Профориентационная работа с дошкольниками
презентация к уроку (подготовительная группа)

Хоменюк Виктория Витальевна

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, чаще всего они основаны лишь на словесных методах формирования представлений у детей,  что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении Материалы данной работы могут быть предложены для использования в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций по ознакомлению детей с профессиями взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1prezentatsia.pptx172.89 КБ
Файл 27_02_21.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профориентационная работа с детьми старшего дошкольного возраста Посредством реализации проекта «Лес и человек» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Кафедра педагогики и психологии детства Направление подготовки: Психолого - педагогическое образование Профиль: « Психология и социальная педагогика » Дисциплина «Социальная педагогика» Работу выполнила: воспитатель Хоменюк Виктория Витальевна МКДОУ детский сад №6 п.Волома

Слайд 2

Актуальность Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, чаще всего они основаны лишь на словесных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении. Можно обозначить существующее противоречие между социальным заказом на осуществление ранней профориентации, начиная с дошкольного образования , и отсутствием научно - обоснованных организационно - педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольной образовательной организации. Именно поэтому данная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день.

Слайд 3

Научный аппарат Цель курсовой работы: исследование эффективности влияния проекта «Лес и человек» на профориентационную работу среди детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Объект исследования: процесс профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: проект «Лес и человек» будет способствовать эффективности профориентационной работы среди детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Слайд 4

Научный аппарат Гипотеза исследования: проект «Лес и человек» будет способствовать эффективности профориентационной работы среди детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Для достижения представленной цели нам необходимо решить следующие задачи: Изучить научную и методическую литературу с целью выявления особенностей профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Подобрать методы и методики исследования. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать проект «Лес и человек», направленный на повышение уровня профориентационных представлений среди детей. Проверить эффективность проекта «Лес и человек»

Слайд 5

Организация исследования Диагностика Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых» цель: выявление уровня развития представлений о профессиях взрослых. Исследование апробировалось с декабря 2020 по апрель 2021 гг. Исследование проводилось на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 «Родничок» п.Волома . В саду функционируют разновозрастные группы, мы работали с группой Б, которую посещают 5 детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 6

Экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста Ребенок Уровень сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста Уровень сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста о представлении работы в лесу Анна О С Н Людмила К С Н Александра К С Н Дмитрий А С Н Даниил Ф С Н

Слайд 7

Разработка и апробация проекта «Лес и человек», направленного на повышение уровня профориентационных представлений среди детей Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования представлений дошкольников о профессиях лесного хозяйства, значимых для Муезерского района. Задачи: - сформировать у детей дошкольного возраста знания о профессиях лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности; - формировать у детей представления о процессе профессиональной деятельности, о роли труда в жизни человека; - формировать осознание важности разных профессий; - поощрять уважение к труду взрослых.

Слайд 8

Разработка и апробация проекта «Лес и человек», направленного на повышение уровня профориентационных представлений среди детей Беседа с инспектором Уборка территории ДОУ Исследовательская деятельность «Красота спасет мир» Знакомство детей с лесной промышленностью и смежными отраслями Проект 1 «Инженер по лесовосстановлению и лесоразведению» Проект 2 «Инженер по охране и защите леса» Проект 3 «Охотовед. Егерь» Проект 4 «Назад к старым добрым традициям: столяр-краснодеревщик, бондарь» Проект 5 «Специалисты в области охраны растительного и животного мира» Занятие ««Все профессии хороши- выбирай на вкус»

Слайд 9

Эффективность проекта «Лес и человек», направленного на повышение уровня профориентационных представлений среди детей Ребенок Уровень сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста о представлении работы в лесу (до формирующего воздействия) Уровень сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста о представлении работы в лесу (после формирующего воздействия) Анна О Н С Людмила К Н С Александра К Н В Дмитрий А Н С Даниил Ф Н С

Слайд 10

Заключение Таким образом, после формирующего воздействия, мы выделим следующие особенности: 1) дети узнали и умеют объяснить специфику работы в лесу; 2) имеют представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, процессе трудовых действий и их результатах, внешнем виде представителей профессии.



Предварительный просмотр:

1 слайд: Профориентационная работа с детьми старшего дошкольного возраста   Посредством реализации проекта «Лес и человек».

2 слайд: В настоящее время, профориентационная работа приобретает статус важного условия социализации личности и её гражданского становления, способствует гармонизации взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения. На рынке труда все меняется стремительно, и это влечет за собой не только появление новых профессий, но и устаревание ряда старых - в связи с ускорением технологического прогресса профессии начинают появляться и исчезать все быстрее. Анализ состояния ранней профориентации позволил выделить следующее противоречие: между растущей актуальностью профориентации, богатством информационного поля и недостаточной разработанностью организационно - методических условий её проектирования и средств реализации.

3 слайд: с научным аппаратом работы можно познакомиться на слайде.

Профориентационная работа - это практические мероприятия рекомендательного характера по выбору будущей профессиональной деятельности на основе информации о профессиях и требованиях к соискателю рабочего места, особенностей и способностей выбирающего и прогноза его успешности в предпочитаемом виде деятельности.

4 слайд:   дошкольной педагогике сложились различные подходы к проблеме приобщения детей к миру взрослых: через ознакомление с их трудом (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Г.П. Лескова др.);

через овладение детьми трудовыми операциями (В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, Н.М. Крылова, А.Д/ Шатова и др.);

через формирование нравственных качеств: доброты, отзывчивости, чуткости, заботы об окружающих людях (М.И. Тимошенко, В.П. Пушмина, А.М. Виноградова и др.),

через развитие интереса к личности взрослого человека и» эмоционально-положительного отношения к нему (С.Г. Журат, С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова и др.);

через формирования отношения к творческому началу в личности взрослого человека (О.В. Дыбина).

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.

Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен.

Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом игра ют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

5 слайд: Для экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста была подобрана методика, представленная на слайде.

6 слайд: Мы провели диагностику уровня развития представлений о профессиях взрослых, которая дает представления о знаниях детей: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, о внешнем виде представителей тех или иных профессий, о процессе их трудовых действий, о результате их труда. Перейдем к результатам обследования.

в общем у всех детей старшего дошкольного возраста сформирован средний уровень сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники давали неточный ответ, затруднялись выделить отдельные детали процесса, называли не все орудия труда, опускали отдельные трудовые действия, значимость результата, не всегда могли называть представителей тех или иных профессий по их внешнему виду. Не проявляли ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

Что же касается профессии, связанной с лесом, то все дошкольники затруднялись описать работу представителей данной профессии, не знали конкретно, чем люди занимаются в лесу.

В основном, ответы были «что лесники работают», «защищают животных и растения».

Подводя итог, можно отметить, что  у всех детей данной группы низкий уровень развития представлений о труде в лесу. Дошкольники неправильно давали ответы. Затруднялись называть должностные обязанности, путали или совершенно не знали орудия труда, не имеют представлений о процессе трудовых действий и результатах труда, не могли назвать представителей тех или иных профессий по их внешнему виду. Не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом. На основе полученных данных можно отметить, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых, работающх с лесом (цель и содержание труда, процесс его организации).

Исходя из полученных данных, с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить работу по формированию профориентационных в виде реализации проекта «Лес и человек».

7 слайд: Учитывая актуальность воспитания трудовых ресурсов для родной земли, имеющиеся природные и социальные условия и ресурсы, мы остановили свой выбор на идее знакомства дошкольников с востребованными и значимыми профессиями для Муезерского района лесного хозяйства.

8 слайд: например, при знакомстве с проектом  «Назад к старым добрым традициям: столяр-краснодеревщик, бондарь», дети самостоятельно сделали вывод, что профессия плотника сложная, данную профессию можно назвать высококвалифицированным специалистом, специализирующимся на изготовлении деревянных изделий, и в своей работе он может использовать технологии облицовки, ламинирования и облицовки.

Завершающим и обобщающим проектом было выступление Анны. Девочка рассказала о людях, которые работают с растительным миром и животным. Мы узнали, что с природой работают: агроном или овощевод, землемер, лесничей, географ и геолог, зоолог и фермер, биолог, ландшафный дизайнер, лесной техник.

Завершающим занятием было ««Все профессии хороши- выбирай на вкус». В процессе занятия, дошкольники получили и обобщили знания о профессии, была заметна заинтересованность дошкольников к данной теме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что  при помощи реализации и апробации проекта, знания и представления детей о людях, рабботающих с лесом, улучшились. Дошкольники поголовно говорили о том, что как сложно и интересно работать в лесу, что надо помогать и беречь природу и животных. Данные могут свидетельствовать об эффективности апробированного проекта «Лес и человек».

9 слайд: Мы повторно провели диагностику уровня развития представлений о профессиях взрослых, которая дает представления о знаниях детей: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, о внешнем виде представителей тех или иных профессий, о процессе их трудовых действий, о результате их труда.

уровни сформированности профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста, выросли.

У четверых детей из пяти выявлен средний уровень профориентационных представлений (на констатирующем все 5 имели низкий уровень).

Данные дошкольники давали ответы неточные, затруднялись выделить отдельные детали процесса, называли не все орудия труда, опускают отдельные трудовые действия, значимость результата, не всегда могут называть представителей тех или иных профессий по их внешнему виду. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

У одного из дошкольников выявлен высокий уровень (Александра). Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, процессе трудовых действий и их результатах, внешнем виде представителей тех или иных профессий. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

10 слайд: Данные свидетельствуют о том, что реализация проекта «Лес и человек» оказала эффективное воздействие на формирование профориентационных представлений у детей старшего дошкольного возраста о представлении работы в лесу.

Таким образом, цель и задачи работы выполнены, гипотеза подтвердилась.

11 слайд: спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками

Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками     ...

Использование проектной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками.

С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям мною был разработан и реализован профориентационный проект «В мир...

Консультация :"Условия, формы и методы профориентационной работы с дошкольниками"

Цель ранней профориентации: дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях....

Ранняя профориентационная работа с дошкольниками

Семинар - практикум для педагогов по ранней профориентационной работе с дошкольниками....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Применение квест – технологии в профориентационной работе с дошкольниками в условиях ФГОС».

Цель мастер - класса:  поделиться имеющимся опытом  работы по повышению мотивации педагогов к использованию квест – технологии в процессе ознакомления дошкольников с профессиями....