваются, возрастает их произвольность. Дети с задержкой развития 5 – 6 лет могут запомнить по просьбе взрослого 4 слова, но некоторые из них по-прежнему с трудом выполняют задание на запоминание. Что касается долговременной памяти, то дети с задержкой развития 5 – 6 лет способны к запоминанию информации и извлечению ее из памяти спустя дни и недели, так же, как и их сверстники.  Большинство детей могут удерживать внимание на объекте, занимаясь привлекательной для них деятельностью, в течение 15-20 минут. У детей отмечается заметное преобладание наглядной памяти над словесной, характерен недостаточный объём и точность запоминания.

Ребенок с ЗПР в 5 лет при условии его обучения может осуществлять мыслительные операции: группировать предметы по наглядным признакам, по классам, определять лишний предмет с опорой на наглядность.

«Развитие речи».

К особенностям речевого развития можно отнести низкий уровень сформированности звуковой стороны речи у большинства детей, недостаточность произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. Недостаточно сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие, отмечается лексико-грамматическое нарушение речи.

По мере обогащения представлений об окружающем мире, у детей значительно расширяется объем словаря, который в большинстве случаев остается неточным. Возрастают возможности диалогической речи.

«Взаимоотношения с детьми и взрослыми».

В этом возрасте изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.  

Развитие моторики

В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений.

Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину.

Ребенок затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено.

Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм.

Сенсорно-перцептивная деятельность

В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами.

Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков.

Испытывает существенные трудности при составлении ряда из предметов разной величины.

Интеллектуальная деятельность

Может считать, испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов.

На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов.

Знает времена года, дни недели, считает их, но родовые и видовые представления сформированы недостаточно.

Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с предварительной инструкцией педагога.

У большинства детей затруднен пересказ сюжета сказки, в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях - в связи с недоразвитием лексико-грамматического строя языка.

Игровая деятельность

Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок предпочитает индивидуальные игры групповым. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию.

Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

Поведение

Может проявлять несдержанность эмоций.

При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача.

Затруднено выполнение правил поведения.

У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками.

Навыки

Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...