Проект "Сказочный мир ребенка"
проект (старшая группа)

«Сказочный мир ребенка»

Сказкотерапия как средство личностного развития дошкольника и его творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka.docx70.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ИСКОРКА»

 http://iskorka.moy.su/ehmblemka_mbdou.jpg

ПРОЕКТ

«Сказочный мир ребенка»

Автор:

Педагог-психолог,

Трактирова А.А.

г.Усть-Илимск,

2021г.

 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 

1

Название   проекта.

«Сказочный мир ребенка»

Сказкотерапия как средство личностного развития дошкольника и его творческого мышления.

2

Актуальность проекта

Дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству: придумывание сказок, стихов, небылиц (Л. В. Ворошнина, М. М. Рыбакова, С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкая и др.).

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Поэтому сказки любят все: дети и взрослые.  В настоящее время практикуется такое направление арт-терапии, как «сказкотерапия»– «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Ребенка дошкольного возраста отличает высокая эмоциональность, вера в чудеса. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд, воздействует метод сказкотерапии. 

Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Сказка развивает творческий потенциал, мышление, фантазию, воображение ребенка. Ее можно анализировать, сочинять, рисовать,  драматизировать, пересказывать.

Актуальна сказкотерапия еще и тем, что ее можно применять и в  воспитании, и в образовании, и в развитии как ребенка, так и взрослых. Через сказки ребенок не только учится новому и принимает нравственные ценности, но и развивается творчески, учится анализировать ситуации.

В старшей группе № 8 дети активно показывают свои таланты и творческие способности, так и есть дети «эмоционально зажатые», которым необходимо дать возможность проявить себя. Также в группе находятся ребята, требующие постоянного внимания со стороны взрослого, с тревожными явлениями и др. Именно поэтому была выбрана данная группа с целью нормализации и коррекции психического состояния воспитанников.

3

Авторы проекта

 Трактирова Анна Александровна

4

Основная идея проекта.

Сказка для ребенка, как и сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

При реализации данного проекта мы хотим поспособствовать  личностному развитию и  развитию нравственных ценностей, а также творческого мышления детей 5-6 лет с помощью сказкотерапевтических методов: обсуждение сказки, проигрывание, придумывание окончания сказки или нового сюжета, сочинение, рисование сказок и небылиц, игровые упражнения.

5

Участники проекта

 Воспитанники старших групп и их родители, педагоги ДОО, педагог-психолог

6

Сроки реализации проекта

 Сентябрь – октябрь-ноябрь 2021г.

7

География проекта

Проект реализуется на территории МБДОУ №22 «Искорка» г. Усть-Илимск

8

Цель и задачи проекта

Цель – формирование личностного и психического развитие детей 5 -6 лет и их творческого мышления.

Задачи:

1.Поддержать инициативу и самостоятельность ребенка.

2.Изучить особенности творческого мышления ребенка на словесном материале.

3.Создать положительный эмоциональный настрой.

4.Сформировать ценностные ориентации и нравственные нормы.

5.Способствовать обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка при совместной деятельности с родителями.

9

Механизм реализации проект

Ознакомление педагогов и родителей с методом сказкотерапии (сказкотерапевтический тренинг, информация). Проведение бесед и сказкотерапевтических игр с детьми. Проигрывание и обсуждение различных сказок (психотерапевтические, русские народные, авторские). Создание собственной сказки ребенком совместно с родителями. Оформление книги со сказкой.

10

Риски невыполнения

  1. Нежелание или нехватка времени у родителей участвовать в проекте.
  2. Небольшой опыт и информации у детей о сказках.

11

Результаты реализации проекта

  1. Развитие творческого мышления и воображения детей.
  2. Создание сборника авторских сказок с иллюстрациями детей и родителей.
  3. Расширение кругозора о сказках, их героях.
  4. Сочинение детьми сказки, умение сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. 

12

Система оценки результата проекта (критерии, показатели и т.д.)

  1. Стабилизация эмоционального состояния детей.
  2. Диагностика эмоционального состояния.
  3. Оценка практической деятельности будет оцениваться по придуманной сказке дошкольника с родителями.

Приложение 1.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Сказочный мир ребенка»

№п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Ожидаемые результаты

  1.  Организационный этап

 1.1.

Изучение литературы по проблеме личностного развития и  развития творческого мышления у дошкольников.  

 Сентябрь

 Трактирова А.А.

 Получить углубленные знания и сделать подбор необходимой литературы по данной тематике.

1.2.

Подбор сказок и игр, необходимых для занятий.

Сентябрь

Трактирова А.А.

Составить занятия с детьми на основе данных игр и сказок.

 1.3.

 Консультация на тему «роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

 Сентябрь

  Трактирова А.А.

 Информация в группе и на мини-сайте педагога-психолога.

  1. Практический этап

2.1.

Знакомство детей с миром разных сказок.

13.09.21 по 30.09.21

Трактирова А.А.

Педагоги группы.

Дети узнают о разнообразии сказок. Закрепить познания детей о сказках.

 2.2

  Чтение сказок. Беседы, обсуждения по сказкам.

 Октябрь

 Трактирова А.А.

 Развитие словесно-логического мышления у детей.

 2.3.

 Тренинг для воспитателей.

 Октябрь

  Трактирова А.А.

   Знакомство педагогов с понятием «сказкотерапия» и определение ее цели в воспитании и развитии ребенка.

2.4.

Заучивание стихотворения  и его представление в группе.

Октябрь

Педагоги группы.

Развитие памяти детей и их творческих способностей.

 2.5.

 Сочинение сказки вместе с детьми.

 Октябрь

 Трактирова А.А.

 Сплочение детского коллектива. Развитие воображения и творческого мышления.

 2.6.

 Подготовка интерактивной игры-презентации «В мире сказок».

 01.11.21 по 12.11.21

 Трактирова А.А.

Закрепление знаний о нравственных нормах и ценностях.

  1. Результативно-аналитический этап

3.1.

Совместное творчество родителей и детей по изготовлению книги со сказкой и рисунками.

15.11.21 по 25.11.21

Трактирова А.А.

Родители.

Педагоги группы.

Сборник собственных сказок детей.

Развитие у детей личностных качеств и творческого мышления при создании сказки.

3.2.

Сбор информации по оценке эффективности  проекта методом беседы.

26.11.21 по 30.11.21

Трактирова А.А.

Анализ полученных результатов проекта.

Приложение 2

РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТА

Деятельность с детьми

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Знакомство с миром сказок.

Виды: авторские, русские народные, психотерапевтические, психокоррекционные, медитативные, дидактические. Разбор одной сказки каждого вида. Обсуждение.

Наблюдение за детьми в процессе рассказывания (диагностическая методика).

Заучивание стихотворения и его представление в группе.

Авторские сказки (отрывок) –К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.С. Пушкин и др. Дать возможность представить свое видение ребенком данного отрывка произведения – нарисовать, слепить, инсценировать и.т.д.

Создание интерактивной игры-презентации «в мире сказок».

Работа на Smart доске / виртуальной доске Miro. Выбор детей одной или нескольких сказок для презентации.

Сочинение групповой сказки.

Научить составлять историю. Показать алгоритм сочинения сказки. Используются карточки, игрушки и слова вроде «жили-были…», «в некотором царстве…» и т.д.

Написание и демонстрация собственной сказки ребенком.

Выбор темы и героя сказки по желанию ребенка.  

Рефлексия

Чему нас учит сказка? Для чего нам сказки нужны? Что полезного они нам приносят? Какое занятие/мероприятие больше понравилось детям?

Деятельность с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Консультация на тему «роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Информация на сайте, стендовая информация в группе.

Заучивание стихотворения с ребенком.

Представить стихотворение в любой форме: рисунок, продолжение стихотворения, подделка, аппликация и т.д.

Создание книги с собственной сказкой совместно с ребенком.

Родители записывают сказку, сочиненную ребенком. Помогают в оформлении и презентации сказки в группе.

Отзывы родителей и педагогов по оценке эффективности  проекта

Отзывы родителей по желанию.

Деятельность с педагогами

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Консультация на тему «роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Информация на сайте, стендовая информация в группе.

Сказкотерапевтический тренинг.

Знакомство с понятием «сказкотерапия». Представление информации о разных видах сказок и их влияние на развитие и воспитание ребенка. Применение сказки в образовательных целях. Познание себя педагогами через сказки.

Оценке эффективности  проекта

Отмечаются пожелания педагогов и их оценка по результативности и актуальности данного проекта.

Совместный подбор игр и упражнений

(по необходимости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...