Ранняя профориентационная работа с дошкольниками
методическая разработка

Аллаева Дильфуза Абдугуламовна

Семинар - практикум для педагогов по ранней профориентационной работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_proforientatsii.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Ранняя профориентационная работа с дошкольниками»

Цель мероприятия: повышение уровня     теоретической и      практической подготовки       воспитателей,   совершенствование   практических    навыков, необходимых в работе по ознакомлению    детей дошкольного     возраста    с профессиями  людей.
Задачи:
1. Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОУ.
2. Изучить содержание профориентационной    работы в ДОУ,    соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой.
3. Познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.

Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем мы начнем наш семинар, я хотела бы спросить у вас:

- С какими современными профессиями вы знакомите детей?

- В какие игры, связанные с профессиями, вы играете с детьми?

Предлагаю разделиться на две команды, так нам будет интереснее и продуктивнее работать. Придумайте, пожалуйста,  названия вашим командам.

Задание 1.На экране появляется слайд со словом «Профессия». Вам необходимо  на каждую букву, написать  название профессии (например: «повар», «радист», «офицер», «фокусник», «егерь», «стоматолог», «слесарь», «инспектор», «ямщик» )

Термин « Ранняя профориентация» что же это такое? Ваши мысли по этому поводу (ответы педагогов)

Профориентация -  это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение  следующей цели- формирования положительного отношения к труду.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены  целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.

С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, смогли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Мы хотим, чтобы дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место,

что труд - это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

            

Давайте мы с вами вспомним задачи и разделим их на группы. К каждой возрастной группе необходимо подобрать задачу.

Задание 2. Работа с карточками. Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе»  (педагоги соединяют разрезанные части задания).

Первая младшая группа

Способствовать развитию интереса к труду.  Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)

Вторая младшая группа

Развивать интерес к труду взрослых в детском саду  (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая)

Средняя группа

Формировать представление об  отдельных профессиях  взрослых (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»

Старшая

Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.

Подготовительная

Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и  благополучной жизни страны, семьи, и каждого человека,  о разнообразии и взаимосвязи видов  труда и профессий.

Задание 3. Как Вы думаете, с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?

1 команда – пишет перечень профессий для младшей группы и старшей.

2 команда – для средней и подготовительной группы.

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

В подготовительной группе детей продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

Задание 4. «Вспомнить всё» Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями. Называем по очереди, за чьей командой будет последнее слово, та команда и выигрывает.

- организованная образовательная деятельность;

- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация

практических трудовых действий;

- самостоятельная деятельность ребенка;

- познавательно-исследовательская деятельность ребенка;

- наблюдения за трудом взрослых;

- чтение художественной литературы;

- художественно-творческая деятельность;

- игровая деятельность;

- моделирование;

- целевые прогулки и экскурсии;

- культурно-досуговая деятельность;

- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

- встречи с интересными людьми;

- живой пример окружающих взрослых.

В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм (на слайде):

- Творческое моделирование и проектирование

- Разработка и составление алгоритмов

- Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии

- Изготовление технологических карт (показать примеры)

- Аукцион экономических идей

- Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»

- Мультимедийные презентации

- Виртуальные экскурсии

- Создание мастерских «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»

- Проектная деятельность

- Изготовление лэпбуков

- Поздравление родителей с профессиональными праздниками

- Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям

- Тематические недели

- Интерактивные игры

- Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)

 Как сделать так, чтобы дошкольнику было легче рассказать о профессии? Мы можем применить метод наглядного моделированияЧто необходимо знать дошкольнику о профессии?

Задание 5. Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме

(Команды составляют пиктограммы)  

 Пример, уточнение: Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:

(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)

-Название профессии

-Место работы

-Материал для труда

-Форменная одежда

-Орудия труда

-Трудовые действия

-Личностные качества

-Результат труда

-Польза труда для общества

Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. Хочу предложить вашему вниманию несколько игр на ознакомление с профессиями. Возможно, Вы увидите то, что уже используете в своей работе, а может быть что- то возьмете на заметку.

Задание 6. Игра "Самая, самая профессия"

Назовите профессии, подходящие под определение:

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор, ландшафтный дизайнер.)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

Самая денежная (банкир, модель.)

Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)

Самая смешная (клоун, пародист.)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник, тамада.)

Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).

Самая красивая (визажист, парикмахер, стилист)

Задание 7. Игра «Назови профессию»

1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию? (Телерепортер)

2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. О какой профессии идет речь? (Орнитолог)

3. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты? (Фармацевт)

4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь? (Нотариус)

Задание 8. Игра «Профессии XXI века». Назовите самые современные профессии

Веб-мастер, маркетолог, фандрайзер, PR- агент, имиджмейкер, лоббист, дизайнер, менеджер, флорист, дистрибьютер, программист, клерк, провизор, маклер, дантист, фармацевт, нотариус, репортер, пиротехник.

Подведение итогов.

Сегодня мы с Вами   поговорили о такой важной  теме, как профориентация дошкольников. Вспомнили задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе,  необходимые условия для успешной работы, традиционные и нетрадиционные формы работы с дошкольниками.

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека.

А делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками

Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками     ...

Использование проектной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками.

С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям мною был разработан и реализован профориентационный проект «В мир...

Родительское собрание "Ранняя профориентационная работа"

Подготовка ребенка к выбору будущей профессии заключается не навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный ...

Консультация :"Условия, формы и методы профориентационной работы с дошкольниками"

Цель ранней профориентации: дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях....

План работы творческой рабочей группы по реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год

План работы творческой рабочей группыпо реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Применение квест – технологии в профориентационной работе с дошкольниками в условиях ФГОС».

Цель мастер - класса:  поделиться имеющимся опытом  работы по повышению мотивации педагогов к использованию квест – технологии в процессе ознакомления дошкольников с профессиями....