Этические беседы.
материал

Серенко Светлана Ивановна

Этические беседы помогут воспитать у детей положительные черты характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskie_besedy.docx72.16 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Беседа  по стихотворению А. Кузнецова “Подружки”……….………. ..3
  2. Беседа «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»  …………..……........5
  3. Беседа «Добрые дела»…………………………………….……………….6
  4. Беседа «Зайчик, который всем помогал»…………………………..……..7
  5. Беседа о дружбе и взаимопомощи ……………………………………..…8
  6. Беседа "Я задаром спас его"………………………………….……….….10
  7. Беседа об оказании помощи………………………………………...……11
  8. Беседа «Хорошие товарищи» ………………………………..…………..13
  9. Беседа «Урок дружбы»…………………...………………………………14
  10.  Беседа «Почему нужно уметь уступать»………………...……………..15
  11.  Беседа «Дружба и взаимовыручка»……………………………………..16
  12. Беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»………………….17
  13. Беседа» Каждая ссора красна примирением»…………………………..18

Беседа  по стихотворению А. Кузнецова “Подружки”.

(Сентябрь,, 1 неделя, «В мире людей»)

А. Кузнецова “Подружки”.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень грустно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: “Не отдам!”.
- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше с
подружками. (Ответы детей). Хотите узнать, что было
дальше? Воспитатель читает дальше стихотворение.

Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: “Играть давай!”.
Мы можем похвалить девочку? За что мы можем её похвалить? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)- Как вы думаете, почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссоришься – особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре.
2.Игра «Собери пословицы».
«Пословицы о дружбе»
Давайте поиграем и посмотрим какие вы дружные. Игра называется «Собери пословицы». На листочках написаны половинки пословиц, вам надо их соединить. Один читает начало, а другой-конец.
Дети составляют пословицы.
Нет друга – ищи………….(а нашёл береги)
Не имей сто рублей, ……..(а имей сто друзей)
Один за всех и ……………(все за одного)
Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)
Дружба – как стекло:……..(разобьёшь - не сложишь)
Старый друг лучше……….(новых двух)
Друг познаётся……………(в беде)
-О чём эти пословицы?
- А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
3.Беседа о друзьях.
- Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера
обладают ваши друзья? (Дети рассказывают).
- Чтобы вы не ссорились с вашими друзьями, надо соблюдать
законы дружбы.
Законы дружбы (на экране)

Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга
.Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
- Если вы будете соблюдать эти правила, то станете
настоящими друзьями. А это прекрасно!


Если есть друзья на свете -
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.


Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые  делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их об этом попросят, а помогают сами”

Беседа «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»  

(Ноябрь, 1 неделя, «Мое село»)

Цель: воспитание внимательного отношения к тем людям, которые в нем нуждаются

Воспитатель объясняет детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему.

Педагог начинает беседу с рассказа:

Аня первый раз пришла в детский сад.

«Это Аня. Она теперь будет ходить в нашу группу», - сказала воспитательница. Аня робко огляделась, ей стало страшно и захотелось к маме. Она села на стульчик и заплакала. Сначала никто не замечал девочку, все были заняты игрой. Потом подружки, Оля и Соня, увидели, что Аня плачет. Они подошли и пригласили ее поиграть. Но Аня продолжала сидеть и ронять слезы. Тогда подружки принесли самые интересные игрушки: клоуна, который кувыркается, и куклу, которая говорит «мама». Девочка перестала плакать и с любопытством посмотрела на забавные игрушки и на подружек, которые весело смеялись.

Теперь Аня с радостью ходит в детский сад: там ее всегда ждут Оля и Соня, с которыми она теперь неразлучна.

- Как вы думаете, почему дети сначала не замечали, что девочке нужна помощь? (Аня сидела тихо. Дети были невнимательны.)

- Как можно назвать девочек, которые стали успокаивать Аню? (Внимательные, добрые.)

- Как девочки успокаивали Аню?

- Почему в саду появились три неразлучные подружки?

- Какое правило мы узнали из этого рассказа?

- Это правило выражено в стихотворении (автор Н. Найденова):

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

- Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки, вот слон заводной.

- Нарисуйте игрушки, которые помогли успокоить Аню.

Можно предложить детям сделать инсценировку по прочитанному

рассказу.

Беседа «Добрые дела»

(Ноябрь, 3 неделя, «Животные моего края»)

Цель: оказание помощи детям в осознании совершения добрых поступков

Воспитатель объясняет детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает.

Педагог читает отрывок из рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».

Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность.

Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она- то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ветку... Набежавшая волна ему лишь замочила пятки.

Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз.

Птенец - а пищал, конечно же, он, - обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители - орлы - улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался...

- Не плачь, - утешил малыша Кротик. - Я тебя не брошу.

Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.

- Ну-ка, открывай рот! - командовал он. - Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусно? Тот, кто хочет поскорей вырасти, должен хорошо кушать!

По дороге они освободили от цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ!

Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.

- Угощайтесь, - говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.

- Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику? (Нет, он услышал, что кому-то плохо, и поспешил на помощь.)

- Какие еще добрые дела делали герои сказки? (Кротик заботился о птенце, учил его есть. Кротик и птенчик освободили собаку.)

- Как собака отблагодарила Кротика?

- Вы радовались вместе с героями их добрым делам?

В свободное время воспитатель помогает детям организовать игру по сюжету сказки.

 Беседа «Зайчик, который всем помогал»

(Ноябрь, 3 неделя, «Животные моего края»)

С помощью сказки Е. Бехлерова педагог объясняет детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает.

Воспитатель читает сказку Е. Бехлерова «Капустный лист».

Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался:

- Ну и позавтракаю же я на славу!

Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом, злой мальчишка подшиб его камнем.

- Пить, пить, - стал просить воробышек.

Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды  в капустном листе и напоил раненого воробья.

- Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, - подумал зайчик и пошел дальше.

А в это время хлынул дождь.

- Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! - сказал зайчик и припустил всех ног домой.

И снова его кто-то тихонько окликнул:

- Зайчик, спаси!

Это бабочка лежала в траве.

- Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.

- Иди под зонтик! - сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.

Дождь прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела. Подойдя к реке зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.

- Эх, уплыл мой завтрак! - воскликнул зайчик. - Ну, ничего, зато.. И он побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.

- Какое настроение было у зайчика, который побежал домой из капустного листа?

- Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? (Добрый, отзывчивый.)

- Что сделал зайчик, чтобы помочь другим животным?

- А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека, который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.) Почему?

- Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?

- Знаете ли вы людей, которые тоже готовы прийти на помощь тем, кому она нужна? Расскажите о них.

- Нарисуйте тех, кому помог зайчик.

- Придумайте такое название этой сказке, которое говорило бы о добрых поступках зайчика.

Беседа «Дружба и взаимовыручка»

(Январь, 4 неделя, «Былины и богатыри»)

На доску вывешивается плакат-иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Веник», на столе лежат карточки «Русская изба и домашняя утварь».

Воспитатель:

- Ребята, сегодня дед Ермолай принёс нам новую поучительную историю. Посмотрите на картину. В интерьер какого дома мы попали?

- Правильно, в русскую избу. Какие предметы вам об этом подсказали?

После полученных ответов воспитатель просит ребят найти и показать карточки с перечисленными предметами домашней утвари.

- Скажите, пожалуйста, согласно картине какие герои будут в рассказе деда Ермолая.

- Совершенно верно, дедушка –пожилой мужчина и три молодца. Теперь послушаем рассказ. (Фоном включается русская народная музыка).

Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:

- Сломайте его!

Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:

- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.

Воспитатель:

- Какими были сыновья у отца?

- Как вы думаете расстраивался отец, переживал за них?

- Ребята, дед Ермолай задаёт вам такие загадки:

Он всегда стоит в углу,

Возле печки на полу.

Если кто-то сор бросает,

Он охотно убирает.

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку,

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся- чистый пол.

Воспитатель показывает отгадку – веник. Рассказывает, что веники бывают разными. Веник с голыми прутьями (без листочков) называется голик.

Воспитатель:

-А действительно ли веник нельзя сломать? Есть у нас в группе силачи? Как думаете, сумеете сломать веник?

Воспитатель показывает веник детям и вызывает желающих попробовать его переломить.

- Что ж, оказывается, прав был отец. Веник сломить не получается. А давайте разберем его на веточки отдельные.

Воспитатель развязывает веник и раздаёт каждому по прутику, дети легко ломают прутики.

Воспитатель:

- Так и мы все с вами, если будем дружными, будем помогать друг другу, выручать друг друга, то никакая сила нас никогда не одолеет.

- Что же такое взаимовыручка? Взаимопомощь?

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, мы узнали что значит быть дружелюбным, что такое настоящая дружба, взаимовыручка и взаимопомощь. А ещё узнали, что веник без листиков называют в народе «голик».

Беседа "Я задаром спас его"

(Февраль, 2 неделя «Все профессии важны»)

Педагог продолжает знакомить детей с понятием «взаимопомощь».

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто и как им помог, когда они в этом нуждались. На основании высказываний детей педагог делает вывод:

– Нужно обязательно помочь человеку, который в этом нуждается. Если же вы сами не можете это сделать, попросите о помощи окружающих. Рядом всегда окажутся отзывчивые, внимательные люди, готовые прийти на помощь. Таким был известный всем герой. Вы его сразу узнаете. (С. Михалков «Дядя Степа»)

Что случилось?

Что за крик?

– Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку —

Помогите человеку!

На глазах всего народа

Дядя Степа лезет в воду

Жив здоров и невредим

Мальчик Вася Бородин.

Дядя Степа в этот раз

Утопающего спас.

За поступок благородный

Все его благодарят.

– Попросите что угодно, —

Дяде Степе говорят.

– Мне не нужно ничего —

Я задаром спас его.

– Как можно назвать поступок дяди Степы? (Добрый, смелый, благородный.)

– А что вам понравилось в поступке дяди Степы? Что сказал дядя Степа, когда его хотели наградить?

Беседа об оказании помощи

(Март, 1 неделя, «Любовь и доброта»)

В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых.

– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка. ...

…Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,

бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!

Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.

– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)

– А как еще дети могут заботиться о взрослых?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е. Благининой:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу

Я бы многого хотела,

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, а я молчу.

– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского): ...

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».

– За что мама была благодарна дочери?

– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?

– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.) ...

– Папа, подари мне барабан.

– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.

– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.

– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.

– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение), которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.

Яблоко

Стало невкусным.

Веселое

Сделалось грустным.

Сахар —

Не сладкий.

Соль —

Не соленая.

Дождик —

Не мокрый

Трава —

Не зеленая.

Гром

На кого-то с неба

Ворчит.

Мама не хочет

Со мной

Разговаривать.

Мама молчит…

– Почему герою стихотворения все кажется странным?

– Почему мама не разговаривает с ребенком?

– Вспомните, за что на вас обижалась мама. Может быть, здесь такой же случай?

– Что должен сделать герой стихотворения, что сказать маме, чтобы она его простила?

(Извиниться, попросить прощения.)

– А сам обидчик как себя чувствует?

(Плохо.)

– Значит, от обиды плохо становится всем?

– Как должен был вести себя герой стихотворения? (Не обижать

Маму, а если это случилось, извиниться.)

– Давайте вместе придумаем название этому стихотворению. (В случае затруднения воспитатель предлагает детям несколько вариантов на выбор, объясняет, почему лучше то или иное название: «Я обидел маму», «Почему мама молчит» и др.).

Беседа «Хорошие товарищи»

(Март, 1 неделя, «Любовь и доброта»)

В ходе беседы педагог обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.

Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается -

Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно, -

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить...

Но ребята не смеются -

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!..

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

- Можно ли детей назвать доброжелательными?

- В чем это проявляется? (Дети поддерживают, подбадривают Мишу. Они не дразнят мальчика, не смеются над ним.)

Воспитатель утверждает, что все дети хотят делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.

Беседа «Урок дружбы»

(Март, 3 неделя, «Удивительный мир птиц»)

Цель: формирование понятия у детей, что с друзьями надо делиться

Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского      Жили два воробья - Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел, ты и клюй!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, — ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

- Почему Чику стало стыдно?

- Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)

- А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)

- Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

- Нарисуйте Чика и Чирика.

Беседа «Почему нужно уметь уступать»

(Март, 5 неделя, «Признаки весны»)

В ходе беседы воспитатель учит детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

– Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)

– Во что вы любите играть?

– Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Затем педагог предлагает детям послушать рассказ: ...

Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью:

«Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, язнаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».

На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра».

Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

– Были ли споры между девочками?

– Почему спор не перешел в ссору?

(Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)

Воспитатель обобщает ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

Беседа о дружбе и взаимопомощи

(Апрель, 3 неделя, «Человек-часть природы»)

Появляется сова с конвертом.

Сова: Здравствуйте ребята, летела я к вам из леса, чтобы спросить, умеете ли вы дружить?

Воспитатель: А я ребята хочу познакомить вас с пословицами о дружбе.

«Друг за дружку держаться — ничего не бояться»;

«Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех»;

«Где дружба да совет, там свет»

«Друзья – больше чем братья родные».

Спрашиваю, о чем говорится в пословицах, как понимают пословицу дети? –А сейчас давайте вспомним сказки о дружбе.

На фланелеграфе размещаются герои сказок о дружбе и взаимопомощи: «Крошечка Хаврошечка», «Бременские музыканты», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Сказки  «Петушок и бобовое зёрнышко», вспоминаем героев.

Работа по вопросам.

— О чем говорится в сказке?

— Почему петушок подавился?

-Послушал ли он курочку?

-У кого просила помощи курочка?

Предлагаю обсудить нравственные качества героев сказки.

Ребята, а что можно сказать о наших героях, какие они? (выслушиваю ответы детей).

-А можно сказать они добрые, дружные, заботливые не бросают своих друзей в беде?

Кто был героями сказки «Крошечка  Хаврошечка?

-Как помогала коровушка своей хозяйке?

-Можно ли назвать такие отношения добрыми, заботливыми, ведь в сказке девочка заботилась о коровушке, кормила, поила её, животное в свою очередь отплатило девочке добром. Ребята, это можно назвать взаимовыручкой?

-А сейчас подумайте и назовите примеры взаимовыручки между вами в нашей группе.

Дети вспоминают ситуации, когда они помогали друг другу:

Алёна плохо рисует, ей помогают Настя, Даша, Вова. Когда рано забирают дежурного по столовой, то за него обязательно кто-нибудь подежурит и т.д.

-Теперь, ребята,  пришёл черёд сказке «Бременские музыканты». Если герои сказки  не были бы дружны, и не помогали друг другу могли бы они в одиночку справиться с разбойниками?

-Значит, какие качества помогают в жизни легче справляться с трудностями?

Правильно, дружба и взаимовыручка!

Предлагаю  проститься с гостьей Совой.

Психогимнастика «Улыбка».

Беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются .

(Апрель, 4 неделя, «Земля-наш общий дом»)

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (по повести А. Гайдара «Чук и Гек»):

Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу.

Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет.

- Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек».

- Как мальчики могли решить свой спор?

- Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.)

- Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме.

- А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось.

- Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Как объяснить эту пословицу?

Беседа» Каждая ссора красна примирением»

(Май, 4 неделя. «Природа расцветает»)

Цель: напоминание детям слов, которые помогают людям помириться

- Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.

- Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).

- Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?

Воспитатель напоминает детям стихотворение А. Кузнецова «Подружки», а затем предлагает послушать сказку А. Нееловой «Тысячесвет».

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячесвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».

- Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. — Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы — цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

- За что тысячесвет рассердился на ручеёк?

- Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще раз прочитать этот отрывок.)

- А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок.)

- За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он сделал от обиды?

- Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?

- Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?

- Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?

Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка;

помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели.

Педагог предлагает детям придумать другой вариант сказки. (1.Когда началась жара, ручеек вернулся и спас друга. 2.Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе). Затем просит детей нарисовать рисунки, изобразив на них печальный веселый конец сказки, и придумать названия иллюстрациям.

В заключение воспитатель подводит итог:

- Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости.  Если все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссор красна примирением».) Главное, не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу. («Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»):

Два котенка разругались,

Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись...

И во всю

Расхохотались.

 Тема «Будь всегда вежливым»

Программное содержание:

  1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения.
  2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.
  3. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Оборудование:

- Предварительное чтение художественных произведений В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово».

- Подобрать картинки с положительными и отрицательными поступками детей.

Ход беседы:

Воспитатель, обращаясь к детям говорит:

- Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)

- Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.

1 поступок: Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:

   - дети помогают ему встать;

   - дети забинтовывают мальчику ногу;

   - дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;

   - дети смеются над плачущим от боли мальчиком.

2 поступок: Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:

   - девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;

   - девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;

   - девочка проходит мимо;

   - бабушка сама поднимает упавшую трость.

3 поступок: Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:

   - мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;

   - мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;

   - мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.

Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:

     - Не рой другому яму- сам в нее попадешь.

     - Кто свой гнев одолевает- тот крепче бывает.

     - Добро творить- себя веселить.

     - Друга ищи- а найдешь береги.

Игра «Придумай сказку»

- Ребята, сейчас, я вам раздам серию картинок, а вы должны придумать сказку по этим картинкам про вежливых детей.

 После прослушивания сказок, спрашиваю у детей:

- Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?

Тема: «Правила поведения в игре»

Программное содержание:

  1. закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх.
  2. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре.

Подготовка к беседе:

- изготовление костюма феи

- изготовление волшебных очков

Ход беседы:

Вхожу в группу в костюме Феи. Здороваюсь с детьми. Представляюсь.

- Ой, ребята, куда я попала? (в старшую группу «Пчелка»)

- Значит, я прилетела по правильному адресу. А к вам меня отправила волшебница, которая хочет узнать, какие сейчас дети ходят в детский сад: плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом. Готовы поиграть со мной?

Дети: Да!

        Игра «Волшебные очки»

Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками

Описание игры: Фея показывает детям очки и говорит:

- Ребята, я хочу показать вам волшебные очки, которые передала мне волшебница для вас. Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Давайте, сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел.

(Дети по очереди надевают очки и говорят друг другу приятные слова)

-Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду. Послушайте.

«Дети играли в теплоход. Ребята проплыли уже весь мир и стали возвращаться из дальнего плаванья, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать Кубики, из которых был построен теплоход.

- Андрей, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть, - говорили дети.

- А мне какое дело. Хочу и ломаю, - услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.

- Матрос, займите свое место! Подходи к берегу. Приготовьтесь набросить канат, - сказал капитан.

- Сам набрасывай, - послышалось в ответ.

- Ребята, что можно сказать о поведении Андрея в игре?

- Какие некрасивые поступки он совершил?

- А у вас есть такие дети, как Андрей?

- Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступали?

- Ребята, давайте сейчас встанем в круг и кидая друг другу мяч, назовем правила, которые нужно соблюдать в игре. Я начинаю. Кидаю мяч ребенку и говорю:

- В игре надо соблюдать все правила

- Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры

- Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены.

- Всегда относятся к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

В заключении беседы говорю детям:

- Ребята, мне пора возвращаться к волшебнице и рассказать, что дети в группе «Пчелка» вежливые, хорошие, умеете играть друг с другом, знаете много правил в игре и будет очень хорошо, если вы будете всегда о них помнить и соблюдать их. А на память о своей встречи с вами я подарю вам волшебные очки, которые помогут вам быть друг с другом вежливыми, дружными и общительными. До свидания!

Тема: « Правила поведения детей в труде»

Программное содержание:

  1. Закрепить и обобщать детей о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.
  2. развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.
  3. воспитывать положительное отношение к труду.

Подготовка к беседе:

- подготовка куклы Незнайки к занятию.

Ход беседы:

Прихожу к детям вместе с Незнайкой.

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны? Читаю стихотворение:

                  Портниха.                                            Переплетчица.

Целый день сегодня шью.                              Заболела

Я одела всю семью.                                        Эта книжка: изорвал ее братишка.

Погоди немного, кошка.                                Я больную пожалею.

Будет и тебе одежка.                                      Я возьму ее и склею.

-Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?

- можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.

- Ребята, правильно ли сказал Незнайка?

- Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.

- А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

(Ребята называют рассказы)

- Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?

Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.

Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)

- Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)

- Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)

- Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:

   - Помочь Мальвине убирать игрушки.

   - Спросить, нужно ли Мальвине  еще помощь

   - Уважительно относиться к чужому труду

   - Действовать в труде совместно, коллективно.

   - Совместно обсуждать предстоящую деятльность

    - Помогать друг другу советами в труде

- Незнайка, тебе помогли дети?

- Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино  расскажу о правилах поведения. До свидания, ребята!

- Ребята, вот вы и помогли Незнайке. Скажите, а вы поможете своим мамам.

Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.

Так или не так?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:

- И я сегодня маме помогала.

- И я тоже, - ответила Люда, - А что ты делала?

- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

- А я ботинки чистила

- Мамины? – спросила Оля

- Нет, свои

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – ты же их себе чистила?

- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.

Так или не так?

- Ребята, кто же из детей помогал маме?

- Можно ли Люде сказать такую пословицу?

                                Судят не по словам, а по делам.

 - Ребята, а как вы понимаете пословицы:

                                 Маленькое дело лучше большого безделья.

                                 Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

По окончанию беседы хвалю детей:

- Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде, а заодно и сами вспомнили. Молодцы!        

Тема: «Правила поведения на занятии»

Программное содержание:

  1. Продолжать расширять  и закреплять полученные раннее знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д.
  2. Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки.
  3. Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

- заранее подготовленная исценировка сказки «Урок музыки» с участием детей, разучивание слов, реплик.

- подготовка костюмов Буратино, кота, собаки.

Ход беседы:

Собираю детей и говорю:

- Ребята, сегодня к вам приехали артисты, которые показывают детям театральные представления. Они нам сегодня покажут сказку « Урок музыки», где многие правила поведения нарушены. Смотрите внимательно, потом мы будем обсуждать, какие правила нарушили ребята.

                                            Урок музыки.

                       (По мотивам сказки А. Островского)

Действующие лица (исполняют дети): - Алеша Почемучкин,

                                                                  - собака Чижик,

                                                                  - Буратино,

                                                                  - учитель Кот.

                     (Алеша и Чижик готовятся к уроку)

Чижик: (бормочет)до, ре, ми, фа…

Алеша: Чижик, ты же выучил урок дома, чего шепчешь?

Чижик: Волнуюсь, повторяю.Ав- ав!

Алеша: А я волнуюсь за Буратино. Опять его нет, опять опаздывает и урок не выучил, наверное.

Чижик: Учитель идет!

                                      (Входит кот)

Кот: Здравствуйте!

Алеша и Чижик: Здравствуйте!

Кот: Начнем урок.

Чижик: (тихо)Ой, боюсь, сейчас меня спросят.Ав!

                          (В класс вбегает Буратино и падает)

Буратино: Ой- ой!

Кот: Буратино! Во-первых, ты опоздал на урок, во-вторых, не поздоровался. Выйди и войди снова так, как нужно.

Буратино: (Выходит, входит, спотыкается и падает) Здравствуйте!

Кот: Буратино, ты опять сделал все не так, выйди и вновь войди в класс, а не падай у порога.

Буратино: Ну вот, опять не повезло, попробую снова(уходит, стучится, спокойно открывает дверь) Здравствуйте!

Кот: Садись, Буратино! Урок ответит Алеша Почемучкин.

Алеша: (Поет любую попевку с названием нот) до, ре, ми, фа…

Кот: Хорошо, Алеша, я вижу, ты выучил урок. Ну что ж, Буратино, покажи свои знания.

Буратино: Ой, я кажется что-то забыл! (шепчет друзьям) подсказывайте, я не выучил.

Кот: Ты урок забыл?

Буратино: Да! То есть нет, я выучил.

Кот: Назови ноты по порядку.

Буратино: По чему:

Кот: По порядку! Если ты не готов, садись на место.

Буратино: Нет, нет, Я готов. Сейчас вспомню. До…

Кот: Дальше!

Буратино: (ждет подсказки) ну!

Кот: Дальше!

Буратино: (слышит подсказку) не «ну», а «ре».

Кот: Дальше!

Буратино: Ну! Ре.

Чижик и Алеша: (шепотом) ми, ми…

Буратино: Ми- ми.

Кот: Какая нота?

Буратино: (поет) ми-ми-ми…(слышит подсказку) фасоль.

Кот: Буратино, какая фасоль?

Алеша и Чижик: (шепотом) раздельно фа соль, фа соль.

Буратино: Раздельно фасоль и еще соль.

Кот: Достаточно, Буратино. Как не стыдно не учить урок! Сядь, Буратино, получаешь «плохо».

Буратино: Опять не повезло!(вздыхает)

Кот: Послушаем, что приготовил Чижик.

Чижик: (боится ответить) я пою ноты (поет ноты, робко, тихо).

Кот: Неплохо, Чижик. Ты выучил урок, но излишняя робость тебе помешала, ты пел тихо и неуверенно. Садись, «хорошо».

Алеша: Молодец, Чижик, выучил урок.

Кот: Чтоб изучить науку пения.

Чтоб урок не зря для вас прошел,

Должны набраться вы терпения

И слушать очень хорошо,

Мяу-мяу, и слушать очень хорошо!

Урок закончен, до свидания!

Благодарим ребят за исценировку сказки. Спрашиваю у детей:

- Ребята, какие правила поведения были нарушены на занятии?

Вместе с детьми формулируем правила этикета, которые должны соблюдать будущие ученики:

- Приходить до начала урока!

- Готовиться к уроку до звонка!

- Если не готов к уроку, нужно заранее предупредить учителя до начала урока и выучить его к следующему разу.

- Не опаздывать на урок, а если опоздал- извиниться и попросить разрешение присутствовать на уроке.

- Не подсказывать на уроке, лучше помочь другу выучить урок.

- Помните! Подсказка унижает человека.

- Смело отвечай выученный урок.

В конце беседы хвалю детей за исценированную сказку и за правильно найденные ошибки.

Тема: «Правила поведения по улице»

Программное содержание:

  1. Обобщать и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, на дороге.
  2. развивать внимательность.
  3. воспитывать самостоятельность, умение правильно переходить дорогу.

Подготовка к беседе:

- Подготовка тротуара (вырезанные из плотной бумаги), пешеходный переход, светофор.

- Подготовка игрушек-машин, резиновых кукол.

- Заранее распределение долей между детьми (черепах, собака, ребенок с машинкой, ребенок с мячом)

Ход занятий:

Беседу провожу за большим столом.

Воспитатель: где начало занятия? У пешеходного перехода собрались люди. Все ждут сначала светофора, чтобы перейти улицу. Они стоит на тротуаре.

                              Светофор.

             С площадей и перекрестков

             На меня глядит в упор

             С виду грозный и серьезный

             Очень важный светофор.

             У него глаза цветные,

              Не глаза- а три огня.

             Он по очереди ими

             Сверху смотрит на меня

             Поглядите – кА сейчас

             Загорелся желтый глаз.

- Ребята, можно идти, ехать? Правильно, нет, это сигнал – внимание?

Стоят машины,  пешеходы.

              Светофор мигнул и раз-

              Вдруг открыл зеленый глаз.

- Пешеходом путь открыт!

(Игрушки-пешеходы переходят улицу. Игрушками управляют дети)

- Ребята, переходя дорогу, как бы вы ни спешили, ни торопитесь, не следует бежать, расталкивая прохожих, как будто за нами кто-то гонится.

В этом случае можно сказать, тем кто идет не спеша: «Разрешите пройти?

Постарайтесь не задевать прохожих зонтиком, игрушкой, сумкой.

- Ребята, давайте вспомним  основные правила для пешеходов?

- Идти только по правой стороне тротуара

- Не гулять по мостовой и не переходить проезжую часть улицы на искосок

- Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

- Если встретили знакомую, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

(девочка переводит черепаху через дорогу без соблюдения правил)

Воспитатель:   -  Мне, - сказала черепаха,-

                             Неизвестно чувство страха,

                             На сигналы не гляжу :

                             Где хочу- перехожу!

-Ребята, объясните черепахе, почему она не права. (Ребята объясняют)

                             А пока переходила,

                             Под машину угодила.

(мальчик ведет машину и наезжает на черепаху)

                             Искры брызнули из глаз…

                             Хорошо, что панцырь спас!

(ребенок выкатывает маленький мяч на проезжую часть, за мячом «бежит» собачка)

                             Шарик мчится за мячом:

                             -Мне машина не по чем!

(машина объезжает Шарика)

                               Отскочить он не успел

                               И остался чудом цел.

-Ребята, объясните Шарику, какое правило он нарушил?

Дети: Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней!

- Ребята, назовите сигналы светофора. Что они означают? Назовите правила поведения для пешеходов и покажите их действие на игрушках.

- Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, направо.

- Переходить улицу можно в местах, где есть переходная дорожка.

- Не переходить улицу, если по ней движется специальный транспорт.

- Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Правильно – неправильно»

Цель: Развитие внимания, умение находить нарушения правил поведения на улице, на картинках.

Оборудование: Картинки с изображением различных ситуаций на улице.

Описание: Ребята, внимательно рассмотрите картинки, что правильно, что- неправильно.

В заключении спрашиваю у детей:

- Ребята, скажите, станет ли культурный человек громко разговаривать на улице, привлекая внимание, ссорить, бросать шелуху от спичек, бумажки?

-Если вам нужно о чем-то спросить на улице, как вы поступите?

- Ребята, а какие вы знаете правила поведения на тротуаре?

(не толкать прохожих, не мусорить, пропускать прохожих).

-А какие вы знаете правила поведения на проезжей части?

(переходить дорогу только на зеленый цвет, не бегать переходя дорогу, не играть на проезжей части)

В конце беседы хвалю детей.

Тема: « Правила поведения в работе с книгой»

Программное содержание:

  1. Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в работе с книгой.
  2. Развивать внимание
  3. Воспитывать бережное обращение с книгами.

-Подготовка куклы Незнайки

- Подготовка книги с оторванной страничкой

Ход беседы:

Приношу к детям порванную книжку и говорю:

- Ребята, посмотрите, что Незнайка с книгой сделал. Хорошо он поступил?

Дети: Нет!

- А вот и сам Незнайка идет.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как я с книгой интересно играл.

- Ребята, объясните Незнайке, что  так с книгами не обращаются.

(ребята объяснили Незнайке, а воспитатель читает стихотворение):

                                 Знать обязаны детишки,

                                 Что не надо портить книжки:

                                 В них не стоит рисовать

                                 И листочки вырывать!

                                 Все странички в них важны,

                                 Книжки вы беречь должны

                                 А закончили читать-

                                 Книжку надо в шкаф убрать.

                                 Книжек много есть вокруг

                                 Каждая – прекрасный друг.

- Ребята, скажите, а почему с книгой надо обращаться аккуратно и беречь их?

(потому, что мы многое узнаем с книг)

- Давайте с вами почитаем рассказ из книги, которую порвал Незнайка.

(читаю рассказ, но на самом интересном месте останавливаюсь)

- Все ребята, дальше я не смогу вам почитать.

Дети: Почему?

                         Незнайка вырвал здесь страничку.

- А что теперь будет делать?

- Давайте скажем Незнайке, как нужно обращаться с книгами:

- Беречь книги!

- Не рвать книги!

- Не рисовать в книгах!

 -Ухаживать за книгой!

- При работе с книгой, аккуратно перелистывать страницы, не мять их.

- Хранить книги в шкафу или на книжной полке!

- Незнайка, теперь тебе понятно, почему нужно хорошо обращаться с книжками?

- Да! Спасибо, вам ребята за добрые советы. Мне очень стыдно, что я так поступил с книгой. Давайте сейчас я приклею листочек на место и мы дочитаем рассказ.

(Ребята вместе с Незнайкой приклеивают оторванную страничку на место. Воспитатель дочитывает рассказ)

По окончанию беседы, воспитатель говорит:

- Ребята, берегите книги, наших дорогих и верных друзей.

Тема « о культуре поведения»

Программное содержание:

  1. Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.
  2. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.
  3. Развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.

Оборудование: игрушки, медведь.

Ход беседы:

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, вы уже столько раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас на урок в школу игрушек.

Воспитатель подходит к игрушкам, берет (по очереди) их в руки и от их имени приветствует детей:

                       - Здравствуйте, доброе утро и т.д.

- Утро в школе игрушек начинается с необычной зарядки, которая называется «Познакомимся». Вы должны подойти к понравившейся игрушке, сказать ей добрые слова, взять на руки и нежно прижать к себе или погладить.

          (Дети знакомятся с игрушками)

- Вот вы и познакомились с игрушками. Игрушки по секрету мне сказали, что они очень вежливые, добрые и внимательные. Много знают нужных волшебных слов. И они хотят проверить знают ли ребята вежливые слова. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.

Воспитатель берет игрушки (по очереди) подходит к какому-либо ребенку и спрашивает: зайчонок (лисенок) хочет узнать…

- Что нужно сказать после обеда? (спасибо)

- К кому обращаются на «Вы»? (ко взрослым)

- Как надо попросить? (пожалуйста)

- Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо)

- Что надо сделать, если нечаянно обидел кого-то? (попросить прощение)

- Какие слова говорят утром? (доброе утро)

- Как пригласить к себе в гости? (я буду очень рада увидеть вас..)

- Ребята, сейчас я вас познакомлю с медведем, которому учения в школе даются нелегко.

Медведь: Я все могу- могу плясать,

                 И рисовать, и петь,

                 Могу стоять на голове,

                 До Марса долететь,

                 Могу допрыгнуть до луны,

                 Могу найти алмаз,  

                Могу я даже видеть сны,

                Не закрывая глаз…

                Могу я целый день не врать.

                Могу! Могу! Могу!

                …но не хочу!

- Вам понравился медведь?

- Что можно сказать о нем? Хотите с ним дружить?

- Если бы в нашей группе был такой хвастливый ребенок, говорил: «Я все могу! Я сделаю лучше всех!», то что бы вы ему посоветовали? Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:

                                      Мишка злым сегодня был,

                                      Оттолкнул братишку.

                                      И сестренке нагрубил,

                                      И уткнулся в книжку.

          ( Мишка отворачивается, закрывает морду лапой)

- Как можно назвать такого мишку?

Мишка: Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно сделать?

- Давайте поможем медведю исправиться. Расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым?

 - Совершенно верно. Вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняться за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться друг с другом. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, обязательно попросит прощения.

Мишка: Я понял, что очень плохо быть хвастливым, крикливым, грубым. И вы, ребята, помните об этом всегда. Спасибо вам!

 Тема: «Как одеваться в прохладную погоду»

Программное содержание:

  1. Обобщать и закреплять навыки правильного, последовательного одевания, переодевания.
  2. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.

Оборудование:

- картины с изображением разных времен года; плоскостные куклы, картонные, с комплектом одежды по сезонам; куклу Таню с комплектом различной одежды (платье, брюки, фартук и т.д)

- подготовка костюмов Мальвины, Буратины, Незнайки.

- заготовка карточек зеленого цвета.

Ход беседы:

В группу к детям приходит в гости Мальвина, Буратино и Незнайка. Дети здороваются с гостями. Мальвина говорит:

- Дети, вчера я заходила в среднюю группу и видела как Таня помогала одеваться новому мальчику Алеше. А в группе больше никого не было. Я спросила Алешу, где все ребята. Алеша сказал, что они на музыкальном занятии, а он опаздывает, т.к не умеет переодеваться – дома его всегда одевала бабушка. А вы ребята?                                                                                            

Сами ли вы одеваетесь дома? Умеете ли быстро и аккуратно одеться, если мамы нет дома, а бабушка приболела или занята и не может вам помочь?

(дети отвечают)

- ребята, давайте проверим себя (показывает картинку). Представьте себе: лето, тепло, ласковое солнышко. Как надо одеть кукол в такую погоду? Поставим песочные часы и проверим, сколько времени у вас займет одевание кукол на прогулку. Помогать нам в этом будут наши верные друзья: Мальвина и Буратино, которые за правильность ваших действий будут давать вам карточки зеленого цвета.

    Дети обращаются к картонным куклам с комплектом одежды (у мальчиков – куклы мальчики, а у девочек – девочки). Буратино и Мальвина помогают воспитателю оценивать действия детей, кладут карточки зеленого цвета на стол тому, кто правильно и быстрее других оденет куклу.

   В это время Незнайка подсказывает детям но опять- таки не верно, что делает задание запутанным. После подсчета зеленых карточек победителя, Буратино и Мальвина награждают цветочком.

- Молодцы, ребята. А сейчас представьте холодную, дождливую осень. А как надо одеть кукол в такую погоду?

Воспитатель ставит песочные часы и проверяет длительность одевания кукол. Поочередно обыгрываются все времена года. После чего воспитатель предлагает детям одеть кукол не на прогулку, а в детский сад, в гости.

После, Незнайка обращается к детям:

- Ребята, я тоже хочу поиграть с вами: я все хорошо знаю и умею.

- Сейчас проверим Незнайкины знания, да ребята? (Да!)

- Скажи, Незнайка, какой из этих щеток нужно чистить обувь? (Незнайка показывает на одежную). Вот и не верно. Эта щетка для одежды, и если раз почистишь ею обувь, то потом она будет пачкать одежду. А теперь попробуй одеть куклу Таню для катания на лыжах.

    Незнайка надевает на куклу фартук. Ребята подсказывают Незнайке.

Воспитатель поручает помочь Незнайке одеть правильно куклу, и объяснить в чем его ошибка и почему он одевает  куклу по другому.

После чего Незнайка говорит детям:

- Ребята, теперь я знаю как нужно одеваться в разное время года. Спасибо вам.

Мальвина и Буратино спрашивают у детей:

- Ребята, что вы запомнили сегодня? Что нового помогли узнать Незнайке? Молодцы, теперь мы уверены, что вы сможете одеться без помощи бабушки.

Тема: «Подружись с зубной щеткой»

Программное содержание:

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Формировать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести пониманию их назначения и функции; Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскания рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней)

Оборудование:

Несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.

Ход беседы:

В гости приходят Мальвина и Буратино.

М: Здравствуйте ребята! Посмотрите на Буратино. Заходи, заходи по смелее, пусть ребята на посмотрят.

Б: Ребята, Мальвина меня замучила. Учит и учит.

М: А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь элементарного, не знаешь правил личной гигиены. Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!

Б: Ладно, помою руки (Плюёт на руки и растирает их).

М: Затем умыться (не смотрит на Буратино).

Б: Вот смотри, как умываюсь (руками без воды трет лицо)

М: Причесаться.

Б: Это запросто! (Прилизывает руками волосы)

М: И почистить зубы зубной щеткой (Буратино растеряно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов. Не поймет какая щетка для зубов!)

М: Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку. (дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке)

Б: А чистить зубы совсем не обязательно. Это обувь, одежда бывают грязные. А на зубах откуда может быть грязь?

М: Ребята, правильно ли думает Буратино? (нет, нужно чистить 2 раза)

Б: А зачем?

М: Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы. Садитесь, ребята, по удобнее и посадите рядом Буратино.

- Ребята, сколько зубов у человека?

- Для чего нужны человеку зубы? (чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек не красивый)

- А зубы только у человека есть?

- Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы – самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Давайте постучим зубами. А теперь посмотрите на свои зубы в зеркало: все ли зубы одинаковы? Да, у всех зубы разные. Есть маленькие, широкие, острые, узкие. Посмотрите, спереди 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают разгрызать пищу. За ними коренные, которые пережевывают пищу.

- Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут, и вырастут постоянные на всю жизнь.

Б: Ой, спасибо, я пошел. Всё про зубы рассказали, я всё знаю.

М: Нет, постой. Ты ведь не знаешь, что зубы надо беречь. А почему разрушаются зубы? (игра с мячом. Полезная для зубов морковь, яблоко, молоко, творог, сметана, масло, кефир. Не полезно – шоколад, конфеты, печенья, леденцы, зефир)

- А как можно помочь зубам? ( чистить, полоскать рот, грызть фрукты и овощи)

- Как часто нужно чистить зубы, почему?

- Значит, лучшие друзья для наших зубов – это зубная щетка зубная паста.

- А у взрослых и детей щетки одинаковы?

- А как вы ухаживаете за зубной щеткой?

М: Буратино, ты запомнил? (Да!) А что, если разболятся зубы? (К стоматологу). Но не жди, пока зубы  заболят, иди к стоматологу, пока зубы здоровы.

Б: Ой, еще и врачи есть, которые зубы лечат?

М: Если зубы лечить вовремя, они никогда не будут болеть. Давайте с вами назовем правила бережного отношения к своим зубам:

- чистить зубы 2 раза в день.

- полоскать зубы после еды

- не есть много сладкого, не грызть твердые предметы

- пользоваться своей зубной щеткой

- посещать стоматолога

М: Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу про вас, про ребят. Стоматолог передал вам привет и пожелал вам здоровье.

Тема: «Мы едем в транспорте»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д.
  2. Развивать внимательность, наблюдательность.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, едущих в транспорте.

Оборудование:

- Подготовка сиденьев- стульчиков, билетов.

- Вывеска «касса с билетами»

Ход беседы:

Предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе»:

Вместе с детьми устанавливаю сиденья, прикрепляю «кассу с билетами», говорю детям:

- Ребята, с нами в автобусе еще хотят покататься Незнайка и Буратино. Покатаем их? Но, прежде чем пригласить Буратино и Незнайку, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример:

- Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

-  Подними и вежливо подай обраненый кем-то предмет.

- Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

- Не разговаривай громко в транспорте.

- Не сори в транспорте.

 - Не пачкай сиденье.

После перечисления  правил, предлагаю детям занять места.

- А кто из нас будет водителем?( вызываю ребенка). Теперь в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к Незнайке и Буратино.

   Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с Незнайкой. Один из детей уступают место воспитателю. Педагог благодарит ребенка.

   Во время поездки, Незнайка громко разговаривает, требует место у окна; пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки.

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, напомните Незнайке, как надо вести себя в автобусе(дети указывают на его ошибки).

- Спасибо, ребята, теперь я знаю, как себя нужно вести.

На очередной остановке в автобус садится Буратино, который поднимает обраненную воспитателем ручку и говорит:

-  Извините, вы уронили. Возьмите пожалуйста.

Воспитатель предлагает сесть Буратино рядом с Незнайкой, чтобы он учился у Буратино вежливости.

После нескольких кругов, водитель объявляет остановку «детский сад».

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру, а Незнайка  и Буратино посмотрят, какие вы умные.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: закрепить знания детей о том, как надо вести себя правильно всем.

Оборудование: мяч

Описание: Воспитатель говорит детям:

- Сейчас я вам буду кидать мяч и буду про что-то рассказывать, а внимательно слушайте и продолжайте:

  1. Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то (это будет мешать другим людям).
  2. Если ты лезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то (в автобусе будет грязно, и другим пассажирам, детям и взрослым, будет не удобно).
  3. Если ты будешь громко разговаривать и отвлекать водителя от дороги, то (это может плохо закончиться).
  4. Если в автобус зашла бабушка или больной человек, то (нужно уступить место).

- Молодцы, ребята. Теперь я знаю, что в транспорте будете вести себя хорошо и будете другим детям показывать пример для подражания.

( Незнайка и Буратино благодарят детей и прощаются с ними).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Доброта, что солнце!"

Этическая беседа с детьми старшей группы о понятии слов "добро" и "доброта". о необходимости совершать добрые дела и поступки....

КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ «ВСЕГДА ЛИ СМЕХ В РАДОСТЬ?»

Программное  содержание:Развивать  чувства, аналитические  умения  детей.Вызывать  эмоциональный  отклик  на  рассказ  В.А.Сухомлинского  «Посмеялись…...

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...

Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...