Картотека дидактических игр для детей ОВЗ «Мир профессий»
картотека

Кирякова Ольга Александровна

Представления о мире профессий у ребенка ОВЗ дошкольного возраста ограниченны пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети ОВЗ знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Ознакомление с миром профессий ставит целью дать детям ОВЗ конкретные знания и представления о профессии и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_dlya_detey_ovz.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

      Картотека дидактических игр для детей ОВЗ

 «Мир профессий»

Представления о мире профессий у ребенка ОВЗ дошкольного возраста ограниченны пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети ОВЗ знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Ознакомление с миром профессий ставит целью дать детям ОВЗ конкретные знания и представления о профессии и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей с ОВЗ – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Для того, чтобы  дошкольники ОВЗ понимали  всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений у  дошкольников с ОВЗ о мире профессий. Но ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. В ходе игры дошкольники начинают показывать деятельность представителей самых разных профессий.

«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место.        

Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе;  врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто что умеет делать?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

       Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

       Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

      Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

        

«Кто это  делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Что не так»   

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Что делает…?»   

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

 Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

 Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Что нужно для работы?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах,  инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска… Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь… Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты… Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это верно»

  Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Закончи предложение»

 Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

      Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)        

 Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Какая это профессия» (по фотографии)

 Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

       Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Портрет» (речевой)

Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.    

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начну предложение, а ты закончишь»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

 Если бы не было учителей, то … Если бы не было врачей, то … Если бы не было дворников, то… Если бы не было водителей, то … и т.д.

        «Оденем куклу на работу»

Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

«Едем на работу»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

    Педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место.

«От слова к слову» 

     Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

Ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии.

Игра «Выбираем работу»

Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:  Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:  

Будем дружно подрастать  

И работу выбирать.  

В космонавты мы пойдем  

И ракеты поведем.(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты.)  В капитаны мы пойдем,  

Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)  

В вертолетчики пойдем,  вертолеты поведем.

 (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)  Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

 А мы в летчики пойдем,  

Самолеты поведем.  Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.  

В комбайнеры мы пойдем  

И комбайны поведем.  

Мы в пожарные пойдем  

И пожар тушить начнем.

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:  

Что ты делаешь — не знаем,  

Поглядим и угадаем.

 Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.  Дети угадывают действия.

Игра «Назови профессию»

Цель: Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

     Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.  Трактор — тракторист.  Машина — шофер.  Экскаватор — экскаваторщик.  Комбайн — комбайнер.  Подъемный кран — крановщик.  Поезд — машинист.  Корабль — капитан.  Самолет —летчик (пилот).  Космический корабль — космонавт.  Пожарная машина —пожарный.  Бульдозер — бульдозерист.  Гоночная машина —гонщик (пилот).  И т.д.

«Угадай кто это?»

 Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?

  Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно!  Могу — жилет, могу — пальто, могу — костюмчик модный!»  Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала,  когда б тебя Я не таскала?  Ты только следуешь за Мной!»  С улыбкой слушал их … (Портной)

Еще до восхода просыпаться привык.  Первым встречает он солнце в дворе:  Чтоб наши улицы были чисты!  Трудится с утра … (Дворник)

Есть палочка у него в руках волшебная,  Через мгновение все машины остановит она!  Вот палочку вверх он быстро поднял  Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)

Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей:  Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)

«Что делают этим предметом?»

 Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет.

  Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети.  

Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры.  Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы.  

Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы.

 Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры.  Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники.  Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики.  

Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники.

 Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др.

        

 «Что сажают в огороде»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Педагог сообщает, что сегодня мы будем фермерами и нам предстоит работа на огороде. Спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель. Морковь.

Дети. Да!

Воспитатель. Огурцы.

Дети. Да!

Воспитатель. Свекла.

Дети. Да!

Воспитатель. Сливы.

Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по теме «Знакомство с профессиями» (старшая группа).

Картотека дидактических игр по теме "Знакомство с профессиями" в процессе организации самостоятельной дечтельности детей в старшей группе....

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с миром профессий.

Картотека дидактических игрпо ознакомлению с миром профессий....

Картотека дидактических игр в старшей группе Тема "Профессии"

Картотека дидактических игр в старшей группе Тема "Профессии"...

Картотека Дидактические игры - проф.минутки по теме: «Профессии».

Картотека Дидактические игры - проф.минутки по теме "Профессии"...

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с профессиями

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с профессиями...

Картотека дидактических игр по ознакомлению дей с профессиями

Картотека предназначена для детей 5-7 лет...