Экологический проект подготовительная группа “Берегите птиц”
проект

Косячкина Елена Юрьевна

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_podgotovitelnaya_gruppa.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно - эстетическому направлению развития детей»

Экологический проект

подготовительная группа

“Берегите птиц”

Выполнили:

Косячкина Е.Ю.

     Виноградова Н.Н.

Красноярск 2021г.

Аннотация

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Cведения об авторах:

Косячкина Елена Юрьевна

воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ №278

тел. 8 - 950 - 411 - 00 - 74

Виноградова Наталья Николаевна

воспитатель МБДОУ №278

8 - 950 - 999 - 17 - 02

Актуальность

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором онипребывают сейчас. Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой и весной от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель проекта

Создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, бережного отношения к птицам.

Разщение на территории детского сада кормушек и скворечников, изготовленных родителями совместно с детьми.

Задачи проекта

Образовательные:

 - Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение.

- Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Развивающие:

- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные:

- Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.

Продолжительность проекта

- Краткосрочный (третья неделя марта)

- Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, специалисты.                                                                                    - Возраст детей: 6-7лет.

Условия реализации проекта

- Заинтересованность детей и родителей;

- регулярность и систематичность работы;

- осуществление через все виды детской деятельности.

Интеграция образовательных областей

При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы работы

Непосредственно образовательная деятельность, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры.

Этапы проекта

Подготовительный этап.

Ответственные: воспитатели, специалисты ДОУ.

- Осознание необходимости изучения данной темы и подготовка к реализации проекта.

- Определение цели и задач проекта.

- Подбор методической литературы.

- Разработка перспективного плана работы с детьми.

- Разработка конспектов занятий с детьми по данной теме.

- Организация развивающей среды в группе - оформление природного уголка. (В группе был расширен и обогащен новыми материалами уголок природы. В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке периодически менялись памятки и все возможные рекомендации.)

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.

- Подборка художественной литературы по теме проекта.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         .

Работа с родителями: (Разработка перспективного плана работы с родителями, оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей по данной теме).

Основной этап.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ.

Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.

Работа с родителями:

Оформление мини – выставки: «Необыкновенные птички», «Такие разные птицы», «Птицы – наши друзья»

Оформление стенгазеты: «Птицы наши друзья»,

Консультация: «Как помочь птицам пережить зиму»

Консультация: «Исчезающие птицы»

Оформление папки – передвижки: «Птицы – наши друзья»

Оформление выставки: «Птицы такие разные».

Работа с воспитанниками

Беседы: «Какие они птицы», « Птицы, зимующие с нами», «Чем птицы отличаются от животных», « Как птицы «лечат» деревья», « Охрана птиц». Беседа по картине «Как помочь птицам», “Перелетные птицы”, “Почему мы считаем птиц своими друзьями”, “Что ты знаешь о птицах”, “Зачем поют птицы?”.

НОД «Птицы - наши друзья», «Покормите птиц», «Перелётные и зимующие птицы».

Пальчиковые игры «Ласточка», «Это птичка соловей…»

Прослушивание голосов птиц

Д/И: «Кто какую песенку поёт», « Птицы» ,«Найди цветок для птички», «Птичья столовая», «Собери птицу», «Чьи следы»

Рисование: «Вот какие у нас птички», « Птичка из ладошки»

Аппликация: « Прилетели птички - ласточки», «Дом для гостей».

Конструирование: « Лебеди на озере»

Подвижные игры: «Птички летают», «Коршун и наседка», «Скворечники», «Охотники и куропатки», «Охотники и утки», «Журавли и лягушки», физминутки по данной теме.

Рассматривание альбома: «Птицы»

Чтение художественной литературы: И.Токмакова «Голуби», Н. Заболоцкая «Раненая птица», рассматривание книги Н. Стожковой «Птицы леса», «Голубая птица», рассказывание придуманной сказки о потерянном птенце,  В. Бианки «Лесной хор», К. Ушинский «Ласточка», чтение рассказов из энциклопедий о природе.

Прогулка: наблюдение за следами на снегу, как питаются птицы, кто как летает, наблюдение за прилетающими птицами.

Театрализация: «Где обедал воробей».

Труд: разместить на территории кормушки и скворечники, покормить птиц.

Словесные игры: «Летает – не летает» , « Узнай птицу по описанию», « Кто как устроен», «Прилетели птицы».

Рассказ воспитателя: «Интересные факты из жизни птиц».

Этап подведения итогов деятельности

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ.

- Подведение итогов проектной деятельности.

- Составление книжки - папки о птицах.

- Создание альбомов с творческими работами детей «Пернатые друзья».

- Оформление фотовыставки “Как мы кормим птиц”.

- Викторина «Что мы знаем о птицах?».

- Подготовка и проведение конкурса творческих работ в рамках проекта по изготовлению скворечников и кормушек.

Возможные риски во время реализации проекта, и пути их решения

- Потеря интереса детей, снижение мотивации – подтолкнуть детей к самостоятельной инициативе в организации игр и рассматривании картинок и различной информации по теме;

- Отказ родителей от участия в конкурсе по созданию кормушек и скворечников - провести беседу, предложить консультацию, помощь в изготовлении необходимых атрибутов.

Предполагаемые результаты проекта

- Расширился кругозор детей о зимующих  и перелетных птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

- В группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.

- Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о птицах.

- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

- У детей и взрослых сформировалась  определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

- Воспитанники и их родители приняли активное участие в конкурсе и в образовательной деятельности ДОУ.

Вывод

Работая в данном направлении, согласно ежегодному календарно - тематическому плану ДОУ, мы видели повышенную инициативу детей, их интерес, увлеченность. Дети с большим интересом участвуют в изготовлении игр, аппликация, конструируют. Придумывают новые игры, изменяя правила уже известных игр. Также заметно повысился познавательный интерес. Дети с интересом рассматривают литературу, иллюстрации. Организовывают сюжетно - ролевые игры. Со стороны родителей абсолютная поддержка в сборе материала. А значит, можно надеяться на успешную реализаци. данного проекта.

Используемая литература 

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

3. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.

6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект старшей группы "Покормите птиц зимой"

Проект состоит из трёх этапов: подготовительный, основной, заключительный. Цель проекта: сформировать обобщённое представление у детей о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к зимующим пт...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ подготовительной группы №12 «Деревья нашего детского сада»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ подготовительной группы №12«Деревья нашего детского сада» Тип проекта: информационно-исследовательский ,творческийСроки реализации проекта: долгосрочный...

Проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе "Берегите природу".

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это в...

Презентация в подготовительной группе "Берегите птиц зимой"

Презентация в подготовительной группе "Берегите птиц зимой"...

Экологический проект для детей подготовительной группы "Береги природу-наш дом!"

           В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологичес...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Познавательно – экологический проект Подготовительная группа «Жизнь диких животных зимой в лесу»

Тема: «Жизнь диких животных зимой в лесу»  Тип проекта: Познавательно – экологический.Вид проекта: ГрупповойПродолжительность проекта: КраткосрочныйСроки реализации: с 11.1...