План по самообразованию Тема: «Игротерапия как средство развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста»
материал

План по самообразованию Тема: «Игротерапия как средство развития познавательных интересов удетей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya1.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

«План по самообразованию педагога-психолога»

                       

Рахимбаева Марата Агъзамовича

Тема: «Игротерапия как средство развития познавательных интересов удетей дошкольного возраста»

2021/2022

Высокая Гора

Тема самообразования: «Игротерапия как средство развития познавательных интересов удетей дошкольного возраста»

Цель: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии. 

Задачи:

 Развивать умение снимать эмоциональную и телесную напряженность;

 Развивать внимание, память, мышление;

 Способствовать развитию творческого мышления, фантазии и воображения;

 Формировать положительные эмоции, доброжелательность, коммуникабельность, уверенность в себе;

 Развивать познавательный интерес, умение выражать эмоции;

 Научить уметь чувствовать и понимать другого. Предполагаемый результат:

С помощью игротерапии развить познавательные процессы детей дошкольного возраста, развить у детей познавательный интерес, умение выражать свои эмоции, развить воображение и творческое мышление, развить у детей навыки саморегуляции, умение снимать эмоциональную и телесную напряженность, научить детей понимать других людей, сформировать положительные эмоции, доброжелательность, коммуникабельность, уверенность в себе.

Форма отчета по проделанной работе: презентация.

Форма самообразования: групповая

Актуальность

Лев Семенович Выготский говорил: «Позволь ребенку играть. Игра - это форма воспитания». Ученый считал, что именно в игре закладываются основные принципы развития ребенка, это готовит его к взрослой жизни. Он пишет: «Игра как основная форма естественного воспитания животного и человеческого ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из ее направленности на будущее. Игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие». Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение является тонким показателем отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах и замкнутости. Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности, необходимо помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, но сначала надо понять их причины.

Проблема: Игра – ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста. З. Фрейд обнаружил что, игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

Игротерапия выполняет следующие функции:
1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;
5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1.Развитие познавательной сферы ребенка.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.Формирование коммуникативных навыков.
4.Формирование навыков культурного поведения.
5.Обогащение представление об окружающем мире,
6.Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций

При реализации работы важно учитывать последовательность проведение игровых технологий. Для продуктивной работы необходимо пробудить в детях эмоциональную активность, доверие к себе, к взрослым, интерес к сверстникам, при этом постепенно происходит формирование позитивных представлений о себе, сознание ребёнком своей значимости, повышение уверенности в себе, познание своей индивидуальности, особенно детей с ОВЗ. Игротерапия чрезвычайно, важна для психического развития ребенка. Она способствует сохранению психического здоровья, готовит к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме. Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающими миром.

Можно сделать вывод, что, развивая детей, мы учим дошкольников контролю и управлению своими эмоциями. Все игровые технологии позволяет выполнять их без особых затрат времени и специальной подготовки, что могут успешно преодолевать трудности в общении детей со сверстниками и взрослыми, выстраивая доверительные отношения.

Перспективный план работы

на 2021 – 2022 учебный год.

Раздел

Изучение методической литературы

Работа с      детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сроки

Сентябрь-май

Сентябрь-октябрь

Ноябрь –декабрь

Январь-февраль

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Содержание работы

Список литературы добавить

Подвижные и народные игры

Игровой досуг: «народные подвижные игры»

Дидактические игры по обучению грамоте

Выставка детских рисунков

Неделя настольных игр

«Что? Где? Когда?»

«Календарь природы»

«Лото»

«Четвертый лишний» и пр.

Консультация: «Роль игры в жизни ребенка»

Родительское собрание на тему: «Игры и игрушки наших детей»

Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?»

Памятка для родителей «Значение игры в жизни и развитии ребёнка».

Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка»

Консультация для родителей на тему: «Что такое сюжетно - ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника»

Методические рекомендации  «Игры на развитие внимания,памяти,

мышления»

Консультация:

«Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?»

Рекомендации для родителей Чем развлечь детей дома?

наглядная информация, памятки, рекомендации, подбор консультационного материала: «Значение игры в жизни и развитии ребёнка»;

Консультация

«Эффективность игротерапии»;

«Развивающая игротерапия»;

«Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет»;

Памятка

«Игра в жизни ребенка. игра в жизни взрослого»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

тренинг: «Стили педагогического общения»;

«Тренинг по профессиональному выгоранию педагогов»;

Выступление на педагогическом совете с сообщением:

«Эффективность игротерапии, как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»;

«Обобщение опыта работы по инновационной теме «Игротерапия как средство развития познавательных процессов»; «Эффективность игротерапии, как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста».

Практические выходы

Повышение знаний, сбор материала

Март –апрель

Вечер игр: «Весёлые игры»

Май

Игровой досуг

«Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

?

Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связ со взрослым, справедливо подчеркивая решающее значение общения ребенк со взрослым для оптимального развития личности ребенка. Игр представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.

Неспецифическим эффектом игротерапии может также выступат позитивная динамика умственного развития ребенка. Достигается это за сче снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовывать свои истинные способности.

Следовательно, игротерапия - эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных процессов и чтобы это средство дало результат надо использовать игротерапию в полной мере.

Таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделат следующие выводы о значении игротерапии в работе педагога-психолога:

  1. облегчаются психологические страдания ребенка;
  2. укрепляется собственное Я ребенка, развивается чувство самоценности;
  3. развиваются способности эмоциональной саморегуляции;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...

«Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»

laquo;Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»        Самое интересное в жизни ребенка является игра. Играя,...

Консультация для родителей: " Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста."

laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пы...

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"...

Самообразование "Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

laquo;Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным - первоначальная задача обучения» К.Д.Ушинский....